Увеличение ширины стерео-базы в группах
Гораздо лучше применять увеличение ширины стерео-базы отдельно в группах, чем ко всему треку целиком. Если число одновременно звучащих инструментов в некотором частотном диапазоне слишком велико, и если становится затруднительным их распознать по отдельности, расширение стерео-базы дает возможность создать новое измерение микса, или, по меньшей мере, оно увеличивает горизонтальное измерение.
В программах Cubase и Nuendo соответствующий эффект называется Stereo Expander. Эффект Stereo Expander позволяет вам, например, переставить высокие подпевки и переместить их на самые края панорамы.
Для гитарной "стены звука" в стиле Раммштайн вы можете увеличить ширину "стены" перенаправлением нескольких гитар в отдельную группу для того, чтобы поставить в ее разрыв расширитель стерео-базы.
Расширитель стерео-базы использует частотно-зависимую фазовую перестановку, для того, что создать большее пространство на горизонтальном панорамном уровне, чем это может быть создано при помощи нормальной установкой громкоговорителей в секторе шириной 60 градусов.
При использовании стерео-расширителя отслеживайте моно-совместимость вашего микса при помощи кнопки "моно" на мониторной консоли. Если микс разрушается или обработанные стерео-расширителем инструменты исчезают при переключении в моно-режим, необходимо уменьшить действие стерео-расширителя.
Прослушайте отрывок без стерео-расширителя и затем с включенным стерео-расширителем.
Использование стерео-расширителя на подпевках дает замечательную возможность "внедрения" ведущего вокала в группу
подпевок вокруг него.
Обзор рабочего процесса
В рамках созидательного и творческого процесса сведения следующий обзор служит напоминанием и советом.
Также учитывайте все то, о чем будет рассказано в следующих разделах.
Запомните эти советы - и пусть они станут вашим вторым "я". Преобразовывайте все файлы в формат 32-бит плавающей запятой всякий раз, когда это необходимо и возможно.
Преобразуйте в аудио-треки все MIDI- каналы внешних устройств и VST- инструментов. Используйте при этом формат
32-бита с плавающей запятой.
Проверяйте каждую дорожку на наличие посторонних звуков дыхания, ошибок редактирования и щелчков. Очистите их. Правильно именуйте каналы и устанавливайте цветовое обозначение. Собирайте каналы в папки и перенаправляйте их выход.
Используйте переключение соло-режима на группах для управления распространением сигнала. Включение режима соло на группе также устанавливает режим соло на всех каналах, выход которых перенаправлен на эту группу.
Четко обозначьте свой план по панорамированию каналов.
Заглушите все папки, кроме папки с каналами барабанной установки, а также в барабанной папке заглушите все ненужные каналы по отдельности.
Начните сведение с построения ритмического костяка. Начните с большого барабана, затем редактируйте малый барабан. Используйте панорамирование, эквализацию, компрессию, гейты, ревербераторы, до тех пор, пока папка с барабанной установкой не зазвучит мощно и гармонично.
Если бас-гитара является частью группы ударных, отредактируйте ее и добавьте в микс.
Следующим шагом будет работа над инструментами, которые создают гармоническую составляющую и дают теплоту звука. Распределяйте инструменты налево и направо по панораме в зависимости от их частотных характеристик.
Вы можете выполнять финальные действия в режиме группового соло этих инструментов или вместе с барабанной установкой. Добейтесь хорошего звучания ведущего вокала и разместите его по центру. Сбалансируйте громкости уже отредактированных групп.
Распределите отдельные декоративные звуки в зависимости от их частотных характеристик в общем миксе. Если какой-то звук кажется искаженным, найдите место в трех измерениях, где этот звук будет хорошо слышим. Если вы не можете найти место для этого звука, даже с четким планом по панорамированию, и даже с использованием эквализации или отдаления -приближения при помощи реверберации, пересмотрите свое отношение к этому звуку на его текущем месте, и либо заглушите его, либо переместите в другое место песни.
Отстройте баланс громкостей при проигрывании на очень тихом и очень громком звуке. Обычно, после 3-4 часов работы микс готов на 90 процентов. Этот статичный микс представляет собой точку отсчета для последующей тяжелой работы.
Для того чтобы закончить последние 10 процентов работы необходимо здоровое чувство перфекционизма. Но делайте эту работу сами - будьте честными перед собой и объединитесь с коллегами, для того, чтобы всем вместе сгенерировать креативную энергию, которая необходима для достижения более высоких целей.
Используйте автоматизацию громкости для акцентирования появления новых партий и инструментов. Используйте автоматизацию громкости для формирования динамики песни. Используйте автоматизацию панорамы и стерео-расширителя для расчистки последних оставшихся проблемных участков.
Выполните оставшуюся автоматизацию. Выполните творческую работу над отстройкой деталей.
Экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, для того, чтобы улучшить отдельные звуки, которые звучат еще недостаточно хорошо.
Установите лимитер на мастер-шину с уровнем срабатывания -0.3dB для ограничения больших пиков. Делайте миксдаун сведения с небольшим свободным местом в начале и конце микса, но без любых фейдов вначале или в конце. Микс должен быть в формате 32 бита с плавающей запятой.