Для детей с общим недоразвитием речи.
(возраст детей – 4 – 5 лет)
Особенности произносительной сферы
Детей среднего дошкольного возраста.
По многочисленным наблюдениям, у многих детей к 4-м годам ещё не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Л]) и в отдельных случаях – свистящих звуков ([С], [З], [Ц]).
Слуховые и артикуляционные представления ребёнка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трём годам. К ним относятся гласные звуки: [А], [У], [И], [О], [Ы]; согласные звуки: [М], [Н], [В], [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], [Х], [Ф], [С].
Примерное тематическое планирование
Занятий по развитию фонематического восприятия и закреплению правильного звукопроизношения.
Цели занятий.
1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.
2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие тонкой и грубой моторики.
5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дата | Тема занятия | Закрепляемые навыки |
Октябрь | ||
1-я неделя | Звук [А]. | Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого ударного гласного звука в словах. Выделение заданного гласного звука в звуковом потоке. |
2-я неделя | Звук [У]. | |
3-я неделя | Звуки [А] – [У]. | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ([АУ], [УА]). |
4-я неделя | Звук [И] | Выделение первого гласного в словах, анализ и синтез сочетания [ИА]. |
Ноябрь | ||
1-я неделя | Звук [О]. | Выделение последнего ударного гласного в словах типа пальтО, кинО. |
2-я неделя | Звуки [У] – [И] | Сравнительный анализ артикуляции звуков [У] – [И]. Выделение первого гласного в слове; определение наличия или отсутствия звуков в словах. |
3-я неделя | Звук [Ы] | Выделение последнего ударного гласного звука в словах. |
4-я неделя | Гласные звуки. | Выделение ударного гласного звука в словах. |
Декабрь | ||
1-я неделя | Звук [М] | Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слов [АМ], [УМ]. |
2-я неделя | Звук [Н] | Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слова [ОН]. |
3-я неделя | Звук [П] | Подбор слов с заданным звуком. |
4-я неделя | Анализ и синтез сочетаний [АП], [ОП]. | |
Январь | ||
3-я неделя | Звук [Б] | Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах; закрепление полученных навыков. |
4-я неделя | ||
Февраль | ||
1-я неделя | Звук [Т] | Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ). |
2-я неделя | ||
3-я неделя | Звук [Д] | Определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове (начало, середина). |
4-я неделя | ||
Март | ||
1-я неделя | Звук [К] | Добавление и определение последнего согласного звука в словах (боК, быК). |
2-я неделя | Определение позиции согласного в словах (начало, середина, конец слова). | |
3-я неделя | Звук [Г] | Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции согласного в словах (начало, середина слова). |
4-я неделя | Закрепление полученных навыков. | |
Апрель | ||
1-я неделя | Звук [Х]. | Анализ и синтез междометий АХ, ОХ, УХ. |
2-я неделя | Звук [Ф]. | Выбор слов с заданным звуком; определение позиции звука в словах. |
3-я неделя | Звук [В]. | Анализ и синтез слова ВЫ; подбор слов с заданным звуком, определение наличия или отсутствия звука в словах. |
4-я неделя | Звук [С]. | Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком. |
Май | ||
1-я неделя | Звук [З]. | Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком. |
2-я неделя | Закрепление пройденного. | Выделение заданных гласных и согласных звуков в словах; определение места заданного звука в слове; подбор слов с заданным звуком. |
Старшая группа
Для детей с общим недоразвитием речи.
Особенности произносительной сферы