Произношение изолированного звука. Работа над голосом
— Вокруг звука [р] рычали звери. Как они рычали? Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром. (Произносится звук [р] с усилением и ослаблением голоса.) Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно. (Произносится звук [р] с грустью.) Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад "Колокольчик", там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем смотреть как будто в волшебное зеркало, все видеть и помогать звуку [р]. (Дети садятся на места.)
Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах
Выставляется картинка с изображением гор.
— Что это? (Горы.)Звуку [р] надо помочь перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук [а]. Какой слог получился? (Ра.)(Аналогичное задание дается со звуками [у], [ы], [о].) Получилось волшебное заклинание: ры-ро-ру-ра, расступилась гора! Повторите его. (Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора.) Расступилась гора, а за ней огромные та-во-ро. Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота)Упал звук [р], поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана.)
Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза
— Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу — хорошие слова. Зло. (Добро)Лень. (Трудолюбие)Трусость. (Храбрость)Грусть. (Радость.)Ура! Ворота открылись! За воротами — звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.
Задания
— В названии животного первый звук [т'], последний — [р]. Кто это? (Тигр.)«Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук [р]? Сколько звуков в слове тигр?Соберите «рассыпанные» звуки [ж], [р], [и], [а], [ф] в слово. (Жираф.)
— Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. (Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд.)С кем подружился звук [р]? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру.)Кто помог ему продолжить путь? (Верблюд.)
Падежное управление
— Идет звук [р], и вдруг перед ним сад. Что увидел звук [р]? (Фруктовый сад, цветы.)Назовите эти цветы. (Ромашки, астры, розы, георгины, нарциссы.)Сорвал звук [р] хоть один цветок? Что он подумал? (Незаметно распыляются духи.) Что вы почувствовали? (Аромат цветов.) Звук [р] любовался ... (ромашками, розами, георгинами).
Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование
— Какие фруктовые деревья увидел звук [р]? (Грушевые, гранатовые, персиковые.)На этой лозе растет ... (виноград). Какая это лоза? (Виноградная.)Расскажите, какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами. (Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.)Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья, а куда дальше идти — не знает. В саду есть цветок, который ему поможет.
Звукослоговой анализ слова
Выставляется схема слова роза из цветовых символов.
— Догадайтесь, как называется этот цветок. (Роза.)Почему вы думаете, что это роза? Как может роза помочь звуку [р]? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление.)
Произношение звука [р] в чистоговорках. Словотворчество детей
— Идет звук [р], песенки распевает, чистоговорки сочиняет. (Сочинение чистоговорок со словами гора, виноград, гранат.)(Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград. Нат-нат-нат, я люблю гранат.)
Физминутка
Веселая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».
Произношение звука [р] в словах и подбор определений
— Подул сильный ветер. Покажите какой. Вырвал ветер лепесток из рук у звука [р] и унес его. Пошел звук [р] дальше. Видит — стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь — к Дракону попадешь, налево пойдешь — в Рыжий город попадешь». Куда пошел звук [р]? (Направо.)(Дети показывают направления. Выставляется изображение Черного Замка.) Слышит звук [р] чьи-то рыдания. (Уточнение значения слова рыдание.)Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, Пет...ушка, Чебу...ашка, К...окодил Гена. (Открываются игрушки.) Какой звук забрал у них Дракон? Знаете зачем? Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. (Дети подбирают определения.) Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым.)Что сказали звуку [р] Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их ... (другом). Кого вы можете назвать своим другом? А ты, Миша (Маша), хороший друг? Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». (Дети несколько раз повторяют пословицу.)