Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

«Огородные пугала учатся говорить, а потом поют песни». Произнесение звукового ряда а-у-о, о-и ы, а-у-о-и.

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу лу чи, лы.

Определение позиции звука [л] в словах лук, баклажан, лопата, копал, ровнял, убирал.

Где слышится звук [л] в слове лук?Обозначение звука [л] цветовым символом. Положить кружок синего цвета на полоску бумаги с метками, обозначающими начало, середину и конец слова.

Занятие 3

Развитие слухового восприятия

Игры «Молчанка», «Что услышал?», «Что звучало?».

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Развитие моторики пальцев рук

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог:

— Тук-тук-тук.

Мимико-артикуляционные упражнения

— Передай с помощью мимики свое настроение, состояние, намерение и отношение к другому человеку.

приятно — неприятно радостен — расстроен

доволен — недоволен сердит — добр

счастлив — несчастен возмущен, яростен — добр

смел — труслив огорчен — весел

бесстрашен — испуган измучен — бодр

спокоен — рассержен послушен — непослушен

весел — печален

Упражнения для губ

«Сердитый бульдог». Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом).

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Большая круглая баранка». Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

«Маленький бублик».

Упражнения для языка

«Стрелки часов». Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.

«Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5—7.

«Жало комарика».

Чередование упражнений «Жало» — «Лопатка».

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

«Дразнилки Буки и Бяки». Произнесение слогов би-бя, бе-бю, би-бя-бе, бю-бе-бя тихим и громким голосом, весело и печально.

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу, лу, чи, лы.

Определение позиции звука [л] в словах ладошка, лампа, лампочка.

Занятие 4

Развитие слухового восприятия

«Угадай звуки». Угадывание звуков, производимых логопедом за ширмой (игра на музыкальных инструментах).

Упражненияна дыхание

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

— Заблудился Бельчонок. Поможем маме Белочке найти его. Позовем его: «Ау!» Не слышит Бельчонок. Покричим: «А-о-у! А-и-э!»

Мимико-артикуляционные упражнения

«Гриб-сморчок». Сморщить лицо. Растянуть мышцы лица. Нахмурить брови. «Сердитый Старичок-лесовичок».

«Добрые и злые волшебники». «Ругаемся — миримся».

Упражнения для губ

«Прятки». «Губки спрятались». Крепко сжать напряженные губы так, чтобы они превратились в тонкую ниточку. Удерживать губы в таком положении под счет до 3, потом пофыркать.

«Покажем и спрячем все зубки». Оскал с последующим смыканием губ.

«Зубки играют в прятки».

— Покажем сначала верхние зубки, а нижние спрячем. Теперь спрячем верхние зубки, а нижние покажем.

«Замесим тесто для баранок». Движения губами с включением щечных мышц.

«Большая и маленькая баранка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Язычок играет в прятки с верхней губой». Закрыть широким языком верхнюю губу, затем пощелкать, открывая и закрывая рот.

«Чашечка» снаружи рта.

— Я принесла вам угощение. Приготовьте чашечку. Сегодня у вас получилась глиняная чашечка, с толстыми краями.

Чередование упражнений «Жало» — «Лопатка».

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

Произнесение слоговых сочетаний. «Дразнилки Бельчат». Произнесение слогов бы-ба, бу-бо; ба-бу-бы; бу-бы-бо тихим и громким голосом, весело и зло.



Наши рекомендации