Развитие фонематических представлений. Определение позиции звука

— На чем доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транспорта. (Самолет.)Куда сложим продукты, вещи? (В сумку.)Какие вещи возьмем с собой? Сначала назовите одежду. (Дети называют слова, определяют позицию звука [с] в словах.) Положите в чемодан игрушки, в сумку продукты питания.

Придумывание слов детьми. Дети перечисляют названия предметов со звуком [с].

Произношение слов сложного звукослогового состава. Звук [с] в предложениях

— Кто нас встречает у трапа самолета? (Стюардесса.)Что нам скажет стюардесса? (Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.)(Повторение этих фраз детьми.) Куда мы зашли? (В салон.)Куда сели? (В кресла.)В каком из слов звук [с] слышится в начале, в каком — в середине, а в каком — в конце слова?

Самолет ТУ-104. Самолет готов в полет.

Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет.

Падежное управление. Практическое усвоение творительного падежа существительных

— Посмотрите в иллюминатор. (Выставляются картинки.) Над чем пролетает наш самолет? (Над лесом. Над лесами. Над мостом. Над мостами. Над кустами, садами, соснами.)Мы летим высоко или низко? Далеко от Москвы или близко? (Ответы детей. Физпауза.)

Мы летаем высоко, мы летаем низко,

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Декламация сопровождается движением рук.

Составление предложений по сюжетным картинкам

— Чтобы не было скучно, посмотрим телевизор. Выставляются сюжетные картинки. Дети придумывают предложения.

Звуковой анализ слов сок, сон, Соня

— Что нам предлагает стюардесса? (Сок.)

Определите последовательность и количество звуков в слове сок. Обозначение звуков цветовыми символами.

— Замените в этом слове звук [к] звуком [н]. Какое новое слово получилось? (Сон.)Чем различаются эти слова? Стюардессу зовут Соня. Обозначьте кружочками слово Соня. Какие одинаковые звуки в словах сон и Соня?Чем отличаются эти слова?

Физминутка

Круговые вращения руками, как пропеллером.

Развитие воображения и связности высказывания

— Придумайте сны-небылицы. (Ответы детей.) Наш самолет идет на ... (посадку). Как можно сказать по-другому? (Снижается, садится, опускается)Где совершил посадку самолет? (В Москве.)(Выставляется картинка с изображением автобусной остановки и автобуса.) Куда мы подошли? (К автобусной остановке.)Куда войдем? (Войдем в автобус.)Что увидели из окна? (Троллейбус.)Приехали на Красную площадь и увидели ... (Кремлевскую стену, Спасскую башню, Спасские ворота, красивый собор). Зашли в царские палаты. (Картинки выставляются на доску.) А сейчас спускаемся в метро. На чем спустились? (На эскалаторе.)Приехали на пристань. Это Москва-река. Куда приехали? Какую лодку мы увидели? (Парусную лодку.)Почему ее так назвали? (Ответы детей.) А теперь пойдем в зоопарк.

Деление слов на слоги. Составление слова сом из букв

— Кого вы увидели в зоопарке? В слове один слог, есть гласный звук [о], кто это? (Слон.)Яназову первый слог, вы — второй: ли...(су). Увидели ... (лису). Сколько слогов в слове лиса?Как вы догадались? А вот — большой аквариум. В нем плавает рыба. Как она называется? Подсказываю. Возьмите буквы с, м, о. Составьте слово. Что получилось? (Сом.)

Развитие фонематических представлений

— Купим подарки родным и знакомым. В названии подарков должен звучать звук [с]. (Ответы детей.) А теперь возвращаемся домой. На чем?

Итог занятия

Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Наши рекомендации