Логистическое управление запасами и складированием
Лекция 7.
Все практически используемые системы поставок можно рассматривать под общим углом зрения, а именно: допускают ли они возникновение дефицита, хотя бы на время, или нет?
Системы, предусматривающие наличие страхового запаса, называют двухбункерными. Соотношение между величинами рабочего и страхового материального запаса, то есть между объемами двух “бункеров”, может быть соответствующим образом рассчитано.
В общем случае интенсивность расходования запасов со стороны производственных подразделений не остается постоянной. Это значит, что график изменения уровня запасов от времени является нелинейным.
Дефицит возникает либо вследствие неправильного выбора страхового запаса, величина которого несогласованна с интенсивностью потребления, либо вследствие того, что интенсивность потребления запаса оказывается неожиданно большой.
Время между подачей заказа на поставку и фактическим поступлением заказанной поставки в зону запасов, будучи случайной величиной, распределено по равномерному закону. Это следует из того, что ни одному из значений этого времени, лежащего минимально и максимально допустимыми значениями, нельзя отдать предпочтения, и все они в этом диапазоне равновероятны. Потребление запасов происходит по экспоненциальному закону и является постоянным.
Исходя из этих предположений и руководствуясь соображениями, вытекающими из теории массового обслуживания, можно прийти к следующему фундаментальному выводу: величины страхового и рабочего запасов могут быть приняты равными.
Этот вывод, носящий качественный характер и многократно подтвержденный опубликованными фактическими данными, справедлив и для дискретных процессов,
Таким образом система хранения запасов со страховым (буферным) запасом с полным правом может называться двухбункерной. Емкости рабочего бункера и бункера, содержащего страховой (буферный) запас, могут быть равными, и сами эти бункеры являются взаимозаменяемыми.
С точки зрения стратегии пополнения запасов не существует разницы между видами запасаемых товаров, их физической природой и местом создаваемого запаса в цепи производственно-сбытовой деятельности. Запасом в логистике называется то, что предназначено для демпфирования разницы в темпах возникновения какой-либо потребности и в появлении средств для ее удовлетворения.
Уровням запасов в логистике даются следующие названия:
· Максимальный запас — уровень запаса, экономически обоснованный как верхний показатель объема запаса для данного места в производственно-сбытовой системе.
· Пороговый или критический уровень — иногда называемый уровнем выдачи заказа.
· Страховой запас — иначе называемый буферным или гарантийным запасом, служащий для удовлетворения запросов потребителей, если они временно не могут быть удовлетворены обычным путем.
· Текущий запас (уровень текущего запаса) — представляет собой фактический уровень запаса в любой момент времени; текущий уровень запаса, в частности, может совпадать с любым из перечисленных выше значений запасов, и в результате этого совпадения предпринимаются определенные управляющие действия.
Употребляется также термин неликвидные запасы. Это запасы, образуемые товарами, которые за время хранения в результате порчи или морального старения более невозможно использовать и невозможно продать.
Варианты стратегии управления запасами различаются тем, какие действия и вследствие каких событий предпринимаются в ходе создания, хранения, исполнения и потребления запасов.
В системе управления запасами с заданной периодичностью заказов управляющие воздействия (заказы) выдаются в фиксированные моменты времени, независимо от фактического изменения уровня текущих запасов. Величина этих воздействий выбирается таким образом, чтобы доводить запасы до заранее установленного постоянного уровня.
Факторы, влияющие на текущий уровень запасов при такой стратегии пополнения, сводятся к нарушениям предусмотренного хода поставок и отклонениям фактического потребления от того, которое бралось в расчет. Эти нарушения и отклонения могут иметь как временный характер, так и действовать систематически. Они могут носить разовый спорадический характер, а также могут действовать и в течение длительного срока.
Поскольку во временах выполнения заказов на поставку происходят колебания, за время задержки поставки не только может быть выработан весь страховой запас, но и создастся дефицит.
Таким образом рассмотренная система организации без страхового запаса (а его предусматривание всегда под вопросом, так как ведет к увеличению затрат) допускает возникновение дефицита. Страховой запас не допускает дефицита, но лишь с определенной степенью вероятности. Кроме того, по этой системе практически можно доставлять только такие товары, доставляемая партия у которых может дробиться. Контейнерная доставка, например, здесь использоваться не может.
В результате такая система, несмотря на свою организационную простоту, применяется тогда, когда у одного и того же поставщика закупаются товары, потребность в которых более или менее остается постоянной. Эта система также применяется и для поставки малоценных товаров, избыточные запасы или дефицит которых не приводит к большим потерям.
В системе управления уровнем запасов с фиксированным размером заказа момент необходимости подачи заказа на поставку определяется путем оперативного учета фактического уровня текущего запаса и сопоставления его с некоторой нормированной величиной, являющейся пороговым или критическим уровнем. Но и здесь в отдельных, весьма редких и практически невероятных случаях страховой запас не сможет сдемпфировать возникновение дефицита.
На практике система с фиксированным объемом заказа применяется тогда, когда экономия затрат на оформление и повторение заказа приводит к излишним потерям на складирование и снижает гибкость и уровень обслуживания, когда имеют место большие потери вследствие дефицита наряду с высокой стоимостью хранения, когда поставленный товар обладает высокой стоимостью при одновременной неопределенности спроса на изделия, для комплектации которых этот товар используется, и когда поставщик предоставляет существенные скидки в зависимости от закупаемого объема товара.
Существуют системы, которые объединяют свойства двух рассмотренных выше систем.
К числу таких систем относится система с определяемой периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Характерной особенностью этой системы является использование не двух, а трех управляющих уровней запасов: максимального уровня, порогового уровня и уровня страхового запаса.
Все заказы в этом случае делятся на две группы: плановые заказы, которые производятся через заданные интервалы времени, и дополнительные заказы, которые производятся тогда, когда объем запаса доходит до критического уровня. Необходимость в дополнительных заказах возникает тогда, когда интенсивность потребления превышает запланированную.
В системе “максимум-минимум” поставки производятся не в запланированные моменты времени, а исходя из того условия, что текущий уровень заказа оказывается равным или меньшим заранее определенного минимального уровня. Величина выдаваемого при этом заказа такова, чтобы с учетом прогнозируемого потребления за время его удовлетворения вернуться к заданному максимальному уровню.
Технически организация и движение материальных потоков в производственно-сбытовой цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узловыми пунктами этой системы являются различные склады. Со-
временный более или менее крупный склад представляет собой достаточно сложное инженерное сооружение с высокой степенью автоматизации и компьютеризации. Когда весь процесс поиска и удовлетворения заказов клиентуры рассматривается как единое целое, следует рассматривать понятие единого складского хозяйства.
Одним из простейших вариантов организации складского хозяйства является разветвленная структура. В такой структуре один какой-нибудь пункт накопления служит складом-источником для нескольких других пунктов. Дальнейшим развитием такой системы является эшелонированная структура, состоящая из нескольких иерархических уровней – эшелонов складирования.
В настоящее время во все более расширяющемся масштабе применяется унифицированная тара. Применение унифицированной тары сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.
Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции – специальными.
Неотъемлемой и очень важной частью проектирования или выбора системы складирования является анализ различного рода подъемно-транспортного оборудования, определение его требуемых характеристик и принятие решения по его применению. Специальное проектирование подобных устройств, как правило, не производится, вследствие высокого уровня унификации, достигнутого в способах затаривания и хранения грузоединиц и в процедурах складирования и перевозки. Для осуществления логистического управления вопрос состоит лишь в определении типов применяемых подъемно-транспортных устройств и в вычислении их требуемого количества.
Одной из наиболее современных форм организации и ведения складского хозяйства является организация магазинов-складов. Магазин-склад представляет собой склад с той или иной степенью механизации и автоматизации, предназначенный для размещения, хранения и поиска тарно-штучной продукции в условиях многономенклатурного ассортимента. В этом отношении функционирование этого склада является обычным. Новым и необычным является то, что при образовании на складе излишков сверх запланированного транзитного объема их разрешается оперативно продавать мелкооптовым покупателям. С этой целью при складе создается торговый зал и необходимые для мелкооптовой торговли зоны приема, комплектации и отправки, а также административные и сервисные помещения.
Эта общая проблема эффективности складского хозяйства распадается на несколько частных проблем. Успешное решение каждой из этих частных проблем оказывается шагом в направлении достижения эффективности складского хозяйства в целом. Такими частными задачами являются: решение, нужен ли склад вообще, или лучше пользоваться прямыми поставками; выбор между организацией собственного склада и использованием общего; определение общего количества складов; определение размера каждого склада и места его расположения; выбор схемы и организация процессе складирования.
Решения этих проблем до настоящего времени полностью не формализованы и не алгоритмизированы.
Зная среднюю цену одной единицы потребляемой продукции можно определить общую сумму затрат всех потребителей на создание и использование необходимых запасов при поставках через склад и при прямых поставках. Можно также определить сумму названных затрат, приходящихся в среднем на одного потребителя. Разность этих величин является одной из составляющих потенциальной экономии при введении складской формы поставок.
Другой составляющей экономии, которую может получить предприятие, является сокращение производственных площадей, которые приходится выделять у потребителя для выполнения операций по складированию. Это является естественным следствием сокращения запасов у потребителя.
Сокращение площадей может быть найдено на основании сокращения запасов продукции у потребителя, выраженного в весовых единицах, если заданы, как это обычно имеет место, нормы допустимой весовой нагрузки, приходящейся на единицу площади складирования. Зная среднюю стоимость единицы площади складирования, можно определить величину и этой составляющей экономии.
Сопоставив суммарную величину потенциальной экономии с затратами на строительство, приобретение или аренду склада, можно, при прочих равных условиях, прийти к выводу о целесообразности или нецелесообразности использования поставок с введением промежуточного складирования.
После принятия решения о целесообразности использования поставок через склад необходимо установить, кому этот склад будет принадлежать. Возможно нахождение такого склада в собственности предприятия, или же предприятие будет пользоваться данным складом на условиях аренды.
Альтернативой этому является склад общего пользования, когда право собственности на данный склад сохраняется за его владельцем, а пользователь оплачивает оказываемые ему конкретные складские услуги. Возможно также сочетание собственного склада и склада общего пользования.
В условиях стабильно высокого оборота на хорошо известном рынке с постоянным сбытом целесообразно иметь собственные склады как для сырья и других товаров, необходимых для производственного цикла, так и для готовой продукции и для организации ее последующего сбыта.
Наоборот, к услугам складов общего пользования лучше прибегать при низких уровнях оборота или сезонного характера запасов. Такими складами целесообразно пользоваться при освоении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж и покупок заранее в полной мере неизвестны.
После установления числа и размеров складов и определения способов транспортировки надо разработать структуру и организацию процесса складирования.
Процесс складирования представляет собой неразрывную последовательность технологических операций.
Эта последовательность определяется следующими факторами:
1. Видом складируемой грузоединицы (поддон, кассета, ящик и ДР.);
2. Способом складирования (на полу, на стеллажах, конвейерное, циркуляционное и др.);
3. Видом подъемно-транспортного и другого обрабатывающего оборудования (тележки, тельферы, манипуляторы и др.);
4. Способом комплектации и отправки потребляемых партий (с мест хранения, с зон комплектации, с централизованной либо децентрализованной подборкой и др.)
5. Способом перемещения грузоединиц (вручную, с местным управлением, с дистанционным управлением и др.);
6. Способом обработки складской информации (в пакетном режиме, в реальном времени и др.);
7. Конструкцией склада (открытый, закрытый, многоэтажный, высотный и др.).
Начальным понятием организации технологического процесса на складе является понятие грузовой единицы. Грузовая единица – это интуитивно ясное понятие, соответствующее некоторому весовому или объемному количеству товара, которое загружается, хранится, транспортируется и выгружается как единое целое.
Грузовая единица может формироваться и у поставщика или продуцента, и на самом складе.
В логистическом управлении параметры грузоединиц, а также устройств для их складской обработки, должны быть взаимоувязаны между собой.
В качестве базового основания, на котором устанавливаются тары с различными товарами, предписывается использовать поддоны унифицированных типоразмеров.
Уровень механизации и автоматизации у различных складов является различным.
Так, склады сырья и исходных материалов, принимающие и обрабатывающие большие партии однородных, зачастую жидких или сыпучих грузов с постоянной интенсивностью поступления, могут характеризоваться высоким уровнем автоматизации.
Склады в производственной сфере осуществляют обработку грузов, потоки которых подчиняются определенному плану и, поэтому, также могут эффективно функционировать при достаточно высоком уровне автоматизации и механизации.
Склады готовой продукции и оптовые распределительные склады в системе сбыта, как правило, осуществляют обработку тарных и штучных грузов с установившейся номенклатурой и крупными партиями. Здесь также может оказаться эффективной автоматизированная обработка.
Что касается оптового снабжения розничной сети, то здесь (из-за большого разнообразия и колебаний номенклатуры, различий в объемах и формах поставки) обычно ограничиваются механизацией выполнения отдельных операций. Зачастую и процесс комплектации на таких складах выполняется вручную.
Эффективное управление операциями складирования может осуществляться только при соответствующем уровне информационного обеспечения всех стадий и видов этих операций. Информационное обеспечение операций складирования может выполняться традиционными методами с использованием различных структур и форм документооборота, ведущегося в той или иной степени вручную. В настоящее время во все более широком масштабе применяются различные системы компьютеризации информационного обеспечения функционирования современных складов. Это требует соответствующего технического и программного обеспечения.
В настоящее время известны следующие типы структур компьютерного управления складами:
· линейная;
· линейно-централизованная;
· радиальная;
· сетевая.
Все программное обеспечение таких систем делят на базовое и на оперативное.
Базовое обеспечение включает в себя динамические модели состояния транспортно-складской системы, перечень заявок на выполнение требуемых транспортно-складских операций, а также сведения о конфигурации транспортно-складской системы.
Оперативное программно-информационное обеспечение системы управления и ее отдельных уровней содержит сведения о ходе выполнения в реальном масштабе времени требуемых складских операций. Сюда относятся, например, данные о моментах начала и завершения транспортно-складских операций, о грузах и их атрибутах, о сбоях в работе и др.
Обмен информацией между уровнями системы управления складом, так же как и с вышестоящими компьютерами интегрированной системы управления, осуществляется в соответствии с принятыми протоколами обмена.
Анализ потребительского спроса каждым последующим звеном логистической цепи по отношению к предыдущему является первоначальным действием, за которым следует прогнозирование объемов материалопотоков и вытекающий из этого требуемый уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ и необходимость в специальных складах.
Примером современного решения такого рода проблем являются различные системы типа “just in time”.
Другим примером является управление движением материальных потоков в реальном масштабе времени с помощью сигнальных карточек и унифицированных приспособлений (поддонов). Такая система называется японским словом “Канбан”, что и означает “карточка”. Такая система осуществляет синхронизацию работы соседних участков производственной цепочки за счет их внутренних запасов. Регулирование поставок в соответствии с поступлением карточек заказа или отбора позволяет избежать необходимости слежения за фактическим уровнем текущего запаса.