Назовите основные этапы процесса удаления отходов в автоматизированном производстве и какие виды транспорта используются на каждом из них?
Система транспортирования стружки является частью автоматизированной системы удаления отходов ГПС. Удаление стружки от рабочих зон станков может выполняться с помощью конвейеров различных типов. Для транспортирования сыпучей стружки, которая образуется при обработке хрупких материалов (чугуна, бронзы и др.), применяют ленточные, скребковые, цепные и другие конвейеры. Для транспортирования сливной стружки, которая имеет большой объем при малой плотности, применяют шнековые конвейеры. Шнековые конвейеры бывают одно- и двухвинтовые. Они могут работать при горизонтальном, наклонном и вертикальном расположении. При работе с охлаждением шнековые конвейеры выполняют герметичными. Простота конструкции, отсутствие наружных движущихся частей, компактность, надежность в работе и возможность перемещения стружки в закрытом со всех сторон корыте являются преимуществами шнековых конвейеров. На некоторых станках применяют магнитные конвейеры. Между магнитами и несущей поверхностью с учетом глубины магнитного поля оставляют небольшой зазор, достаточно выходящий за пределы неподвижной несущей поверхности. Стружка, попадающая в воронку, ориентируется вблизи магнитов и скользит по несущей поверхности. На сбросе стружка направляется в тару для сбора стружки. Применение магнитных конвейеров ограничивается транспортированием стружки только ферромагнитных материалов (сталь, чугун). В зависимости от конкретных условий возможны три системы отвода и транспортирования стружки от станков, входящих в ГПС в общецеховую транспортную систему стружки:
1) транспортирование стружки в контейнерах, когда стружка у отдельных станков, входящих в ГПС, собирается в специальную тару (ящик, тележку);
2) транспортирование стружки конвейерами, проходящими вне станков ГПС и имеющими отводящие конвейеры того или иного типа от отдельных станков;
3) транспортирование стружки конвейерами, проходящими под станками ГПС в специальных тоннелях. Использование такой системы транспортирования исключает иметь на каждом станке ГПС устройства, отводящие стружку на общий транспортер, так как он располагается непосредственно под зонами обработки станков.
Часто применяют контейнерную систему транспортирования стружки, особенно когда при обработке деталей имеет место элементная стружка. Из зоны резания элементная стружка удаляется сравнительно легко: она попадает в стружкоприемник и затем в тару сразу или по конвейерной системе. Наполненная тара выдвигается оператором на позицию выдачи, а на ее место ставится новая тара. Наполненную и подготовленную к отправке тару можно транспортировать с помощью подвесных промышленных роботов или робокар, выполняющих перевозку заготовок и готовых деталей. Для удаления стружки от участков станков обычно служат винтовые и скребковые конвейеры. Винтовые конвейеры являются наиболее эффективными для перемещения как элементной (дробленой), так и сливной стружки. Стружка в желобе не вращается вместе с винтами из-за трения о стенки и поэтому передвигается вдоль желоба. Скребковый цепной конвейер предназначен для транспортирования элементообразной стружки.
9. Назовите основные виды связей, существующих в автоматизированном производстве.
По виду связи между станками АЛ бывают с жесткой и гибкой связью.
АЛ с жесткой связью состоят из отдельных станков-автоматов, связанных между собой жесткими транспортными устройствами, которые передают детали в процессе обработки с одного станка на другой. Такие линии называют синхронными, т.к. все станки в них работают в одном такте (время, в течение которого обрабатываются детали на станке). При остановке какого-либо станка останавливается вся линия.
АЛ с жесткой связью используются для обработки сложных корпусных деталей, а также деталей, требующих для своего перемещения приспособлений-спутников. Транспортная система АЛ проходит через все рабочие позиции; во время обработки деталь, как правило, не снимается с транспортера, фиксируется и зажимается на базовых поверхностях.
АЛ с гибкой связью называют несинхронными. Они состоят из независимо работающих по времени станков с гибкой транспортной связью. Такие линии снабжаются бункерами-накопителями для хранения определенного запаса деталей, откуда эти детали поступают на станки-автоматы для обработки. При остановке какого-либо станка АЛ продолжает работать, питаясь запасом деталей из бункера-накопителя.
АЛ с гибкой связью используются преимущественно для обработки изделий типа коротких тел вращения (кольца подшипников, шестерни, втулки, клапаны и т.д.). Их особенностью является перемещение под действием силы собственной тяжести, что находит широкое применение при межстаночном транспортировании, накоплении заделов и т.п.