Для детей с общим недоразвитием речи.

(возраст детей – 4 – 5 лет)

Особенности произносительной сферы

Детей среднего дошкольного возраста.

По многочисленным наблюдениям, у многих детей к 4-м годам ещё не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Л]) и в отдельных случаях – свистящих звуков ([С], [З], [Ц]).

Слуховые и артикуляционные представления ребёнка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трём годам. К ним относятся гласные звуки: [А], [У], [И], [О], [Ы]; согласные звуки: [М], [Н], [В], [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], [Х], [Ф], [С].

Примерное тематическое планирование

Занятий по развитию фонематического восприятия и закреплению правильного звукопроизношения.

Цели занятий.

1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.

2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие тонкой и грубой моторики.

5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Звук [А].   Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого ударного гласного звука в словах. Выделение заданного гласного звука в звуковом потоке.
  2-я неделя   Звук [У].
  3-я неделя   Звуки [А] – [У].   Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ([АУ], [УА]).
  4-я неделя     Звук [И]   Выделение первого гласного в словах, анализ и синтез сочетания [ИА].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О].   Выделение последнего ударного гласного в словах типа пальтО, кинО.
  2-я неделя   Звуки [У] – [И]   Сравнительный анализ артикуляции звуков [У] – [И]. Выделение первого гласного в слове; определение наличия или отсутствия звуков в словах.
  3-я неделя   Звук [Ы]   Выделение последнего ударного гласного звука в словах.
  4-я неделя   Гласные звуки.   Выделение ударного гласного звука в словах.
Декабрь
  1-я неделя   Звук [М]   Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слов [АМ], [УМ].
  2-я неделя   Звук [Н]   Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слова [ОН].
  3-я неделя   Звук [П]   Подбор слов с заданным звуком.  
  4-я неделя   Анализ и синтез сочетаний [АП], [ОП].
Январь
  3-я неделя     Звук [Б]     Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах; закрепление полученных навыков.
  4-я неделя
Февраль
  1-я неделя     Звук [Т]     Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ).  
  2-я неделя
  3-я неделя   Звук [Д]     Определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове (начало, середина).
  4-я неделя
Март
  1-я неделя     Звук [К]   Добавление и определение последнего согласного звука в словах (боК, быК).
  2-я неделя   Определение позиции согласного в словах (начало, середина, конец слова).
  3-я неделя     Звук [Г]   Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции согласного в словах (начало, середина слова).
  4-я неделя   Закрепление полученных навыков.
Апрель
  1-я неделя   Звук [Х].     Анализ и синтез междометий АХ, ОХ, УХ.
  2-я неделя   Звук [Ф].   Выбор слов с заданным звуком; определение позиции звука в словах.
  3-я неделя     Звук [В].   Анализ и синтез слова ВЫ; подбор слов с заданным звуком, определение наличия или отсутствия звука в словах.
  4-я неделя   Звук [С].   Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
Май
  1-я неделя   Звук [З].   Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
  2-я неделя     Закрепление пройденного.   Выделение заданных гласных и согласных звуков в словах; определение места заданного звука в слове; подбор слов с заданным звуком.

Старшая группа

Для детей с общим недоразвитием речи.

Особенности произносительной сферы

Наши рекомендации