Детей старшего дошкольного возраста.
При нормальном развитии ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка, в том числе правильным звукопроизношением.
Однако при общем недоразвитии речи могут иметь место самые разнообразные нарушения произносительной сферы: от нарушения произношения отдельных звуков до грубого искажения звуковой и слоговой структуры слов.
Примерное тематическое планирование занятий
По формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Цели занятий.
1. Формировать чёткость движений органов артикуляционного аппарата.
2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Дата | Тема занятия | Закрепляемые навыки |
Октябрь | ||
1-я неделя | Звук [А] | Закрепление понятий "слово", "звук речи"; выделение заданного гласного в звуковом потоке. Выделение и определение первого гласного звука в словах. |
2-я неделя | Звук [У] | |
3-я неделя | Звуки [А] - [У] | Закрепление понятия "гласные звуки". Анализ и синтез звукосочетаний [АУ], [УА]. Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. |
4-я неделя | Звук [И] | Анализ и синтез сочетаний [АИ], [ИА], [УИ], [ИУ]. |
Ноябрь | ||
1-я неделя | Звук [О] | Определение в словах последнего гласного. |
2-я неделя | Звуки [А]-[О]-[У]-[И] | Закрепление полученных навыков. Выделение гласных звуков в односложных словах. |
3-я неделя | Звук [Ы] | Выделение последнего ударного гласного в слове. Анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков. |
4-я неделя | Звуки [И]-[Ы] | Дифференциация звуков [Ы] - [И]. Закрепление полученных навыков. |
Декабрь | ||
1-я неделя | Звук [М] | Закрепление понятия "согласный звук". Определение в словах первого и последнего согласного звука. Анализ и синтез слов АМ, УМ, МЫ, МУ. |
2-я неделя | Звук [Н] | Анализ и синтез слова ОН. |
3-я неделя | Звук [В] | Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Анализ и синтез слова ВЫ. |
4-я неделя | Звук [Ф] | Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. |
Январь | ||
3-я неделя | Звуки [В]-[Ф] | Дифференциация звуков [В] - [Ф]. Определение двух гласных звуков в двусложных словах. Усвоение понятий "звонкие – глухие согласные звуки". |
4-я неделя | Звук [Б] | Определение наличия-отсутствия звука [Б] в начале и середине слова. Анализ и синтез слов БАК, БЫК, БОК. |
Февраль | ||
1-я неделя | Звук [П] | Анализ и синтез обратных слогов (АП, ОП, УП). Выделение последнего согласного звука в слове. |
2-я неделя | Звуки [Б]-[П] | Дифференциация звуков [Б]-[П]. Подбор слов с заданным согласным звуком. Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках. |
3-я неделя | Звук [Д] | Определение позиции согласного в слове (начало, середина). Подбор слов с заданным звуком. |
4-я неделя | Звук [Т] | Определение позиции согласного в слове (начало, середина, конец). Подбор слов с заданным звуком. |
Март | ||
1-я неделя | Звуки [Д]-[Т] | Анализ и синтез слов ДОМ, ТОМ, ДЫМ, ТАМ. Дифференциация [Д]-[Т]. |
2-я неделя | Звук [Г] | Закрепление полученных навыков. |
3-я неделя | Звук [К] | Анализ и синтез слов КОТ, ТОК. |
4-я неделя | Звуки [Г]-[К] | Дифференциация [Г]-[К]. Закрепление полученных навыков. |
Апрель | ||
1-я неделя | Звук [Х] | Анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА. |
2-я неделя | Звуки [К]-[Г]-[Х] | Дифференциация звуков [К]-[Г]-[Х]. Закрепление полученных навыков. |
3-я неделя | Звук [З] | Анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ. |
4-я неделя | Звук [С] | Анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, СОМ. Слоговой анализ двух- и трёхсложных слов с выделением гласных. |
Май | ||
1-я неделя | Звуки [З]-[С] | Дифференциация [С]-[З]. Анализ и синтез слов КОЗЫ, КОСЫ. |
2-я неделя | Звук [Ц] | Закрепление полученных навыков. |
Подготовительная группа
Для детей с общим недоразвитием речи.
Примерное тематическое планирование занятий
По формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Цели занятий.
1. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
2. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
4. Знакомство с буквами русского языка.
Дата | Тема занятия | Закрепляемые навыки |
Октябрь | ||
1-я неделя | 1. Звук и буква А. 2. Звук и буква У. | 1. Различение понятий «звук» и «буква». 2. Анализ, синтез, чтение слов АУ, УА. |
2-я неделя | 1. Звук и буква О. 2. Звук и буква М. | 1. Закрепление понятия «гласные звуки». 2. Закрепление понятия «Согласные звуки». Анализ, синтез, чтение слогов АМ, ОМ, УМ |
3-я неделя | 1. Звук и буква Х. 2. Звук и буква П. | 1. Анализ, синтез, чтение слогов АХ, ОХ, УХ. 2. Анализ, синтез, чтение слогов АП, ОП, УП. |
4-я неделя | 1. Звук и буква Т. 2. Звук и буква К. | 1. Закрепление понятия о звонких и глухих согласных. Анализ, синтез, чтение слогов АТ, ОТ, УТ. Анализ, синтез, чтение слогов АК, ОК, УК. |
Ноябрь | ||
1-я неделя | 1. Звуки и буквы [А], [О], [У], [М], [Х]. 2. Звук и буква С. | 1. Анализ, синтез, чтение прямых открытых и обратных слогов с согласными [М], [Х] и гласными [А], [О], [У]. 2. Анализ, синтез, чтение прямых и обратных слогов со звуками [С], [А],[О],[У]. |
2-я неделя | Закрепление пройденного. | 1. Звуковой анализ и синтез, чтение прямых открытых слогов с согласными [П], [Т], [К] и гласными [А], [О], [У]. Анализ, синтез, чтение слов МАК, КОТ. Составление звуковой схемы слова. |
3-я неделя | 1. Анализ, синтез, чтение слов СУП, СУК, ТУК. Анализ, синтез, чтение слов СОМ, ТОМ, КОМ. | |
4-я неделя | 1. Анализ, синтез, чтение слов СОК, ТОК, КОК. Анализ, синтез, чтение слов МУХА, МУКА. Деление слов на слоги, слогообразующая роль гласных. | |
Декабрь | ||
1-я неделя | 1.Закрепление пройденного. 2. Звук и буква Н. | 1. Анализ, синтез, чтение слов МАМА, ПАПА, ТАТА, ХАТА. Анализ, синтез, чтение слов НАТА, НОТА, ОКНА, НОС, СОН. |
2-я неделя | 1. Звук и буква Ы. 2. Звук и буква Л. | 1. Анализ, синтез, чтение слов УСЫ, ОСЫ, КОСЫ, СУПЫ, СЫН. 2. Анализ, синтез, чтение слов ЛАК, ЛУК, ПОЛ, КОЛ, ЛАМА, ЛАПА, ЛУПА, ЛУНА. |
3-я неделя | Закрепление пройденного. | Преобразование слов путём замены одного звука. Анализ, синтез, чтение слов ЛАСКА, МАСКА; ПАЛКА, ПОЛКА; ХАЛАТ, САЛАТ. |
4-я неделя | Звук и буква Ш. Составление графической схемы слова. | Анализ, синтез, чтение слов ШУМ, ШУТ, МАША, ПАША, КАША; ШАПКА, ЛАПКА; КОШКА, МОШКА; МЫШКА, ПЫШКА. |
Январь | ||
3-я неделя | 1. Дифференциация [С]-[Ш]. 2. Звук и буква Б. | 1. Анализ, синтез, чтение слов ШУТ, СУК; МЫШКА, МАСКА. 2. Анализ, синтез, чтение слов БАНАН, БАТОН, БАНКА, БУЛКА. |
4-я неделя | 1. Дифференциация [Б]-[П]. 2. Звук и буква Р. | 1. Анализ, синтез, чтение слов БОТЫ, ПОЛ; БАНКА, ПАЛКА; БУЛКА, ПУШКА. 2. Анализ, синтез, чтение слов РАК, |
Февраль | ||
1-я неделя | 1. Дифференциация [Р]-[Л]. 2. Звук и буква В. | 1. Анализ, синтез, чтение слов РАК, ЛАК; РАМА, ЛАМА. Чтение предложений без предлогов. 2. Анализ, синтез, чтение трёхсложных слов и предложений из 2-х слов. |
2-я неделя | 1. Звук и буква З. 2. Дифференциация [З]-[С]. | 1. Анализ, синтез, чтение слов РОЗА(Ы), КОЗЫ, ЗУБЫ, ЗАБОР, БАЗАР. Чтение предложений из 2-3 слов. 2. Сравнительный анализ слов КОЗЫ – РОЗЫ, ЗУБЫ – СУПЫ. Составление слого-звуковой схемы слов. |
3-я неделя | 1. Звук и буква И. 2. Дифференциация [Ы]-[И]. | 1. Анализ, синтез, чтение слов с данным гласным (ИРА, ИВА, ИВАН, ИСКАЛ), чтение предложений из 2-3-х слов. Мягкие согласные. 2. Твёрдые и мягкие согласные. Составление слов из слогов. Анализ, синтез, чтение слов МЫШКА – МИШКА. Составление и чтение предложений с предлогом. |
4-я неделя | 1. Звук и буква Д. 2. Дифференциация [Д]-[Т]. | 1. Анализ, синтез, чтение слов со звуком [Д] (ДОМ, ДЫМ; ВОДА…) 2. Сравнительный анализ, синтез, чтение слов ТОМА – ДОМА, КАТУШКА – КАДУШКА. Работа с деформированным текстом. 3. |
Март | ||
1-я неделя | 1. Звук и буква Ж. 2. Дифференциация [Ж]-[Ш]. | 1. Анализ, синтез, чтение слов с данным звуком (ЛУЖА, ЖУК, ЖАР…). Чтение коротких текстов, насыщенных данным звуком. 2. Сравнительный анализ, синтез, чтение слов (ЖАР – ШАР, УШИ – УЖИ, ЖИЛ – ШИЛ…) |
2-я неделя | 1. Дифференциация [Ж]-[З]. 2. Звук и буква Г. | 1. Закрепление полученных навыков. Анализ, синтез, чтение слов различной слоговой структуры (РАДУГА, ГОЛУБИ, БУМАГА…) |
3-я неделя | 1. Дифференциация [Г]-[К]. 2. Звук и буква Э. | Закрепление полученных навыков. |
4-я неделя | 1. Буква Я. 2. Буква Ё. | 1. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация А – Я. 2. Дифференциация О – Ё. |
Апрель | ||
1-я неделя | 1. Буква Ю. 2. Буква Е. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных; Дифференциация У – Ю, Э – Е. |
2-я неделя | 1. Звук и буква Й. 2. Буква Ь. | 1. Закрепление полученных навыков. 2. Обозначение мягкости согласных с помощью «Ь». |
3-я неделя | 1. Звук и буква Ч. 2. Дифференциация [Ч]-[Т']. | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза; составление слого-звуковой схемы слов; чтение коротких предложений и текстов; работа с деформированным текстом (вставь букву). |
4-я неделя | 1. Звук и буква Ц. 2. Дифференциация [Ц]-[С]. | |
Май | ||
1-я неделя | 1. Звук и буква Щ. 2. Дифференциация [Щ]-[Ч]. | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза; составление слого-звуковой схемы слов; чтение коротких предложений и текстов; работа с деформированным текстом (вставь букву). |
2-я неделя | 1. Звук и буква Ф. 2. Дифференциация [В]-[Ф]. | |
3-я неделя | Буква Ъ. | Разделительная функция «Ъ» |
4-я неделя | Закрепление полученных навыков. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррекционная работа с применение технологии речедвигательной ритмики подразделяется на систему упражнений и на включение элементов этих упражнений в различные этапы занятий.
Введение элементов речедвигательной ритмики на логопедических занятиях предполагает использование их на занятиях по коррекции звукопроизношения (начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков). Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, на динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания. Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. И, наконец, в процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшаются её мелодико-интонационные характеристики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аванесов Р.И.О слогоразделе и строении слова в русском языке. // Вопросы языкознания. – 1954. – № 6
2. Аванесов Р.И .Фонетика современного русского литературного языка. – М.: МГУ, 1956
3. Аксёнова М.Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8
4. Бельтюков В.И.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1997
5. Бельтюков В.И.Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964
6. Бельтюков В.И.Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. – 1979. - № 4
7. Бернштейн С.И.Вопросы обучения произношению. – М., 1937
8. Бернштейн С.И.О построении движений. – М., 1947
9. Бот О.С.Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982
10. Винарская Е.Н.Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. – М., 1987
11. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.Фонетическая ритмика. – М., 1996
12. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. – М., 2002
13. Волкова Л.С.Логопедия. – М., 2002
14. Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. – М., 1956
15. Выготский Л.С.Инструментальный метод в психологии. – В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». М., 1960
16. Выготский Л.С.История развития высших психических функций. – В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». М.,
17. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г.Анатомия и физиология человека. – М., 1985
18. Гвоздев А.Н.Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 1995
19. Давиденко С.Н.Клинические лекции по нервным болезням. // Большая советская энциклопедия под ред. Прохорова А.М., Т. 19, - М.: «Советская энциклопедия», 1975
20. Жинкин Н.И.О теориях голосообразования // Мышление и речь/ под ред. Жинкина Н.И., Шемякина Ф.Н. М., 1963
21. Жинкин Н.И.Механизмы речи. – М., 1958
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973
23. Ильенков ЭИдеальное / «Философская энциклопедия», Т.П. – М., 1962
24. Исенина Е.И.Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. (Дословесный период). – Иваново, 1983
25. Каше Г.А.Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962
26. Кодухов В.И.Введение в языкознание. – М., 1987
27. Кольцова М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. - М., 1973
28. Корсунская А.В.Дипломный проект. Речедвигательная ритмика в структуре логопедической работы по исправлению звукопроизношения. – М., 2004
29. Крушевский Н.В.Очерк науки о языке // Изв. и учен. зап. Имп. Казанского университета. – Казань, 1883. –Т. XIX. – Январь – Апрель.
30. Лаврова Е.В.Нарушения голоса // Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989
31. Лаврова Е.В.Характеристика и классификация нарушений голоса // Дефектология. – 1987. - № 1
32. Левина Р.Е.Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Левина Р.Е. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М., 1966
33. Леонтьев А.А.Возникновение и первоначальное развитие языка. – М., 1963
34. Леонтьев А.А.Слово в речевой деятельности. – М., 1965
35. Леонтьев А.Н.Психологические вопросы сознательности учения // «Известия АПН РСФСР. Вып. 7. Вопросы психологии понимания. Труды Института психологии». – М., 1946
36. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю.Психология человека и технический прогресс. «философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». – М., 1963
37. Лурия А.Р.Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. – М., 2000
38. Максимов И.А.Фониатрия. – М., 1987
39. Методы обследования речи детей /под общей ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003
40. Микшина Е.П.Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период // Автореф. дисс. К.п.н. – Л., 1987
41. Митронович-Моджеевская А.Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965
42. Нейман Л.В.Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970
43. Основы Логопедии/ под ред. Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.В. Чиркиной. – М., 1989
44. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000
45. Павлов И.П.Полное собрание трудов. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949
46. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997
47. Правдина О.В.Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – вып.2. – М., 1963
48. Правдина О.В.Логопедия. М., 1969
49. Рау Ф.Ф.Устная речь глухих. – М., 1973
50. Чистович Л.А.Речь. Артикуляция и восприятие. / Под ред. В.А. Кожевникова, Л.А. Чистович. – М.-Л., 1965
51. Рузина М.С., Афонькин С.Ю.Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997
52. Салахова А.Д.Развитие звуковой стороны речи ребёнка. – М., 1973
53. Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
54. Сеченов И.М.Избр. Произведения. М.-Л., 1952
55. Таптапова С.Л.Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., 1984
56. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10
57. Тонкова-Ямпольская Р.В.Физиологические механизмы формирования второй сигнальной системы у детей. – М., 1974
58. Фомичёва М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997
59. Шахнарович А.М.Проблемы психолингвистики. – М., 1987
60. Швачкин Н.Х.Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. / «Известия АПН РСФСР. Вып. 13». М., 1948
61. Шматко Н.Д.Усвоение глухими дошкольниками словесного ударения. // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Под ред. Е.П. Кузьмичёвой, Н.Ф. Слезиной. М., 1986
62. Щерба Л.В.Опыт общей теории лексикографии. «Избранные работы по языкознанию и фонетике», Т.1. – Л., 1958
63. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
Примерные конспекты логопедических занятий
с использованием речедвигательных упражнений.
***