Автоматизация звука в слогах
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов), формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).
Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.
В работе над произнесением слога с автоматизируемым звуком следует соблюдать определенные правила. Так, автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:
— в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще);
— в обратных слогах (ис, ыс, ас, ос, ус);
— в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).
Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы)и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
Звук [л] сначала произносится в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу), затем в обратных слогах (ал-ол-ул-ил-ыл), в прямых открытых слогах (ла-ло-лу-лы), а затем в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы).
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах
Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность. Это могут быть изображения птиц, домашних и диких животных, плоскостные фигурки клоунов, снеговиков, сказочных персонажей, игрушки (обезьянка, Буратино, Чебурашка) и др. Сначала педагог комментирует разговор между персонажами. Например, Зайчонок идет и напевает песенку: «Ла-ла, лы-лы, ло-ло». Заблудился Зайчонок, заплакал: «Лу-лы-ла, лу-лы-лы». Подошел Медвежонок и спрашивает: «Ла-лы-ло?» Мама Зайчиха зовет Зайчонка тревожным голосом, затем радостным голосом произносит слоги, когда он нашелся, благодарит Медвежонка, что привел Зайчонка домой. И т. д.
Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.
Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек.
«Шагаем по ступенькам лесенки» (произнесение слогов ле-ля-ле-лю с повышением и понижением голоса).
«Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).
«Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).
«Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-со-су-сы.
«Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.
«Пальчики здороваются». Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги ра-ро-ру-ры.
«Лодочка качается на волнах». Производить плавные движения ладонью в воздухе, произнося слоги лы-ло-лу-ла.
«Плывем на лодке». Гребем веслами и произносим слоги плы-пла-пло.
«Пальчики прощаются». Сгибание и разгибание пальчиков. Делать ритмичные взмахи соединенными вместе пальцами и произносить слоги пра-про-пру-пры.
«Музыканты». «Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да)и т. д.».
«Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги чик-чик-чик, чак-чак-чак произносить медленно, быстро, замедляя темп).
Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.
Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).
«Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить » (бра-бро-бру-бры).
Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).
«Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).
«Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!
Выражение удивления (инопланетяне удивились, увидев нас, дома, деревья), печали (сломался космический корабль), грусти (грустно с нами расставаться), радости (обрадовались тому, что мы помогли починить корабль). Успокоим их (поможем починить корабль).
«Дети в детском саду». «Ссора — примирение».
Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей (возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство).
«Добрый — злой голос».
«Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро).
«Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли).
«Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».
«Песенки птиц»:
ворона и вороненок: крра-крра-крра, каррр-каррр-каррр;
гага-гребенушка — громкий крик: аррр, аррр;
пигалица — четыре-четыре-четыре;
коростель — крэк-крэк-крэк;
камышница — крук, кек-кек-ке;
вальдшнеп — хорк-хорк-хорк;
поморник — кри-кри-кри, кр-р-р;
клуша (чайка) — га-ак-аг-аг, гре-гри;
тупик — ворчащее аррр;
чиж — звонкое тиилли-тиль, тиль;
сова-сплюшка — печальный и мелодичный свист сплю-ю, сплю-ю;
стриж — спи-ирь;
седой дятел — гнусавый крик клай-клай-клай;
дятел-желна — громкое кир-кир-кир;
береговая ласточка — негромкое чиррр-чирр;
городская ласточка — громкое тиррчт-тиррчт;
трясогузка — звонкое цит-цит;
свиристель — нежное свирири-свирири;
певчий дрозд — резкое циии;
чечетка — звонкое чет-чет-чет;
щегол — звонкое пить-пиль-пить;
зяблик — громкая трель фью-фью-фью-ля-ля-ля-ди-ди-диви-чиу;
хохлатая синица — громкое ци-ци-тррг;
большаясиница — ци-ци-ци-пи, ин-га-ин-гапип-пии-чэрж;
чаичка — голос звонкий, печальный пьюй-пьюй-пьюй;
чибис — голос гнусавый, крикливый чьи вы, чьи вы;
обыкновенная овсянка — тихая песня зинь-зинь-зинь-зини-циик.
Работа над слоговой структурой слова.
Отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду.
«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.
Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?
Звуковой анализ и синтез слов и слогов из двух звуков: он, уж, Ух! Ах! Ам! Ох! Ма, ку, по и др.
Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов.
Сколько звуков в слоге ас?Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.
Какие звуки есть в слоге ла?Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?
Какие звуки есть в слоге ра?Какой слог можно составить, если к звуку [а] «пригласить» звук [с]? Какой слог получится, если мы «подружим» звук [р] и звук [у]?
Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
Подскажи конец слова: иг...(ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).
Дополни слово: но...(ра), ко...(ра), ды...(ра). Подскажи недостающий слог: ...дуга, ...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто... .)
Развитие речеслухового внимания и памяти.
Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру).
Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту).
Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).
Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта).
Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [р] в обратных слогах
Оргмомент