Специальная методика преподавания русского языка как наука. Предмет, задачи и методы исследования. Связь специальной методики со смежными науками
IV курс
1.2. Основные этапы работы над художественным произведением. Раскрыть на примере (произведение – по выбору).
2.1. Русский язык как учебный предмет в1-4-х и 5-10-х классах специальной (коррекционной) школы V вида. Задачи и специфика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.2. Цели, задачи и структура уроков обучения грамоте. Составить конспект урока «Звук и буква И» (ознакомление с новой буквой).
3.1. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи (начальное и среднее звено). Образовательное, воспитательное и коррекционное значение русского языка как учебного предмета в специальной школе.
3.2. Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом. Составить фрагмент урока на тему «Определение темы текста» (2 класс).
4.1. Принципы построения работы по обучению языку детей с тяжелыми нарушениями речи.
4.2. Принципы отбора и основные направления анализа текстов для изложения. Составить план работы над текстом (по выбору).
5.1. Общая характеристика методов, приемов и средств обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе V вида.
5.2. Тематика и планирование уроков произношения. Составить конспект урока «Дифференциация С-Ш».
6.1. Особенности речевого развития учащихся 1-4-х и 5-10-х классов специальной (коррекционной) школы V вида. Система индивидуальных логопедических занятий.
6.2. Методика формирования орфографического навыка у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить план работы над орфограммой (по выбору).
7.1. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
7.2. Трудности морфемного анализа, возникающие у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Правописание предлогов и приставок».
8.1. Задачи, содержание и организация работы по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. Типичные затруднения, возникающие у учащихся в процессе обучения грамоте.
8.2. Изучение отдельных грамматических категорий имен существительных. Составить конспект обобщающего урока на тему «Род имен существительных».
9.1. Принципы и метод обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи.
9.2. Обучение планированию содержания высказываний. Раскрыть приемы работы над составлением плана текста.
10.1. Задачи, содержание и организация изучения элементарного курса грамматики в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
10.2. Связь уроков произношения с уроками обучения грамоте. Раскрыть приемы формирования навыков звукового анализа, используемые в подготовительный период.
11.1. Методика формирования грамматических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
11.2. Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.
12.1. Методика изучения морфемного состава слова в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
12.2. Обучение созданию связного высказывания. Раскрыть на примере работы с серией сюжетных картин (по выбору).
13.1. Методика изучения частей речи в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
13.2. Принципы отбора лексики для урока развития речи. Раскрыть на примере темы «Улица. Транспорт» (1 класс).
14.1. Особенности изучения синтаксиса в младших классах специальной (коррекционной школы) V вида.
14.2. Основные направления и виды словарной работы. Составить конспект урока на тему «Птицы зимой» (1 класс).
15.1. Задачи, содержание и организация работы на уроках чтения. Воспитательное, образовательное и коррекционное значение уроков чтения в специальной (коррекционной) школе V вида.
15.2. Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Слова-действия в настоящем, прошедшем и будущем времени» (2 класс).
16.1. Формирование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
16.2. Обучение ведению диалога учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Природа родного края» (3 класс).
17.1. Методика работы над предметным содержанием и смыслом текстов (развитие навыков сознательного чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи).
17.2. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся. Обучение грамматическому разбору (составить фрагмент урока; тема – по выбору).
18.1. Методика работы над художественными произведениями в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида. Особенности методики чтения произведений различных жанров.
18.2. Связь уроков русского языка с уроками развития речи. Составить конспект урока повторения на тему «Местоимение» (показать роль местоимений в тексте).
19.1. Задачи, содержание и принципы работы по развитию речи в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы V вида
19.2. Особенности изучения предложения в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида. Составить конспект урока закрепления знаний на тему «Главные члены предложения».
20.1. Задачи, содержание и организация работы по формированию словарного запаса у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V вида.
20.2. Формирование понятия о глаголе у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Неопределенная форма глаголов» (сообщение новых знаний).
21.1. Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V вида.
21.2. Создание готовности к обучению грамоте в подготовительный период. Составить конспект урока (по выбору).
22.1. Задачи содержание и организация работы по развитию диалогической речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V вида.
22.2. Усвоение особенностей изменения имен прилагательных детьми с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока закрепления знаний на тему «Изменение имен прилагательных по родам».
23.1. Обучение разговорной речи в связи с различными видами деятельности в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
23.2. Цели, задачи и структура уроков произношения. Составить фрагмент урока по изучению слоговой структуры слова.
24.1. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной и письменной монологической речи в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
24.2. Тематика и планирование уроков обучения грамоте. Составить план работы по изучению звука и буквы С.
25.1. Обучающие письменные работы и методика их проведения на уроках развития речи в младших классах специальной (коррекционной) школы V вида.
25.2. Основные разделы работы на уроках произношения. Составить конспект урока «Автоматизация звука Л».