Профессиональный уровень учителя-логопеда (коррекционно-педагогические умения и навыки) |
Критерии | Уровни |
Репродуктивный (вторая категория) | Мастерский (первая категория) | Исследовательский (высшая категория) |
1. Знание теоретических основ коррекционной педагогики и реализация их в практике работы | ü Отвечает общим требованиям, предъявляемым к выполнению функциональных обязанностей учителя-логопеда ü Имеет достаточные (в рамках программы дефектологического института) знания по логопедии ü Работа на занятии только по конспекту ü Замедленная реакция и находчивость | ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (связь с медико-биологическими и лингвистическими науками) ü В коррекционной работе прослеживаются внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: методикой обучения родному языку, логопедической ритмикой, общей и специальной психологией и т.д. | ü Широкая эрудиция ü Умеет четко формулировать конкретные цели ü Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (педагогики, психологии), широко применяет их на практике |
2. Знание современных коррекционно-развивающих методик | ü Следит за специальной и методической литературой ü Работает по готовым коррекционным программам ü Использует в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современности ü Затрудняется самостоятельно разрабатывать методику коррекционного воздействия на дошкольников | ü Владеет методиками анализа коррекционно-развивающего процесса ü Использует методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы, вносит в них при необходимости коррективы | ü Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы ü Использует в коррекционно-развивающей работе собственные оригинальные приемы и методики |
3. Умение анализировать свою деятельность | ü Видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие ü Способен добиваться положительных изменений на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки коррекционно-развивающей работы ü Заниженная или завышенная само-оценка своих качеств и результатов труда | ü Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения ü Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включает те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств ü Адекватная самооценка своих качеств и результатов труда | ü Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны ü Сознательно планирует программу самосовершенствования, ее цель, задачи пути реализации |
4. Знание новых педагогических, коррекционных, развивающих концепций | ü Знает современные отечественные и зарубежные методики коррекционного обучения и воспитания ü Владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с коррекционными задачами | ü Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками ü Владеет современной технологией развивающего обучения ü Творчески применяет программы и технологии на практике | ü Разрабатывает новые педагогические технологии коррекционного обучения и воспитания, ведет работу по их апробации ü Участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности |
5. Знание теории дошкольной педагогики и возрастной психологии | ü Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях коррекции личности дошкольников, но редко применяет их в своей деятельности ü Способен принимать решения лишь в типичных случаях | ü Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, использует их как основу в своей коррекционной деятельности ü Способен быстро и подсознательно избирать оптимальные решения | ü Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обоснованного прогнозирования коррекционной деятельности ü Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях |