Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»
(по Н. Сладкову)
Цель:
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пересказа.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование:
Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
• Изучение лексической темы «Дикие животные».
• Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой 'теме.
• Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».
-Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).
Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.
— Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
— Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Чтение адаптированного рассказа.
Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.
4. Беседа по содержанию.Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.
— Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)
— Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)
— Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)
— На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)
— Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)
— Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
— Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
— Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
— Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)
5. Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...
Так медведь...
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
6. Физкультминутка.
Зайки встали на лужок,
Собираемся в кружок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыжки на месте, руки перед грудью,
ладошки вниз, как лапки.
Сели зайки на лужок,
Присесть на корточки.
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-попрыгайки.
Изобразить соответствующие движения.
7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.
8. Пересказ по графическому плану.Развитие связной речи, памяти.
Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
9. Итог.Оценка речевой деятельности детей.
— Что мы сегодня делали на занятии?
— Чему научились?
— Что запомнили?
Занятие 4.
Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок»
(по Г. Скребицкому)
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».
• Изучение лексической темы «Птицы».
• Наблюдения в природе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске.
2. Подготовка к восприятию текста.
- Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?
3. Чтение рассказа.Развитие произвольного внимания.
— Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу.
В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.
— Что я прочитала? (Рассказ.)
— Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)
4. Беседа по содержанию.Развитие диалогической речи, слуховой памяти.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
— Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.)
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел.( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)
5. Выделение действующих лиц рассказа.Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.
Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
— Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.
Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца».Развитие навыков словообразования.
— У утки — утенок, а у кукушки — ... {кукушонок), у совы — ...,., у ястреба — ..., у воробья — ..., у гуся — ... и т.д.
7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?».Расширение и активизация глагольного словаря.
— Давайте поговорим на языке птиц.
Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами.
— Кукушка, подай голосок. {Ку-ку, ку-ку.) Петушок, как ты поешь? {Ку-ка-ре-ку.) И так далее.
— Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)
8. Повторное чтение рассказа.Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел.( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)
9. Пересказ по планус наглядной опорой графических схем.Развитие связной речи.
Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
10. Подведение итога.Оценка деятельности детей.
— Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?
Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
Занятие 5.