Звукослоговой анализ и синтез

Задания детям от имени Незнайки:

— узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии;

— узнавание птицы, в названии которой всего четыре звука, второй звук [р] (грач);

— звуковой анализ слова стрижи;

— узнавание птиц, в названии которых три слога;

— узнавание птиц по перепутанным слогам: бей-во-ро (воробей), ли-жу-рав (журавли), на-ро-во (ворона).

Физминутка

Игра «Вороны».

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Звуки [р], [р'] в предложениях

(Восстановление деформированных предложений.)

— Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки. Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки.)«Хитрый» ворона «размочить корка черствый хлеб». Черный скворец «поселиться» в скворечник. Тетерева «жить» в лес.

Словесный анализ одного-двух предложений.

Развитие мелодико-интонационной стороны речи

— Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят.

— Тетерев, тетерев,

Как твои тетеревята?

— Мои тетеревята —

Хорошие ребята.

Твоим тетеревятам

От них привет.

Дети произносят чистоговорку подгруппами.

Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов

— Покажите Незнайке, как мы умеем читать и составлять слова. Чтение слов гагара, воробей. Составление слов по желанию детей.

Итог занятия

Занятие 5

На основе сюжета «Поездка на дачу»

Материал:картина «Если бы художниками были мы» из серии Т.А. Тумаковой; изображения города, деревни; предметные картинки (ягоды, овощи, фрукты); куклы (девочка, мальчик).

Ход занятия

Оргмомент

— Где мы с вами живем — в городе или деревне? Кто из вас был в деревне? Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города. Сейчас весна, на проселочных дорогах — грязь. Покажите, как шагают люди по раскисшей дороге. По выражению ваших лиц и движениям я должна догадаться, где вы шагаете.

Сообщение темы занятия

Выставляются куклы, им даются имена (Рома, Ирина). Выделение звуков [р], [р'] из слов Рома, Ирина, город, деревня.

— Сегодня Рома с Ириной приглашают нас в деревню. Вместе с ними будем повторять звуки [р], [р'].

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук».

— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.

Произношение звуков в словах

(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)

— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)

Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных

— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)

Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.

Развитие функции языкового анализа и синтеза

— Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».

Предлагаемые задания:

1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);

2)узнавание слов с перепутанными слогами;

3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;

4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;

5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей.

Физминутка

— Помогаем Ирине и Роме.

Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:

Оры-оры-оры, собираем помидоры.

Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец.

Ур-ур-ур, мы кормим кур.

Ор-ор-ор, подметаем двор.

Ру-ру-ру, мастерим мы конуру.

Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.

Произношение звуков [р], [р'] в предложениях

— Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].

Анализ словесного состава одного, двух предложений.

Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления

— Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.

Приготовим вкусный суп

Из картошки и из круп,

Из моркови и петрушки,

Из деревьев и игрушек.

— Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.)

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.

Наши рекомендации