Этапы работы и виды заданий, используемых в работе по автоматизации звука
Этап автоматизации звука в слогах
Простые виды звукослогового анализа и синтеза. (Есть ли звук [р] в слове рыба?А в слове марка?В слове карандаш?В слове лук?)Обозначение слогов цветовыми символами.
Знакомство с буквой, обозначающей поставленный звук.
Этап автоматизации звука в словах
Работа со словом.
Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей.
Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания и памяти на речевом материале, соответствующем изучаемому звуку.
Сложные виды языкового анализа и синтеза.
Этап автоматизации звука в предложениях
Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений.
Анализ слов, входящих в предложения.
Этап автоматизации звука в связной речи
Повторение чистоговорок. Сочинение чистоговорок, чистоговорок-небылиц, чистоговорок-«страшилок» и чистоговорок-«смешинок».
Заучивание наизусть загадок и стихотворений.
Развитие связной речи. Развитие мышления и воображения.
Пересказ коротких текстов.
Сочинение сказок и придумывание рассказов.
Чтение.
Содержание структурных частей занятия на каждом этапе работы представлены в конспектах, данных в качестве примеров. Ниже представлены конспекты занятий на подготовительном этапе работы над звуком.
Конспекты занятий на подготовительном этапе работы над звуком [л]
Конспект занятия 1
Лексическая тема «Птицы»
Материал: картинки с изображением перелетных птиц (аист, журавль, ласточка, скворец, грач и др.).
Развитие пространственного восприятия. Релаксация
— Посмотри и скажи, где находится аист — перед тобой или за тобой? Посмотри, какая птица находится за тобой? Какую птицу ты видишь слева, справа?
— Птицы готовятся к полету. Покажите, какие у них сильные крылья (напряжение).
Имитация полета (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Сорока
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости во двор —
Кашу на стол.
Этому — на тарелочке,
Этому — на блюдечке,
Этому — в чашечке,
Этому — в мисочке,
А этому ничего не дала.
— Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари себе кашку.
Тут пень,
Тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Массаж или самомассаж
Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик — ямочка».
— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
Статическое упражнение на развитие ротового выдоха. «Наступила осень, задули ветры сильные. Ослабел ветер, дует легкий ветерок». Дутье на листочки.
Мимико-артикуляционные упражнения
— Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.
Упражнения для губ
«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу».
— Летом птенчики были маленькие, им мама-птица приносила пищу. Покажите, как они открывали клювики.
Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.
«Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
Упражнения для языка
«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед. Поднимание и опускание кончика языка вверх-вниз.
«Клювы разных птиц».
— Покажите, какой широкий клюв у утки.
Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Клюв аиста».
Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Песенки птенчиков». Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, у-уууу, ы-ыыыы; с утрированной артикуляцией, с изменением силы и высоты голоса.