Методы прошлых лет. Подведение итогов
Какой вывод мы можем сделать из этого обзора аналогового процесса для нашей текущей работы на цифровой станции? Если вы сводите свою собственную песню и не очень довольны из-за своей вовлеченности в процесс, и ваш процесс замедлился или вы чувствуете, что зашли в тупик - сделайте копию проекта, удалите все второстепенные эффекты из разрывов и посылов
в треках и установите панорамирование всех треков по центру. Начните заново с четким планом сведения. Избегайте помощи коллег или друзей, которые мыслят также как и вы. Вместо этого поменяйтесь с ними ролями - Вы будете клиентом, а ваш коллега инженером сведения.
Установите себе четкие временные рамки. Случалось, что была только одна ночь, чтобы поспать в процессе сведения
и прямо перед началом следующего производства, изменить существенные детали, которые были сделаны накануне и на других мониторах. После этого панель коммутации и консоль сбрасывались в исходное состояние и все настройки сведения были безвозвратно утеряны.
Не позволяйте себе накапливать незавершенные проекты, только потому, что существует легкая возможность всегда к ним вернуться. Наоборот, всегда стремитесь к завершению проектов. Сделайте резервную копию и удалите проект с жесткого диска. И через год вы увидите, насколько этот обучающий курс повысил ваш профессионализм.
Если нужно, вы сможете свести все заново. Микс должен быть готов на 90 процентов после 4 часов работы. После этого вам остается произвести точную настройку, и это займет у вас большую часть времени. Я оцениваю это время в один или два дня. Но рассматривайте это только как общие рекомендации.
Процесс сведения также состоит из последовательности решений. Умение принимать быстрые решения незамедлительно отразится на скорости вашей работы.
Отправка микса на мастеринг
В данном курсе мы предполагаем, что вы выполняете сведение на компьютере без использования внешних аналоговых или микшерных консолей. В этом случае мастер-микс должен быть экспортирован без дизеринга в формате 32-бита с плавающей запятой в виде WAV-файла и записан на CD-ROM. Для того чтобы минимизировать число сбоев (block error rate) на носителе CD-R или DVD-R для дисков с данными рекомендуется выбирать низкую скорость записи.
CD-болванки, которые уже имеют информацию о том, какая скорость записи гарантирует наименьшее количество ошибок, сейчас очень редки. Значение плотности блочных ошибок (block error rate) является статистическим значением плотности ошибок на носителе, максимальная величина которого определена в стандарте Red Book.
Для проверочного демонстрационного CD-диска вы можете сделать второй файл, в которой последним эффектом на мастер-шине виртуальной консоли будет включен дизеринг в 16 бит. Затем в диалоге экспорта выберите 16-битный формат целевого файла.
Я не рекомендую использование 16-битного DAT-магнитофона ни в работе с программами Cubase и Nuendo, ни в качестве носителя для мастеринга. То же самое относится к записыванию носителя в режиме "high-resolution", который ограничен разрядностью 24 бита, поскольку стандарты передачи данных S/PDIF и AES/EBU ограничивают разрядность передаваемого сигнала 24-ю битами.
Уберите с мастер-шины максимайзер и многополосный компрессор. Необходимо избегать излишней компрессии, которую практически невозможно устранить на стадии мастеринга.
Если доступна хорошая цифровая индикация я рекомендую в поп и радио-музыке придерживаться среднего уровня громкости в -14dB RMS в самых громких участках песни, для того чтобы инженер мастеринга смог хорошо выполнить свою работу. Излишне скомпрессированные миксы крайне затрудняют дальнейшую обработку и их звук очень трудно сформировать, а также практически невозможно устранить ошибки сведения
Даже если в ваших планах - собственноручное выполнение мастеринга я крайне советую вам четко разделять разные этапы производства записи.
Вот резюме по самым важным проблемам доставки мастер-микса на мастеринг-студию.
Установите как можно более высокую разрядность. Программы Cubase и Nuendo могут экспортировать в формате 32-бита с плавающей запятой. Файлы с 32-х битным разрешением должны оставаться без дизеринга. Записывайте CD-R или DVD-R на самой низкой скорости или используйте жесткий диск для переноса мастер-микса. Используйте естественную для CD частоту дискретизации в 44.1 килогерца. Если изменение частоты дискретизации неизбежно, используйте качественные преобразователи, которые работают с оверсэмплингом. В противном случае - оставьте изменение частоты дискретизации для студии мастеринга.
Преобразование частоты дискретизации - это тщательный процесс, который требует большой вычислительной мощности. Для обеспечения высокого качества он может быть выполнен только через оверсэмплинг, то есть удвоением частоты дискретизации - иначе будут происходить ошибки округления.
Используйте фэйды при сведении, только если они является естественной частью аранжировки. Динамическая обработка фэйдов при мастеринге может привести к пульсации и посторонним звукам. Не вырезайте начало и окончание полностью, потому как небольшое вступление необходимо для функции предпросмотра (прогнозирования) в различных плагинах на этапе мастеринга. Отсутствие таких вступлений может привести к посторонним звукам при дальнейшей обработке.
Когда вы указываете диапазон экспорта в программах Cubase и Nuendo, лучше сразу включить небольшое вступление,
а не определять начало песни, как начало выбранного диапазона.
При экспорте миксдаунов именуйте их в соответствии с их форматом. Не забывайте составить список ваших пожеланий для студии мастеринга и, если необходимо, список песен на которые можно ориентироваться.
Мастеринг
Инженер мастеринга объединяет миксы, которые были сведены с разницей в несколько дней, недель или даже лет,
часто в разных студиях и разными инженерами сведения в единообразный эстетический формат.
Громкость компрессируется с крайней осторожностью и материал обязательно подстраивается под кривую субъективной громкости Флетчера-Мэнсона, для того чтобы быть уверенным, что он будет хорошо звучать в любой обстановке: по радио,
в машине, на кухне или на полноценном стерео-центре.
На данном этапе вовлеченность и комплексы могут сослужить плохую службу. Если вы выполняете мастеринг своей собственной записи, обязательно должно пройти некоторое количество времени после сведения. И, если это возможно, используйте для мастеринга другую контрольную комнату. Одной из задач мастеринга как раз и является выявление потенциальных проблем при прослушивании, которые могу быть вызваны акустическими проблемами студии сведения.
Если контрольная комната имеет проблемную акустику, и вы используете ее как для сведения, так и для мастеринга,
вы не сможете обнаружить ошибку.
Для получения дальнейшей информации по теме мастеринга, ознакомьтесь с соответствующей литературой
или ознакомьтесь с моей книгой и видеокурсом по мастерингу на PC.