Контроль ТС и ТО кузовов легковых автомобилей

Кузовом легкового автомобиля называется одна из его основ­ных частей, объединяющая пассажирский салон с отделениями для двигателя и багажа.

Кузов легкового автомобиля служит для размещения водителя, пассажиров, багажа и защиты их от внешних воздействий (дождь, пыль, ветер, снег, удары при столкновениях). Кузова легковых автомобилей различаются по числу объёмов, на которые они разделены и по конструкции. Типы кузовов легковых автомобилей представлены на рисунке 9.

Техническое обслуживание кузова легкового автомобиля во многом зависит от его типа и соответственно от конструктивных особенностей. Но также предусмотрены регламентированные операции которые выполняются на всех типах кузовов легковых автомобилей при ТО и эксплуатации.

Кузова легковых автомобилей
Контроль ТС и ТО кузовов легковых автомобилей - student2.ru

Рисунок 9 – Типы кузовов легковых автомобилей

ТО кузовов легковых автомобилей заключается в мойке, поддержании чистоты и хорошего состояния окрашенных и хромированных поверхностей, обивке салона, а также в смазке и регулировке навесных деталей кузова – дверей, капота и крышки багажника. Лакокрасочное покрытие – одно из важнейших показателей, характеризующих техническое состояние кузова автомобиля.

Правильный уход за окраской автомобиля заключается в своевременной мойке кузова с применением специальных шампуней высокой моющей способности, а также в периодической обработке наружных окрашенных поверхностей полировочной пастой и специальными водоотталкивающими восковыми составами. Для новых автомобилей после 2-3 месяцев эксплуатации рекомендуется мойка только водой, так как в этот период происходит окончательное отвердение лакокрасочного покрытия.

В процессе эксплуатации автомобиль лучше мыть в тени или в закрытом специально оборудованном помещении, так как при мойке на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом – при замерзании воды на краске могут появиться трещины.

Не рекомендуется стирать пыль с кузова всухую. При мойке автомобиля не допускается применение морской воды, соды, керосина, бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном следует очистить его мягкой фланелью, слегка смоченной бензином, а затем протереть насухо чистой тканью.

Для сохранения блеска окрашенную поверхность рекомендуется полировать, предварительно вымыв и насухо протерев кузов. Не следует полировать нагретую поверхность.

Полировать кузов надо последовательно небольшими участками тонким слоем, так как полирующие составы: быстро высыхают и их трудно растирать.

При тяжелых условиях эксплуатации защитное заводское покрытие днища кузова может разрушиться, поэтому после пробега 6-12 тыс. км. следует проверить его состояние. Повреждения мастичного слоя без нарушения грунтовочного надо восстанавливать, промазав мастикой толщиной не менее 2 мм методом распыливания или нанесением кистью.

В случае глубокого повреждения мастичного покрытия для защиты основания кузова от коррозии по предварительно промытой, очищенной от ржавчины, обезжиренной и просушенной поверхности следует нанести грунтовку или свинцовый сурик на натуральной олифе – кистью или пульверизатором. Сушат грунт и сурик не менее 24 часов в естественных условиях. После сушки днище надо промазать антикоррозионной мастикой. Мастику разводят до необходимой консистенции уайт спиритом или сольвентом. Сушка мастики при температуре не ниже 15°С требует не менее 48 часов, продолжительность искусственной сушки сокращается.

В процессе эксплуатации автомобиля не реже одного раза в два года следует повторно нанести защитное покрытие в закрытые и полузакрытые полости кузова.

При уходе за хромированными деталями требуется регулярно чистить их от загрязнения тряпкой, смоченной в керосине, затем тряпкой, смоченной в воде, и протирать насухо чистой и мягкой тряпкой.

Уход за резиновыми уплотнителями заключается в протирании уплотнителя мягкой тряпкой, смоченной в техническом глицерине, который удаляет серый налет, образующийся на уплотнителях в результате выделения серы.

Для защиты резиновых изделий от воздействия атмосферы надо применять специальную защитную краску, высыхающую в обычных условиях. Окраску производить 2-3 раза в год.

При техническом обслуживании навесных деталей кузова необходимо смазать петли дверей, тягу привода замка капота, трущиеся участки ограничителей открывания дверей, торсионы и петли крышки багажника и другие подвижные элементы кузова.

Для правильной работы замка дверей регулируют положение фиксатора на стойке кузова. Перед регулировкой рекомендуется очертить контуры фиксатора на стойке и ослабить болты крепления. Если дверь закрывается слишком туго, необходимо сместить фиксатор наружу, если слабо – во внутрь; если дверь при закрывании опускается – сместить фиксатор вверх, если приподнимается (провисание в открытом положении) – вниз.

Регулировку капота и крышки багажника выполняют аналогичным образом.

При визуальном контроле взаимного положения дверей и проема кузова можно пользоваться липкой лентой, разрезанной по месту проверяемого зазора.

При диагностике кузова легковых автомобилей пользуются в основном органолептическими методами и простейшими средствами для измерения зазоров между подвижными элементами кузова автомобиля. При несоответствии зазоров их регулируют. Также визуально проверяют состояние лакокрасочного покрытия и антикоррозионного покрытия при необходимости данные покрытия восстанавливают.

Наши рекомендации