Механический способ (является преобладающим)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

звуков К, К', Г, Г, X, X'

Пособие для логопедов

Москва2001

БЕК 74.3 УДК 371.927 К 74

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
К 74 Дидактический материал по коррекции произношениязиу-

ков К, К', Г, Г', X, X'. -М : Издательство ГНОМ и Д, 2001. -48с. (Практическая логопедия.)

13ВН 5-296-00168-0

В пособии дается краткая характеристика звуков К, К'. Г, Г'..Х, X', описание наиболее распространенных дефектов произношения этой группы согласных. Раскрываются методы постановки и порядок автоматизации этих звуков.

Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.

Предназначается для логопедов ДОУ. школ и детских поликлиник.

ББК 74.3

Рецензенты:

Приходько Е,Г.- кандидат педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Волконская Т.Н. старший преподаватель кафедры раз­вивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Алифанова Е.А.-логопед, психолог-дефектолог УВК № 1655.

Издатель - А.Казаков

Отвстсгаепный за выпуск - М. ГСишнсвскан

Компьютерная верстка- И. Надворский. Е. Капиулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел/факс; (095) 207-27-37, 207-13-96, 151 -74-91

Лицензия ИД 00619 от 22.12.1999г. Слано в набор 10.06.99 г. Подписано в печать 10.01.01 г. Печать офсетная. Объем - 3 и.л. Формат 60\90/)6. Тираж 15 000 (1-й завод - 5 000) экз. Заказ № 2288 Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

^5ВN 5-296-00168-О

© Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., текст, 1998 ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001

Содержание

Предисловие.................................................................

Звук К..............................................................................

Звук К'..............................................................................

Звук Г.................................... ;..........................................

Звук Г.................................................................................

Звук Х..............................................................................

Звук К1.........................................................................................................

Дифференциация звуков.........................................

К-Т(К'-Т).............................................................

К-Г(К'-Г).............................................................

К-Х(К'-Х')..............................................................

Использованная литература................... :..........

Предисловие

В пособии дана краткая характеристика звуков К, К', Г, Г', X, X', их артикуляция, а также наиболее распространенные'дефекты произношения.

Основное внимание уделяется:

а) подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

б) методике постановки и автоматизации звуков.

В разделе «Автоматизация звуков» предложен дидакти­ческий материал, отобранный и расположенный с макси­мальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


К

ротовой

взрывной

заднеязычный

(задненебный) глухой

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К

губыраскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы разомкнуты:

кончик языкалежит у нижних зубов, не касаясь их, пе­редняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибри­руют — голос не образуется;

воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мяг­ким небом, выдох сильный.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых

связок); б) искажение звука (носовое, боковое произношение).

Паракаппанизм— замена звуками Т,Х. Дефект часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

высокое и узкое твердое и мягкое небо, нарушение фонематического слуха, слабость отдельных мышц языка, нарушение иннервации мышц языка, незначительное снижение физического слуха.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К

Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.

Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.

3. Подготовительные артикуляционные упражнения:

«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кон­чик языкаи отодвигающим язык вглубь рта (рот раскрыт,губы в улыбке).

«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кон­чик языка несколько оттянут от нижних зу­бов (рот раскрыт, губы в улыбке).

«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.

«Горка» 3: то же со шпателем или зондом.

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА К

Осуществляется двумя способами:

1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем

Толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).

Механический способ (является преобладающим).

Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (а затем ре­бенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА—ТА'.

ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К

Включает прямые слоги, слова с, прямыми слогами, об­ратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стече­нием согласных и др.

Начинается автоматизация, как правило, с прямых сло­гов.

1. Прямые слоги:

а) ка-ка-ка б) ка-ко-ку-кы

ко—ко~ко ко-ку-кы-ка

ку-ку-ку ку-кы-ка-ко

кы—кы—кы кы—ка—ко—ку

в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками:

куры:

«Ко—ко—ко!» «Куд-куда!»

кукушка:

«Ку~ку, ку-~ку!»

2. Слова с прямыми слогами:

а) кабан б) банка в) ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

каватина ватка кот

кавун ветка кофе

кайма детка кофейник

камень девятка ковать

камея дудка команда

камин майка комбинат

канава манка комедия

канат мойка комендант

канва нитка комета

канонада нотка комитет

кантата накануне комната

каноэ накат комод

канун Ока компот

каньон папка конвой

капать пенка конфета

капитан пика копать

капот пикап копить

катать пока копоть

катание покатый коптить

катет пятка копыто

катод тапка копье

Катя топка кофта

кафе утка подкова

кафтан юбка покой

каюта тяпка упаковка

канотье тикать икона

кандидат декан ковбой

кант дека код

мука

г) Кубань, куб, куда, кум, кума, купать, купе, купидон, кутать, кутить, кутья, покупать, покупка, окунь.

3. Обратные слоги и слова с ними:

а) ак-ак-ак — мак б) ак-ок—ук~ык

ок~ок-ок — ток ок-ук-ык~ак

ук-ук-ук — паук ук-ык~ак-ок

ык-ык—ык — бык ык—ук-ок-ак

ик-ик—ик — пик ык~ок-ук-ак

ек—ек-ек — век ык~ук-ак—ок

як—як—як — маяк ык-ак—ок-ук

в) бак бык ватник бек
мак бок веник век
так док водник ток
маховик боек ботинок пик
паек табак дубок путник
индюк бук моток каюк
паук поток охотник тюк
тук опенок тюбик маяк
внук потомок финик як

г) окно, буква, тыква, диктант, диктовка, диктовать,
диктат

4. Слоги и слова со стечением согласных:

а) ква-кво-кву—квы авк-овк-увк-ывк

кво—кву~квы-ква овк-увк-ывк-авк

кву—квы—ква-кво увк—ывк—авк—овк

квы-ква-кво-кву ывк—авк-овк-увк

б) кна~кно~кну-кны нка—нко-нку—нкы
кно~кну~кны-кна нко-нку-нкы~нка
-кну—кны—кна—кно нку—нкы—нка~нко
кны~кна-кно-кну нкы-нка-нко—нку
анк—онк—унк-ынк акн-окн-укн~ыкн
онк~унк~-ынк-анк окн-укн-ыкн~акн
унк~ынк—анк-онк укн—ыкн—акн~окн
ынк~анк-онк-унк ыкн—акн~окн—укн и т.д.

в) банк, танк, ква, квант, квота, квиток, квиты, кнут,

кто, никто, некто, ткань, тканый, ткать, акт, пакт, факт, такт, дефект, эффект, ткнуть.

5. Слова с повторяющимся звуком К:

как квак котик

какаду квакать котомка

какао койка . кнопка

какая кок кубик

какой кокон кубок

кадка комик покупка

каемка комок упаковка

капкан конка пикник

каток контакт кают-компания

катакомбы копейка компактный

тактика

6. Лексические и грамматические упражнения с ранее отра­ботанными словами:

а) согласование количественных числительных и сущест­вительных — игра «1-2-5»:

одна копейка—две копейки—пять копеек, один куманек—два куманька-пять куманьков, один какаду-два какаду-пятъ какаду и т.д.

б)* прямой и обратный счет 1 -10:

одна утка десять коней

две утки девять коней

три утки восемь коней

четыре утки семь коней

пять уток шесть коней

шесть уток пять коней

семь уток четыре коня

восемь уток три коня

девять уток два коня

десять уток один конь

* Упражнения 66, в выполняются толькопри отсутствии дефектов в про­изношениишипящих, свистящих звуков и соноров.

и) прямой и обратный счет парами 2 -20:

две койки, четыре койки, шесть коек и т.д. двадцать конфет, восемнадцать конфет и т.д.

г) словообразование существительных мужского рода с
уменьшительно-ласкательным значением с суффикса­
ми — -ик, -ек:

винт — винтик день — денек

дом - конь —

куб - кум -

кот — пень -

фант - окунь -

д) образование именительного падежа множественного
числа существительных — игра «Эхо»:

кабан - кабаны конь - кони

кабина - кабины кот -

камень - камни коготь -

камея - команда -

канава — комедия —

канат — комета —

капитан - . комната -

капкан - конфета -

кафтан— копье— и т.д.

е) образование родительного падежа множественного
числа существительных — игра «Один —много»:

один бак-много баков одно окно -много окон

один мак - одна буква -

один бук — одна тыква —

один паук — один пенек -

один бык — один денек —

один дубок — один маяк -

один моток — один тюк -

один поток — один индюк —

один веник — один диктант —

ж) подбор предметов к притяжательным местоимениям мой, моя, мое:

мой моямое

кофейник конфета окно
кофе кантата кафе

кафтан майка каноэ и т.д.

7. Упражнения в звуко-слоговом анализе со словами на К:

а) деление слов на слоги различными способами — игра

«Телеграф»',

б) выделение голосом ударного слога, ударного гласного

звука;

в) определение места звука К в слове.

8. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти «Запомни, повтори», начиная с трех слов, с постепен­ным увеличением количества слов в ряду.

9. Проговаривание словосочетаний, выборочное спряжение по образцу в настоящем и будущем времени:

катать Катю на коне купить банку кофе
покупать Кате ... мяукать под окном

(кофту, коньки, командовать конвоем

конфеты) куковать «ку-ку»

купать коней в Оке катать комок (каток)

подковать коня покупать комод

коптить окуней подкопать пенек

выкопать канаву

10. Работа с фразой:

а) договаривание предложений: Всадник скачет на резвом (конь). Конь громко бьет (копыто). Конь перепрыгивает через (канава).

Вика и Катя нарвали букет (мак). Огромный бурый медведь попал в (капкан). В доме много мух и (паук). Катя наливает воду в (бак). Вика занимается фигурным (катание). На берегу моря стоял маленький (домик). . Дети носят тетради в (папка) и т.д.; б) преобразование деформированной фразы: капитан у мама Тани команда — катать Вика Катю -кофе Катя и кофейник покупать -кофе юбка на капает Вика -домик камин Катя в топить — опенок пенек под -Натка ямка дубок под копать -Майка майку юбку кофту покупать ~ капитан конвой командовать -тапка пятка на надевать надо — Димка каток по каток катить -кают-компания капитан отдыхать в — ком Катя катать -Катя ком комка у два и —

Наши рекомендации