Диагностические параметры

Параметры диагностирования

Все неисправности и отказы, возникающие в процессе эксплуатации автомобилей, сопровождаются износами, изменениями зазоров в сопряжениях, шумами, вибрациями, стуками, пульсациями давления. Изменениями функциональных показателей: снижением мощности, тягового усилия, давления, производительности и т.д. Эти сопутствующие неисправностям и отказам признаки являются параметрами технического состояния, которые подразделяют на: структурные и диагностические.

Структурный параметр – параметр, непосредственно характеризующий работоспособность объекта диагностирования. Сюда относятся зазор в сопряжении, износ поверхностей сопряжения и др.

Диагностический параметр – параметр, косвенно характеризующий работоспособность объекта диагностирования. Сюда относятся вибрация, расход топлива, мощность, температура и др.

Требования к диагностическим параметрам для их использования в практических целях

Из всего комплекса возможных диагностических параметров в практических целях используются параметры, отвечающие требованиям однозначности, стабильности, широты изменения, доступности и удобства измерения, информативности, технологичности. При этом в первую очередь следует уделять внимание параметрам, характеризующим наиболее часто повторяющие отказы и неисправности, которые влекут за собой дорожно-транспортные происшествия или связаны с высокими затратами на их устранение.

Под однозначностью понимается соответствие каждому значению диагностического параметра только одного вполне определенного значения параметра выходного процесса (состояния диагностируемого объекта).

Широта поля изменения предусматривает наибольшее отклонение диагностического параметра при заданном изменении структурного параметра. Широта поля изменения может характеризоваться отношением величины изменения диагностического параметра к соответствующей величине структурного параметра.

Доступность и удобство измерения диагностического параметра определяются конструкциями машины и диагностического средства.

Информативность параметра определяется удельным весом определяемых им отказов диагностируемого объекта; удельный вес характеризуется частотой и стоимостью устранения отказов.

Технологичность измерения параметра определяется удобством подключения диагностической аппаратуры, простотой измерения и обработки результатов измерений. В целом технологичность измерения характеризуется трудоемкостью и стоимостью диагностирования.

Диагностические параметры подразделяют на частные и общие. Частные параметры указывают на определенную неисправность или отказ диагностируемого объекта. Например, смещение порога срабатывания предохранительного клапана смазочной системы двигателя указывает конкретно на его разрегулировку. Общие параметры характеризуют общее техническое состояние диагностируемого объекта. К числу общих параметров относятся, например, мощность и тяговые усилия, развиваемые на колесах автомобиля.

Диагностические параметры делят на зависимые и независимые. Независимые параметры указывают на конкретную неисправность, а зависимые используют только при сопоставлении нескольких параметров.

В зависимости от глубины контроля диагностические параметры подразделяются на параметры проверки общего технического состояния и параметры углубленного диагностирования.

Выбор диагностических параметров для оценки технического состояния автомобилей осуществляется из номенклатуры, рекомендуемой ГОСТ Р 51709-2001 (Автотранспортные средства. Требовании безопасности к техническому состоянию и методы проверки), ГОСТ 23435-79 (Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров), ГОСТ Р 52033-2003 (Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния), а также другой нормативно-технической документацией (РТМ, методики и технологии диагностирования, ТУ).

По характеру несомой информации диагностические параметры подразделяют на три группы: обеспечивающие получение информации о техническом состоянии диагностируемого объекта, но не характеризующие его функциональные возможности; обеспечивающие получение информации о функциональных возможностях диагностируемого объекта, но не дающие информацию о его техническом состоянии; комбинированные, обеспечивающие получение информации как о функциональных возможностях, так и о техническом состоянии диагностируемого объекта.

Лекция 7

Методы диагностирования и их классификация. Кинематический метод. Виброакустический метод. Пневматический метод. Энергетический метод. Метод диагностирования по параметрам рабочих процессов. Тепловой метод диагностирования. Оптический метод диагностирования. Динамический метод диагностирования. Методы диагностирования механических систем по параметрам работавшего смазочного масла.

Наши рекомендации