Затраты на управление запасами

Общие затраты на управление запасами на складе (total costs) можно разделить на две основные группы: затраты на пополнение запасов (procurement costs) и затраты на хранение запасов (inventory carrying costs). В качестве третьей, дополнительной группы затрат можно выделить издержки непокрытия (out-of-stock costs), которые возникают в случае, когда фирма не может удовлетворить потребительский спрос на рынке из-за отсутствия товаров на складе.

Затраты на управление запасами - student2.ru Затраты на управление запасами - student2.ru

Зависимость перечисленных видов затрат на управление запасами от величины партии поставки представлена на рисунке 2.2, на котором используются следующие условные обозначения: Q (Quantity) – размер партии поставки, шт; EOQ (Economic Order Quantity) – оптимальный размер партии поставки, шт. При увеличении размера партии поставки:

Ÿ увеличивается средний уровень запасов на складе увеличивается, что вызывает рост затрат на хранение;

Ÿ уменьшается частота поставок, что ведет к уменьшению затрат на пополнение запасов (эффект масштаба);

Ÿ снижается риск непокрытия спроса из-за отсутствия товаров на складе, что влечет за собой уменьшение издержек непокрытия.

Размер партии поставки является оптимальным, если общие затраты достигают своего минимума.

Рассмотрим отдельные составляющие затрат на управление запасами.

Затраты на пополнение запасов

Эти затраты возникают у поставщика при выполнении отдельных операций, связанных с выполнением заказа, поступившего от клиента: прием и обработка заказа, подготовка производства, изготовление новой партии товара, операции по комплектованию и подготовке партии к отправке, транспортировка и т.п. В этих затратах по отношению к размеру заказа можно выделить переменные и постоянные затраты, и это необходимо учитывать при проведении расчетов.

Затраты на хранение запасов

Затраты на хранение запасов включают в себя четыре составляющие:

Ÿ капитальные затраты (capital costs, interest of opportunity costs) – издержки, которые возникают при связывании средств в запасах (например, стоимость запасов $1000, стоимость банковского процента – 15% годовых, следовательно, капитальные затраты составляют $150 в год);

Ÿ складские затраты (storage costs, storage space costs) – арендная плата или амортизационные отчисления (складские помещения и оборудование), расходы на операции по грузопереработке, эксплутационные затраты (плата за электроэнергию, тепло- и водоснабжение, текущий ремонт и пр.), заработная плата складского персонала и пр.;

Ÿ затраты по текущему обслуживанию запасов (inventory service costs) – налоговые платежи и страховые взносы;

Ÿ стоимость рисков, связанных с запасами (inventory risk costs) – потери, связанные с физическим и моральным износом продукции (особенно важно для сельскохозяйственной продукции).

В качестве иллюстрации в таблице 1 представлена структура затрат на хранение запасов в промышленных отраслях США по состоянию на конец 1980-х годов и структура этих затрат в общем объеме логистических издержек в американском машиностроении:

Табл. 2.1. Структура затрат на хранение запасов в промышленности США[1]

Группа затрат Доля в структуре затрат, %
Капитальные затраты 82,00
Складские затраты 3,25
Затраты на текущее обслуживание 0,75
Стоимость рисков 14,00
Суммарные затраты 100,00

Отметим при этом, что значительную долю в общих затратах на хранение составляют капитальные затраты.

Издержки непокрытия

Эти издержки, как было отмечено, возникают в случае, когда фирма не может удовлетворить потребительский спрос из-за отсутствия необходимых товаров на складе. Они складываются из следующих видов затрат:

Ÿ штрафные выплаты(back-order costs) – различного рода штрафы, пени, неустойки, а также дополнительные расходы, которые возникают при задержках в выполнении поступающих потребительских заказов;

Ÿ упущенная прибыль (lost sales) – та прибыль, которую теряет фирма вследствие отказа клиента от своего заказа еще до его выполнения, а также те будущие потери в прибыли, которые являются следствием негативной реакции рынка на низкое качество обслуживания.

Наши рекомендации