Сопоставительный анализ методических подходов к обучению иноязычной лексике
Этапы овладения лексическими единицами | Методические подходы | |||
интуитивный | сознательно - сопоставительный | функциональный | Интенсивный | |
Схематизация ЛЕ | установление непосредственной связи слов с их значением; отсутствие, как правило, опоры на РЯ; преимущественно бесперводные (зрительная наглядность, контекст, дефиниция и др.) | предпочтение отдается раскрытию значения и формы ЛЕ, а не особенностям употребления; раскрытие значения ЛЕ и ее формы посредствам сопоставления с РЯ; преимущественно природные способы (перевод, перевод – толкование) | предпочтение отдается раскрытию функции и значения ЛЕ; создание мотивационной готовности к использованию ЛЕ; основной способ семантизации – связный контекст | большой объем новых ЛЕ; введение ЛЕ в большом контексте (полилоге) в единстве функций, значения и формы; многократное предъявление ЛЕ с использованием переводных и бесперводных способов |
Тренировка (автоматизация) ЛЕ | ª многократное воспроизведение ЛЕ; ª имитация условий естественного овладения РЯ | ª сопоставление ЛЕ изучаемого и родного языков; ª перевод; ª преимущественно языковые упражнения; ª выполнение команд и комментирование действий; ª ответы на вопросы; ª преимущественно беспереводные упражнения | ª самостоятельный выбор и комбинирование ЛЕ в процессе оформлении мысли (ФСТ – 1, ФСТ – 2); ª форма, значение и функция ЛЕ уваиваются в единстве, при ведущей роли функции; ª преимущественно условно – речевые упражнения | ª воспроизведение языкового материала в контексте; ª имитация ЛЕ с использование паралингвистических средств; ª автоматизация ЛЕ в условиях употребляемого общения с использованием языковых и содержательных опор |
Применение | ® активизация ЛЕ в условиях, приближенных к естественному общению | ® самостоятельность высказывания ограничена учебной задачей | ® употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии и др.) | ® разыгрывание этюдов; ® импровизация в различных «предлагаемых обстоятельствах» |
3.Задача обучения грамматики в школе состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах РД.
Продуктивный (активный) грамматический минимум – грамматические явления, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.
Речевой грамматический навык – автоматизированное действие по выбору грамматического явления адекватного речевой задаче в данной ситуации и правильного оформления речевого высказывания.
Психо –физиологическую основу речевых грамматических навыков образуют речевые динамические стереотипы ,формирующиеся в результате систематического стереотипного употребления в устной и письменной речи одних и тех же грамматических форм с разным лексическим наполнением.
Грамматическая структура – обобщенное обозначение инвариантных особенностей грамматического явления.
Речевой образец – типовое предложение, представляющее собой коммуникативную и ситуативную реализацию грамматической структуры в речи.
В продуктивный грамматический минимум включаются явления, которые необходимы для продуктивных видов РД.
Основные принципы отбора грамматического материала:
· Принцип распространённости в устной речи
· Принцип образцовости
· Принцип исключения омонимических/синонимических грамматических явлений
Различные методические подходы к формированию и совершенствованию речевого грамматического навыка:
ü Структурный подход.
К изучению грамматики предусматривает использование грамматических структур в качестве единиц обучения (А.П.Старков)
ü Функциональный подход.
Означает овладение значением и употреблением грамматических явлений в зависимости от сфер и ситуаций, типов речевых актов (просьба, согласие, возражение) и синтаксического контекста
ü Структорно – функциональный подход.
Предусматривает соотнесение в процессе обучения грамматики синтаксической структуры предложения и выраженном ее логико – семантическом содержании.
ü Коммуникативный подход.
Предполагает использование изучаемого грамматического материала с самых начальных стадий обучения естественных для обучения целях и функциях при максимально приближенных к ним.
Способы методической организации грамматического материала в учебнике:
§ Изолированный
§ Оппозиционный
§ Концентрический
§ Системный
В тетрадь для практических работ
Раздел: Обучение аспектам языка
Тема: Обучение иноязычному произношению
План:
Цели содержания обучения произношения в средней школе (см. лекцию)
2. Методика работы над произносительной стороной речи.
2.1. Начальный этап работы по формированию слухо – произносительных и ритмико – интонационных навыков у учащихся.
2.2. Пути совершенствования произносительных навыков на средней и старшей ступенях обучения в школе.
Литература :
Практический курс методики занятие № 7
Глоссарий с 29
Схема с 32