Автопоезда и специальное оборудование для
Перевозки лесоматериалов
Автопоезда для перевозки лесоматериалов
Лесовозные автопоезда состоят из автомобиля-тягача, имеющего поворотный коник, и прицепа-роспуска, на поворотный коник которого опирается задний конец пакета леса.
Схемы лесовозных автопоездов показаны на рис. 7.7.
Основными схемами являются а, б, д. При хороших дорожных условиях используются автопоезда в составе седельного тягача, полуприцепа и роспуска (рис. 7.7, в, г, е). Такие автопоезда имеют максимальную грузоподъемность. Их недостатком является склонность к «складыванию», что ухудшает их маневренность.
Рис. 7.7. Схемы лесовозных автопоездов.
Схемы лесовозных автопоездов на рис. 7.7, е, ж, могут использоваться при перевозке сортиментов и при двухкомплектной вывозке хлыстов. Автопоезда состоят из автомобиля с роспуском и прицепа.
Скорость движения лесовозных автопоездов ограничена тяжелыми дорожными условиями и составляет от 60 до 70 км/ч. Устойчивую минимальную скорость движения лесовозных автопоездов устанавливают 3... 5 км/ч.
Проходимость лесовозных автопоездов улучшается при полном использования крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим мостам тягача. Для обеспечения проходимости автопоездов предусматривается возможность блокировки дифференциала. На лесовывозке применяются автомобили-тягачи с колесами задних ведущих мостов на нормальных двухскатных или односкатных широкопрофильных шинах.
Полноприводные лесовозные автомобили имеют механические трансмиссии, максимально унифицированные с трансмиссиями базовых автомобилей общего назначения. Передние ведущие управляемые мосты максимально унифицированы с задними (средними) ведущими мостами. Прежде всего, унифицированы их главные передачи. В приводе ведущих управляемых мостов применяют карданные шарниры, имеющие постоянную угловую скорость. Различие между разными шарнирами состоит в способе выравнивания скорости и установки их в шкворневом устройстве.
К тягачам лесовозных автопоездов, эксплуатирующихся в холодных климатических зонах, предъявляются дополнительные требования. Двигатель оборудуют системой предпускового разогрева и средствами облегчения пуска двигателя. Систему охлаждения двигателей оборудуют вентилятором с муфтой автоматического управления. Вывод отработавших газов двигателя и подогревателя направляют в правую сторону, что исключает ухудшение обзорности дороги для встречных и обгоняющих автотранспортных средств. Топливная система тягача с дизельным двигателем имеет устройство для подогрева дизельного топлива до температуры, обеспечивающей прокачиваемость зимних сортов топлива при пуске двигателя. Места установки аккумуляторных батарей тягачей с системой подогрева имеют термоизоляцию, предохраняющую электролит от интенсивного остывания. Тягачи оборудуются противотуманными фарами и прожекторами, управляемыми из кабины с места водителя. Кабину делают с усиленной термоизоляцией. Система отопления должна обеспечивать при температуре окружающей среды до -60°С и движении автопоезда со скоростью 40 км/ч температуру воздуха внутри кабины не ниже +10°С.
Специальное оборудование лесовозных
Автомобилей
Лесовозные автомобили оснащаются специальным оборудованием, в состав которого входят коник, подконниковая рама, тягово-сцепное устройство, ограждение кабины, запорное устройство дышла, коробка отбора мощности и лебедки.
Коник представляет поворотное устройство, через которое нагрузка от размещаемого на нем леса передается на подконниковую раму и раму автомобиля. Коник обеспечивает размещение и удержание бревен при транспортировке, а также облегчает их разгрузку. Коник (рис. 7.8) состоит из основания, двух откидных стоек с наконечниками, шарнирно установленных на осях, стяжных и страховочного канатов с запорами.
Рис 7.8. Коник автомобиля: 1 -упор стойки; 2 - канат стойки; 3 - стойки; 4 - наконечник стойки; 5- канат страховочный; 6 - канат механизма облегчения подъема стоек; 7 -запор каната стойки; 8 — основание коника.
Соединение коника с подкониковой рамой обычно выполняют с помощью шкворня или бесшкворневым.
Конструкция коника позволяет разгружать лесоматериалы в обе стороны, для чего натяжные канаты и замки располагают так, чтобы замок открывался со стороны, противоположной той, на которую производится выгрузка.
Подкониковая рама с накатными площадками с помощью кронштейнов крепится к раме автомобиля. В средней части подкониковой рамы расположена опорная плита коника. Накатные площадки располагают наклонно относительно горизонтальной плоскости. Накатные площадки служат опорой для колес прицепа-роспуска во время транспортировки его на шасси автомобиля.
В задней части рамы установлена буксирная вилка для крепления дышла прицепа-роспуска и тяговая балка, к которой крепятся тросы крестообразной сцепки прицепа-роспуска.
Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения лесоматериалами при их погрузке и транспортировке.
Коробка отбора мощности предназначена для отбора мощности на привод лебедки. Отбор мощности в лесовозных тягачах, как правило, производится от раздаточной коробки.
Лебедка предназначена для загрузки и разгрузки прицепа-роспуска. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с помощью карданного вала. Лебедка состоит из редуктора и барабана с намотанным на него тросом. Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормоза с фрикционной накладкой.
Перевозка прицепов-роспусков на шасси автомобиля-тягача позволяет при увеличении средней скорости движения улучшить плавность хода автомобиля без груза, его маневренность, а также уменьшить скорость изнашивания шин роспуска. На рис.7.9. показана схема погрузки прицепа-роспуска на автомобиль МАЗ-509А.
Рис. 7.9. Схема погрузки роспуска на шасси тягача:
а - общий вид автопоезда перед началом погрузки; б - процесс погрузки прицепа-роспуска на шасси тягача; в - общий вид автопоезда с погруженным роспуском на шасси тягача; 1 - направляющие блоки; 2 — замок, удерживающий дышло в гнезде ограждения; 3 - обводные ролики; 4 - погрузочная лебедка; 5 - накатные плоскости тягача; 6 - тяговый трос; 7 - дышло; 8 -гнездо крепления троса; 9 - шкворень крепления тягового троса к дышлу; 10- фиксирующий шкворень шарнира дышла; 11 - фиксирующее замковое устройство роспуска; 12 -роспуск.