Упражнение в распространении предложений.
Это сухой сук. На сосне сухой сук. На высокой сосне сухой сук.
В небе самолёт. Высоко в небе самолёт. Самолёт идёт на посадку.
Определить место звука в слове.
Сом, квас, сумка, усы, поднос, самолет.
Подведение итогов занятия.
Занятие №14
Цель: автоматизация звука [с] в предложениях, чистоговорках, стихах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало, набор для звукового анализа, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
Повторение за логопедом чистоговорок, стихов.
Са - са - са - Летает оса.
Су - су - су - Поймали осу.
Сы - сы - сы - У осы усы.
Са - са - са - На носу у пса оса.
Со - со - со - У Сони колесо.
Гусаки
Идут песком,
Гусак с гусаком.
Глядит свысока
Гусак на гусака.
У Сысоя усы от носа до пояса.
У Сани сани едут сами.
Составление предложений из данных слов (с опорой на картинки)
Саня, стоять, мост, на.
Под, сосна, стоять, скамейка.
Над, кусты, летать, осы.
У, сом, усы.
У, танк, танкист.
4. Развитие фонематического слуха.Хлопнуть в ладоши в ответ на произнесение логопедом:
а) слога со звуком [с];
б) слова со звуком [с].
Са, ша, со, чо, ща, са, ца, са, ща, са, са или: щётка, цапля, санки, завод, оса, майник, сын, сукно...
Подведение итогов занятия.
Занятие №15
Цель:автоматизация звука [с] в текстах; формирование умения пересказывать; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало, набор для звукового анализа, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
2. Пересказ рассказа. Учить детей:
а) рассматривать картинку, замечать в ней самое главное;
б) не только перечислять предметы и объекты, но и отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
в) составлять на основе образца небольшой рассказ.
Сад.
Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и высокие сосны. В саду стоят скамейки. У скамейки сальвии и маки. Соня и Саня гуляют в саду. Они сами поливают сальвии и маки.
Подведение итогов занятия.
Звук [с']
Занятие №1
Цель: подготовка артикуляционного, аппарата к постановке звука [с']; постановка звука [с']; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Постановка цели занятия.
Артикуляционная гимнастика
«Качелька», «Блинчик», «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Киска сердится», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Хоботок»).
Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (до 10 раз, на последующих занятиях до 20 раз). Следить за точностью выполнения упражнения, вырабатывать плавность, силу, темп.
(Вначале движение производить замедленно, отстукивать рукой или под счет, затем темп можно ускорить.)
3. Постановка звука [с']. Показ правильной артикуляции звука, произнесение звука [с'] логопедом.
При произнесении звука [с'] надо шире улыбнуться, так как, оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. Постановка звука по подражанию.
Развитие фонематического слуха.
Поднять руку, услышав слог со звуком [с'].
Са, ся, оси, за, ца, си, ша, ся, ча, су, сю, тю, зу, цу, си, се, щи, сё, ся, тя, ся...
Подведение итогов занятия.
Занятие №2
Цель:автоматизация звука [с'] в слогах; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.
Оборудование: зеркало.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
Артикуляционная гимнастика
«Качелька», «Блинчик», «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Киска сердится», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Хоботок»).
3. Показ правильной артикуляции звука [с'] логопедом и ребенком.
4. Автоматизация звука [с']:
а) в прямых слогах:
си - се - сё се - си - сю сю - си - се
си - се - сю сё - си - се сю - си - ся
се - си - сё ся - си - сё сю - си - се
б) в обратных слогах;
ась - ась - ось ась - ась - есь
ась - ась - усь ась - ась - ись
ась - ась - ясь ась - ись - ась
Развитие фонематического слуха.
Поднять руку, услышав слог (слово) со звуком [с']:
а)ся, тя, си, са, зи, ща, ша, се, со, ти, сю и т.д.
б)санки, тонь, зайка, Сима, замок, цапля, шапка, сеть, чайка, щука, василёк и т.д.
Подведение итогов занятия.
Занятие №3
Цель: автоматизация звука [с'] в слогах со стечением согласных; выполнение звукового анализа и синтеза слогов; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.
Оборудование: зеркало, набор фишек для звукового анализа.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели занятия.
Артикуляционная гимнастика
«Качелька», «Блинчик», «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Киска сердится», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Хоботок»).
3. Повторение за логопедом слогов со стечением согласных:
сти - сте - стя спи - спе - спя сни - сне - сня
сти - стя - сте спи - спе - спю сни - сне - сню
сти - сте - стю спе - спи - спя сне - сни - сня
сти - стю - сте спе - спя - спи сне - сня - сни
сли - сле - слё сли - сле - сли сва - све - свя
сли - сле - сля сли - сля - сле сви - све - свю
ски - ске - скё - скя сми - сме - смё - смя
4. Развитие фонематического слуха.Хлопнуть в ладоши, услышав звук [с']:
Сева, Соня, Сима, Зоя, Люся, Саня, Вася, Уля, Муся, Зина.