Звукослоговой анализ и синтез
Задания детям от имени Незнайки:
— узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии;
— узнавание птицы, в названии которой всего четыре звука, второй звук [р] (грач);
— звуковой анализ слова стрижи;
— узнавание птиц, в названии которых три слога;
— узнавание птиц по перепутанным слогам: бей-во-ро (воробей), ли-жу-рав (журавли), на-ро-во (ворона).
Физминутка
Игра «Вороны».
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Звуки [р], [р'] в предложениях
(Восстановление деформированных предложений.)
— Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки. Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки.)«Хитрый» ворона «размочить корка черствый хлеб». Черный скворец «поселиться» в скворечник. Тетерева «жить» в лес.
Словесный анализ одного-двух предложений.
Развитие мелодико-интонационной стороны речи
— Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят.
— Тетерев, тетерев,
Как твои тетеревята?
— Мои тетеревята —
Хорошие ребята.
Твоим тетеревятам
От них привет.
Дети произносят чистоговорку подгруппами.
Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов
— Покажите Незнайке, как мы умеем читать и составлять слова. Чтение слов гагара, воробей. Составление слов по желанию детей.
Итог занятия
Занятие 5
На основе сюжета «Поездка на дачу»
Материал:картина «Если бы художниками были мы» из серии Т.А. Тумаковой; изображения города, деревни; предметные картинки (ягоды, овощи, фрукты); куклы (девочка, мальчик).
Ход занятия
Оргмомент
— Где мы с вами живем — в городе или деревне? Кто из вас был в деревне? Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города. Сейчас весна, на проселочных дорогах — грязь. Покажите, как шагают люди по раскисшей дороге. По выражению ваших лиц и движениям я должна догадаться, где вы шагаете.
Сообщение темы занятия
Выставляются куклы, им даются имена (Рома, Ирина). Выделение звуков [р], [р'] из слов Рома, Ирина, город, деревня.
— Сегодня Рома с Ириной приглашают нас в деревню. Вместе с ними будем повторять звуки [р], [р'].
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук».
— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.
Произношение звуков в словах
(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)
— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)
Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных
— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)
Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.
Развитие функции языкового анализа и синтеза
— Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».
Предлагаемые задания:
1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);
2)узнавание слов с перепутанными слогами;
3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;
4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;
5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей.
Физминутка
— Помогаем Ирине и Роме.
Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:
Оры-оры-оры, собираем помидоры.
Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец.
Ур-ур-ур, мы кормим кур.
Ор-ор-ор, подметаем двор.
Ру-ру-ру, мастерим мы конуру.
Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.
Произношение звуков [р], [р'] в предложениях
— Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].
Анализ словесного состава одного, двух предложений.
Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления
— Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.
Приготовим вкусный суп
Из картошки и из круп,
Из моркови и петрушки,
Из деревьев и игрушек.
— Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.)
Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.