Посмотри-ка, что внизу
Цель:употребление предлогов под и из-под. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.
Куда залезла собака? Откуда вылезла собака?
(Собака залезла под стол.) (Собака вылезла из-под стола.)
Куда закатился мяч? Откуда выкатился мяч?
(Мяч закатился под стул.) (Мяч выкатился из-под стула.)
Куда мальчик поставил тапки? Откуда мальчик достал тапки?
(Мальчик поставил тапки (Мальчик достал тапки
под кровать.) из-под кровати.)
СКАЖИ, КТО ГДЕ
Цель:употребление предлогов на, в, под.
Методические указания.Начинает игру взрослый. Он говорит: «Смотри, вот птичка. Она летает над гнездом. Она сидит в гнезде. Потом она летает под гнездом». Взрослый должен чётко произносить предлоги, слегка выделяя их голосом.
Посмотри на картинки и скажи, кто где находится. Где птичка?
(Птичка |
(Птичка
над гнездом.) в гнезде.)
(Птичка под гнездом.)
Где шарик? |
(Шарик на толе.) (Шарик над столом.) (Шарик под столом.)
Где бабочка?
(Бабочка под цветком.)
(Бабочка на цветке.)
(Бабочка над цветком.)
Над чем летит самолёт? Над чем висит лампа?
(Самолёт летит над лесом.) (Лампа висит над столом.)
Что девочка держит над головой? (Девочка держит над головой зонтик.)
Методические указания.Игры «Посмотри-ка, что внизу» и «Скажи, кто где» можно продолжить, обратив внимание ребёнка на окружающую обстановку. Предложите ребёнку соревнование на употребление какого-то предлога. Одну фразу произносит взрослый, другую — малыш, например:
Блюдце под чашкой. Коробка под столом.
Лампа под потолком. Книга под тетрадью.
Собака под стулом. Кастрюля под крышкой и т. п.
ИГРАЕМ В ПРЯТКИ
Цель:употребление предлогов за и из-за. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.
Где спряталась девочка? (Девочка стоит за стулом.)
Откуда вышла девочка? (Девочка вышла из-за стула.)
Где спрятался мальчик? (Мальчик стоит за дверью.)
Откуда вышел мальчик? (Мальчик вышел из-за двери.)
Где спряталась корова?
(Корова спряталась
за забором.)
Откуда вышла корова?
(Корова вышла
из-за забора.)
ИСПРАВЬ ОШИБКИ
Цель:закрепление предложно-падежных конструкций.
Методические указания.Взрослый читает малышу рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сделал ошибку.
Жил-был человек рассеянный. Он не только всё делал наоборот, но и говорил всё наоборот. Хочет человек рассеянный что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя.
Вот что он сказал:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у печки.
Под столом портрет, над столом табурет.
Помоги рассеянному — скажи правильно.
КТО ГДЕ
Цель:закрепление употребления предлогов.
Методические указания.Взрослый просит ребёнка рассказать о месторасположении каждого существа и предмета на картинках. Если малыш испытывает затруднения, взрослый должен задавать наводящие вопросы. Описывая картинку к сказке «Репка», ребёнок должен употреблять предлоги за и перед.
Посмотри на картинку к сказке «Репка» и скажи, кто где находится.
Бабка за дедкой. Внучка за бабкой. А дальше? Дедка перед бабкой. Бабка перед внучкой. А дальше?
Посмотри на картинку.
Покажи и расскажи, кто где находится.
Петух на жёрдочке. Утята в воде. Свинья под скамейкой. Собака в будке. Лошадь перед домом. Девочка в окошке.
Корова за забором. Птенчики в гнезде. Курица около забора. Кошка на крыше. Птица над домам. Гнездо на дереве.
ЧТО В ЧЁМ
Цель:образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -ик-, -онк-, -енк-.
Дай название посуде, в которой хранятся разные продукты.
Сахар в сахарнице. Хлеб в ... (хлебнице). Конфеты в ... (конфетнице) Соль в ... (солонке). Масло в ... (маслёнке). Чай в ... (чайнике). |
Назови и покажи посуду, нарисованную на картинке. Что ты еще не показал? (Мыльницу) Можно мыльницу назвать посудой? (Нет.)
Почему мыльницу нельзя назвать посудой? (Потому что в неё кладут не продукты, а мыло.)
Много и один
Цель:образование существительных с помощью суффиксов ~ин-, -инк-.
Подумай и скажи, как можно назвать одну маленькую часть этих предметов.
Это бусы,
а это бусинка.
Это солома,
а это ... (соломинка),
Это икра,
О
а это ... (икринка).
Это пух,
а это ... (пушинка).
Это снег,
а это ... (снежинка).
У КОГО - КТО
Цель:употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
Методические указания.Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.
Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в единственном и множественном числе.
Посмотри на картинки и скажи.
У гуся - гусёнок.
А это - - гусята.
А это? (Козлята) |
У вороны — ... (воронёнок). А это? (Воронята.)
А теперь задание посложнее. Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.
У собаки — ... (щенок).
А это? (Щенята.)
У коровы — ... (телёнок).
А это? (Телята.)
У свиньи — ... (поросёнок).
А это? (Поросята.)
У курицы — ... (цыплёнок).
А это? (Цыплята.)
СЛОВА-ИНОСТРАНЦЫ
Цель:употребление несклоняемых существительных.
В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Некоторые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются.
Послушай фразы с этими словами:
У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто.
Паша учится играть на гитаре и пианино.
На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе.
Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили целый рассказ.
День рождения
Сегодня у Вовы день рожденья. К нему пришли Таня и Ваня. Они принесли подарки. Эти подарки они сделали сами. Таня подарила Вове панно. Она смастерила его из сухих листьев и мха. Ваня сделал маску тигра из папье-маше и нарисовал кенгуру.
Вова угощал своих друзей яблочным пюре и лимонным желе. Мама приготовила вкусный кофе со сливками и сладкое какао. Дети ели пирог с киви, а потом эскимо.
Ребятам было весело. Сначала они смотрели интересное кино. Потом Таня играла на пианино, а Вова и Ваня пели песни.
Вечером Таня и Ваня отправились домой. Они надели свои пальто и вышли на улицу. Дети перешли шоссе, спустились в метро и быстро доехали домой.
Вопросы к рассказу
Что подарила Вове Таня? (Панно.)
Что подарил Вове Ваня?
(Маску из папье-маше,
рисунок кенгуру.)
о о о Р о о О о о |
Чем Вова угощал своих гостей?
(Яблочным пюре, лимонным желе, эскимо.)
Что дети пили? (Кофе, какао.)
С какими фруктами был пирог? (Пирог с киви.)
Что дети смотрели по телевизору? (Кино.)
На чем играла Таня? (На пианино.)
Что, уходя, надели дети? (Пальто.)
Какую улицу перешли Таня и Ваня? (Шоссе.)
На чём дети поехали домой? (На метро.)
ЧТО в МАГАЗИНЕ?
Цель:согласование прилагательного с существительным во множественном числе.
Методические указания.Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.
Ответь на вопрос.
У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.
У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)
У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)
У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)
У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)
У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)
У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)
У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
Цель:согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.
Цветок красный, а цветочек красненький.
Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).
Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).
Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький).
Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).
Дом низкий, а ... (домик низенький).
Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая). |
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель:образование качественных прилагательных.
Грамматическая справка.Качественные прилагательные, в отличив от относительных, имеют краткую форму и степени сравнения.
Качественное прилагательное | Краткая форма | Степени сравнения |
умный | умён, умна, умно | умнее (более умный), умнейший (самый умный) |
Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово.
На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный.)
У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный.)
Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой?
(Ленивый.)
Весь день идёт дождь. Значит, день какой? (Дождливый.)
Эта книга вызывает интерес.
Значит, она какая? (Интересная.)
На куртке грязь.
Значит, куртка какая? (Грязная.)
В колбасе есть жир. Значит, колбаса какая? (Жирная.) |
У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная.)
,.■*•*
У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное.)
В яблоке червяк.
Значит, оно какое? (Червивое.)
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?
Цель:образование относительных прилагательных.
Грамматическая справка.Относительные прилагательные, в отличие от качественных прилагательных, не имеют краткой формы и степеней сравнения.
Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придется самому придумать новое слово.
Три поросёнка - - Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе дома.
Ниф-Ниф построил дом из соломы. Значит, у Ниф-Нифа дом какой? (Соломенный.)
Нуф-Нуф построил дом из дерева. Значит, у Нуф-Нуфа дом какой? (Деревянный.)
Наф-Наф построил дом из камней. Значит, у Наф-Нафа дом какой? (Каменный.)
Как ты думаешь, какой дом самый прочный?
Посуду тоже делают из разных материалов.
Эта кастрюля сделана из металла. Значит, она ... (металлическая).
Эта чашка сделана из пластмассы. Значит, она ... (пластмассовая).
Эта банка сделана из стекла. Значит, она ... (стеклянная).
Как ты думаешь, какая посуда самая легкая?
Обувь для разной погоды делают из разных материалов.
Эти туфли сделаны из кожи. Значит, они ... (кожаные).
Эти сапоги сделаны из меха. Значит, они ... (меховые).
Эти галоши сделаны из резины. Значит, они ... (резиновые).
Как ты думаешь, какая обувь самая тёплая?
Эта одежда сшита из разной ткани.
Это платье сшито из шерсти. Значит, оно ... (шерстяное).
Это платье сшито из ситца. Значит, оно ... (ситцевое).
Это платье сшито из шёлка. Значит, оно ... (шёлковое).
Как ты думаешь, какое платье самое нарядное?
ВКУСНАЯ ИГРА
Цель:образование относительных прилагательных.
На столе угощение: пирожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажи гостям, с чем пироги, из чего варенье и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.
(Яблочное варенье.) (Яблочный пирог.) (Яблочная конфета.)
(Сливовое варенье.) (Сливовый пирог.) (Сливовая конфета.)
(Малиновое варенье.) (Малиновый пирог.) (Малиновая конфета.)
(Грушевое варенье.) (Грушевый пирог.) (Грушевая конфета.)
(Вишнёвое варенье.) (Вишнёвый пирожок.) (Вишнёвая конфета.)