Основные положения по автоматизации конвейерного транспорта
В горной и других отраслях промышленности широко внедрено централизованное автоматизированное управление процессами пуска-остановкиконвейерных линий с обеспечением автоматической защиты от аварий. В основу централизации управления положен принцип автоматического пуска конвейера в линии в последовательности, обратной движению грузопотока, с контролем момента пуска каждого конвейера по скорости предыдущего и остановки конвейерной линии одновременным отключением аварийного конвейера и всех последующих, доставляющих груз на аварийный.
Дальнейшее качественное совершенствование автоматизации конвейерных линий должно развиваться в направлении повышения централизации управления на базе использования специализированных ЭВМ и микроконтроллеров, что позволит повысить оперативность управления за счет обработки большого объема информации о работе конвейеров, причинах аварийных ситуаций, вести работу конвейеров в оптимальных режимах, увязанных с работой очистных забоев или других источников грузопотока.
Автоматизация конвейерного транспорта предусматривает оснащение средствами автоматического контроля и защиты каждого конвейера и управление, как отдельными конвейерами, так и всей линией.
Под автоматизированной конвейерной линией понимается такая линия, конвейеры которой объединены общей системой управления, обеспечивающей соблюдение необходимых блокировок и защит, а также автоматическую реализацию законов пуска, остановки и дозапуска конвейерной линии.
Основными факторами, влияющими на процесс автоматизации конвейерных линий, являются: разнообразие технологических схем конвейерных линий по конфигурации, длине, числу конвейеров и ответвлений; разнотипность конвейеров по их технологическому назначению, производительности, конструктивному исполнению, длине и динамическим характеристикам; разнотипность приводов конвейеров по числу и типу двигателей и т.д.
Системы автоматизации конвейерных линий с учётом современного уровня совершенствования конвейеров должны обладать функциональными возможностями, обеспечивающими:
управление конвейерной линией с пульта управления, расположенного в зоне перегрузки с конвейерной линии в вагонетки, либо с пульта, находящегося в лаве;
автоматический пуск конвейеров в линии в направлении против грузопотока с помощью пускового устройства;
возможность как выбора, так и раздельного пуска любого маршрута разветвленной конвейерной линии;
автоматическую подачу звукового предупредительного сигнала перед пуском конвейерной линии, который должен отключаться через установленное время или при несостоявшемся пуске;
при запуске отдельных маршрутов разветвленной конвейерной линии подачу звукового сигнала только по этому маршруту;
возможность до запуска части конвейерной линии при остальных работающих конвейерах;
автоматический контроль скорости движения ленты или скребковой
цепи конвейера;
включение на пуск каждого последующего конвейера только после достижения предыдущим конвейером заданной скорости;
включение дополнительных маршрутов без остановки работающих: включение системы орошения только на работающем конвейере и при наличии на нем груза;
оперативное отключение всей конвейерной линии или маршрутов с пункта управления;
автоматический возраст схемы в исходное положение после оперативного отключения с пункта управления;
экстренное прекращение пуска и экстренную остановку любого конвейера из любой точки по его длине;
автоматическое аварийное отключение конвейера при следующих нарушениях: отсутствии сигнала о достижении заданной скорости при пуске, снижении скорости во время работы несущего полотна или тяговой цепи до 75% номинальной при неисправности привода конвейера, недопустимом перегреве при водных барабанов, масла в турбомуфтах; сходе ленты в сторону; завале мест перегрузки и неисправностях цепей управления и контроля:
возможность наложения тормозов при оперативном и аварийном отключении ленточных конвейеров только при скорости ленты меньше 0,5м/с;
для конвейеров с автоматической натяжной станцией при снижении скорости ленты до 75% номинальной включение натяжной станции на увеличение натяжения лепты;
экстренное отключение конвейера с наложением тормозов в момент отключения конвейера или при обрыве ленты или цепи, при экстренном прекращении пуска или экстренной останове конвейера из любой точки по его длине, при завале перегрузочного устройства и превышении номинальной скорости ленты на 8% для конвейеров, устанавливаемых на наклонных выработках;
сигнал аварийного или экстренного отключения конвейера, сохраняются до ручной деблокировки его по месту аварии во всех случаях, кроме завала перегрузочного устройства или схода ленты;
одновременное автоматическое отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер;
отключение системы орошения при остановке конвейера;
блокировку, не допускающую повторное включение остановившегося из-за аварии конвейера, без ручного возврата системы защиты в исходное состояние;
блокировку, запрещающую запуск конвейерной линии при отсутствии возможности приема груза в месте разгрузки;
возможность перевода на местное управление любого конвейера линии без нарушения процесса автоматизированного управления остальными конвейерами;
сигнализацию на пульте управления о числе конвейеров, работающих в линии, на маршруте;
сигнализацию на блоках управления о неисправном состоянии и причине неисправности конвейера;
двустороннюю телефонную связь с возможностью звукового кодового вызова;
информацию о состоянии конвейерной линии в систему оперативного диспетчерского контроля и управления шахты.
Для грузолюдских конвейеров, когда осуществляется перевозка людей, предусматриваются дополнительные требования: предупредительная сигнализация у мест схода людей с ленты; аварийное отключение конвейера при проезде человеком места схода и при превышении скорости ленты; невозможность включения конвейера при отсутствии или неисправности сбрасывающего щитка, а также повторного включения конвейера до момента ручной деблокировки при его экстренном отключении; невозможность включения механизмов, подающих груз на конвейер; отключение системы орошения и контроль движущихся площадок схода.
В настоящее время для управления конвейерами и конвейерными линиями в горной промышленности применяются как отдельные устройства контроля технологических параметров конвейера, так и комплексная аппаратура автоматизации конвейерных линий. Контроль технологических параметров конвейерных линий осуществляется с помощью: датчиков контроля скорости (ДМ-2М, УПДС, ДКС), реле контроля скорости (PCA, УКСЛ-1, PC-67), аппаратов контроля двухцепной конвейерной линии (КДК), аппаратов контроля температуры приводных барабанов ленточных конвейеров (АКТЛ-1),датчиков заштыбовки (Д3Ш), кабель-тросовых и линейных выключателей для экстренной остановки конвейера (КТВ-2, ВЛ-3), реле контроля уровня заполнения емкостей или бункеров (ИКС-2, РКУ.1М), устройства контроля целостности тросов резинотросовых лент (УКПЛ-1, УКЦТ-1), реле времени (РВИ-300), датчиков контроля схода ленты (КСЛ-2), аппаратов контроля пробуксовки ленты (АКП). Для автоматизации неразветвленных конвейерных линий применяется аппаратура типа АУК.1М, АУК.2, а разветвленных – ЦИКЛ, ПРЛ, РКЛД-2М.
Для реализации требований к автоматизации ПТС разработаны различные датчики и аппараты.
Скорость и целостностьрабочего органа ленточного конвейера контролируется тахогенераторными датчиками скорости УПДС (рис. 1.1).
Датчик УПДС представляет собой десятиполюсный синхронный генератор 8однофазного переменного тока с ротором из постоянного магнита и статором с катушкой, размещенных в пластмассовом корпусе 7, рычаг 2которого валиком 9шарнирно связан со скобой 4, укрепленной на раме конвейера.
Вращение генератору передается приводным резиновым роликом, укрепленным на шариковом подшипнике 6. Датчик устанавливают у приводной головки конвейера между рабочей и холостой ветвями ленты. Регулировочный болт 3служит для контроля провисания ленты 5конвейера.
Рисунок 1.1 – Датчик скорости УПДС
Выходное напряжение датчика зависит от частоты вращения ролика и обычно составляет 30—35 В.
Контроль состояния рабочего органа скребкового конвейера осуществляется магнитоиндукционным датчиком ДМ-2М (рис. 1.2), который используется также на ленточных конвейерах.
При перемещении над датчиком ферромагнитного тела переменной массы (скребковой цепи или ролика с прорезями) изменяется его магнитное сопротивление и, следовательно, магнитный поток постоянного магнита 2. Пульсирующий магнитный поток индуктирует в катушке 1 ЭДС, которая является выходным сигналом датчика. Этот сигнал пропорционален скорости движения скребковой цепи (частоте вращения ролика) и достигает 5-8 В.
Рисунок 1.2 – Датчик скорости ДМ-2М
Контроль аварийного сходаленты в сторону осуществляется герконовым датчиком КСЛ-2 (рис. 1.3).
В датчик входят корпус 4,скрышкой 5,гибкий приводной стержень 1и исполнительное устройство, состоящее из магнитной системы 2 и магнитоуправляемого контакта 3, который замыкается при отклонении стального наконечника от центрального положения на 60—70 мм под действием сошедшей в сторону ленты.
Рисунок 1.3 – Датчик контроля схода ленты КСЛ-2
Контроль температурыприводных барабанов ленточных конвейеров выполняется аппаратом АКТЛ-1 (рис. 1.4). Аппарат АКТЛ-1 отключает приводной двигатель при нагреве барабанов выше допустимой температуры (65±10°С), предотвращая возможное воспламенение ленты при ее пробуксовке.
Принцип работы аппарата АКТЛ-1 заключается в следующем. С генератора UZ,напряжение на который подается с блока питания UI,сигнал частотой 20 кГц поступает на неподвижную обмотку L1, размещенную в свободном пространстве обечайки барабана 1. С нее через воздушный зазор трансформируется э. д. с. в обмотку L2, закрепленную на валу 2 барабана.
Рисунок 1.4 – Блок-схема аппарата АКТЛ-1
Частью обмотки L2 является обмотка L4ферритового термодатчика ВК. При нормальной температуре обечайки барабана с обмотки L2 через воздушный зазор в неподвижную обмотку L3трансформируется э.д.с. , которая поступает на приемник сигнала U2. В этом случае по катушке реле Кпроходит ток, контакты реле Кзамкнуты. Горит лампа Н и замкнута цепь включения пускателя.
При нагреве барабана до температуры 65±10°С резко снижается магнитная проницаемость ферритового датчика и соответственно уменьшаются сигнал катушки L2 и наводимая э. д. с. в обмотке L3. Реле К отключается. Лампа Н гаснет, и разрывается цепь управления магнитного пускателя конвейера. Конвейер останавливается.