Геометрические параметры цепной передачи

ЛЕКЦИЯ 11

Цепные передачи

Цепная передача относится к передачам зацеплением с гибкой связью. Состоит из ведущей и ведомой звездочек, огибаемых цепью (рис. 19.1).

Достоинства:

1. По сравнению с зубчатыми передачами цепные передачи могут передавать движение между валами при значительных расстояниях (до 8 м). 2. По сравнению с ременными передачами:

а) более компактны; б) могут передавать большие мощности (до 3000 кВт); в) силы, действующие на валы, значительно меньше, так как предварительно натяжение цепи мало; г) могут быть одной цепью передавать движение несколькими звездочками; д) отсутствует проскальзывание при работе.

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

а б

Рис. 19.1. Цепная передача: а – роликовой цепью; б – зубчатой цепью

Недостатки:

1. Значительный шум при работе, особенно при больших скоростях, малом числе зубьев звездочек и большом шаге. Этот недостаток ограничивает применение зубчатых передач при больших скоростях. 2. Сравнительно быстрый износ цепи вследствие затруднительного подвода смазки. 3. Удлинение цепи из-за износа шарниров, что требует натяжных устройств.

Применение. Наибольшее применение получили цепные передачи, мощностью до 120 кВт при окружной скорости до 15 м/c. В станках, транспортных и других машинах, когда зубчатые передачи непригодны (большое межосевое расстояние), а ременные передачи ненадежны.

Приводные цепи

Приводная цепь - главный элемент цепной передачи, она состоит из соединенных шарнирами звеньев.

Основные типы приводных цепей:

· втулочная;

· роликовая;

· зубчатая.

Эти цепи стандартизированы и изготавливаются специализированными заводами.

Роликовые цепи - состоят из двух рядов наружных и внутренних пластин (рис. 19.2). В наружные пластины запрессованы валики, пропущенные через втулки. На втулки запрессованы внутренние пластины. Валики и втулки образуют шарниры. На втулки свободно надеты закаленные ролики. Зацепление цепи со звездочкой происходит через ролик, который перекатывается по зубу и уменьшает его износ. Ролик выравнивает давление зуба на втулку и предохраняет ее от износа.

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

Рис. 19.2. Приводная роликовая однорядная цепь: 1 - соединительное звено; 2 – переходное звено

Роликовые цепи имеют широкое применение, рекомендуется при скоростях Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru м/c.

Втулочные цепи. По конструкции аналогичны роликовым цепям, но не имеют роликов, что удешевляет и облегчает цепь, но увеличивает износ. Применяются при скоростях Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru м/c в неответственных передачах.

В зависимости от передаваемой мощности бывают однорядными или многорядными с числом рядов Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru .

Зубчатые цепи. Состоят из набора пластин зубообразной формы, шарнирно соединенных между собой. Зубчатые цепи по сравнению с другими работают более плавно, с меньшим шумом, лучше воспринимают ударную нагрузку, тяжелее и дороже. Рекомендуются при Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru м/c.

Материалы цепей. Цепи должны быть износостойкими и прочными. Пластины цепей изготавливают из сталей 50, 40Х и др. с закалкой до твердости HRC 40-50. Оси, втулки, ролики, вкладыши и призмы - из цементируемых сталей - 15, 20, 15Х и др. с закалкой до твердости HRC 52-60/

Шаг цепи

Шаг цепи p - является основным параметром цепной передачи и принимается по ГОСТ. Чем больше шаг, тем выше нагрузочная способность цепи, сильнее удар звена о зуб, меньше плавность, бесшумность и долговечность передачи.

При больших скоростях принимают цепи с малым шагом.

В быстроходных передачах при больших мощностях рекомендуется применять цепи малого шага, роликовые и втулочные многорядные, зубчатые большой ширины.

Звездочки

По конструкции отличаются от зубчатых колес лишь профилем зубьев, размеры и форма которых зависят от типа цепи (рис. 19.3 и рис. 19.4).

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

Рис. 19.3. Звездочки роликовой и втулочной цепей

Делительная окружность звездочек проходит через центры шарниров цепи.

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

Рис. 19.4. Звездочка зубчатой цепи

Для увеличения долговечности цепной передачи принимают по возможности бóльшее число зубьев меньшей звездочки. Но при очень большом числе зубьев даже у малоизношенной цепи в результате радиального сползания по профилю зубьев нарушается зацепление со звездочкой. Поэтому максимальное число зубьев большой звездочки ограничено:

· для втулочной цепи Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru ;

· для роликовой Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru ;

· для зубчатой Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru .

Предпочтительно принимать нечетные числа зубьев звездочек, что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует более равномерному ее износу.

Материал звездочек должен быть износостойким и хорошо сопротивляться ударным нагрузкам. Звездочки изготавливают из сталей 45, 40Х и др. с закалкой или из цементируемых сталей 15, 20Х и др.

Геометрические параметры цепной передачи

1. Оптимальное межосевое расстояние передачи (рис. 19.5) принимают из условия долговечности цепи

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru , (19.1)

где p - шаг цепи; Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru для малых передаточных отношений Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru ; Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru для больших передаточных отношений Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru .

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

Рис. 19.5. Схема цепной передачи

2.Длину цепи Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru вычисляют по формуле, аналогичной формуле для определения длины ремня.

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru . (19.2)

3. Межосевое расстояние передачи при окончательно выбранном числе шагов

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru . (19.3)

Для нормальной работы передачи ведомая ветвь должна иметь небольшое провисание, для чего расчетное межосевое расстояние уменьшают на Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru .

Силы в ветвях цепи

1. Окружная сила, передаваемая цепью

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru , (19.4)

где d - диаметр делительной окружности звездочки.

2. Предварительное натяжение цепи от провисания ведомой ветви:

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru , (19.5)

где q - вес 1 м цепи; a - межосевое расстояние; Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru - коэффициент провисания, Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru - для горизонтальных цепей, Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru - для вертикальных, Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru - для наклонных и горизонтальных до 40°.

3. Натяжение цепи от центробежных сил

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru . (19.6)

4. Натяжение ведущей ветви цепи работающей передачи (рис. 4.41)

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru . (19.7)

5. Нагрузка на валы

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru , (19.8)

где Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru - коэффициент нагрузки на вал, выбирается в зависимости от наклона линии центров звездочек к горизонту и характера нагрузки.

Геометрические параметры цепной передачи - student2.ru

Рис. 19.6. Эпюра сил в звеньях цепи при работе передачи

Наши рекомендации