Пространственная ориентировка

— Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа?

Упражнение на дыхание

Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной.

Развитие артикуляционной моторики

Повторить предыдущие упражнения.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук.

Игровые задания

«Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик».

Тра-тра-тра; дра-дра-дра;

тра-тра-тро; дро-дро-дро;

тру-тру-тру; дру-дру-дру;

тры-тры-тры; дры-дры-дры;

тра-тро, тру-тры; дра-дро;

тро-тра, тру-тра; дры-дра;

тор-тра-тру; дра-дро-дру;

тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.

Развитие фонематического восприятия

«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика.

Ознакомление с буквой р

Занятие 2

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Развитие слухового восприятия

«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Атр-атр-атр-атр;

отр-отр-отр-отр;

утр-утр-утр-утр-утр;

ытр-ытр-ытр-ытр;

ятр-ятр-ятр-ятр;

етр-етр-етр-етр-етр;

ютр-ютр-ютр-ютр-ютр;

итр-итр-итр-итр-итр;

атр-отр-итр;

итр-утр-ыр;

ятр-итр-утр.

Какого звука не хватает в слове? Узо..., абажу..., ти…, жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .

Развитие фонематического восприятия

Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга.

Анализ и синтез слогов

— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Обозначение слогов цветовыми символами.

Составление слогов из букв

Занятие 3

Автоматизация звука [р] в открытых слогах

Развитие слухового восприятия

Отстукивание ритма на бубне.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе,контрабасе и тромбоне.

Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра; ра-ро;

ро-ро-ро-ро; ры-ру;

ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

Развитие фонематического восприятия

Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

«Придумаем имена куклам». И...(ра), Ве...(ра), Ма...(ра), Ле... (ра), Ла…(ра).

Дополни слог. Што...(ра), шпо...ра), па...(ра), ко...(ра), но...(ра).

— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).

— Какой слог исчез из слова радуга? ...дуга.

— Назови пропущенный слог. Во...та(ро), во...на(ро), ко...ва (ро), пе... (ро), кенгу... (ру), ко...(ра).

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге ра?Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра?

— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.

Чтение слогов

Занятие 4

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных

Пространственная ориентировка

Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду.

Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Согласование речи с движением

Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги.

Пра-про; бра-бро-бру;

пру-пры; вра-вро;

про-пру-пры; вру-вры;

бра-бро; вро-вро-вру-вры.

бру-бры;

— Какой слог лишний? Вра-вра-кра.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.

— Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь.

— Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили?

Составление букв р и в из частей.

— Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы.

Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.

Занятие 5

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Пространственная ориентировка

— Кто стоит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Стань перед Мишей. Стань за Колей. Кто стоит за тобой?

Наши рекомендации