Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Кафедра организации и технологии коммерции
Одобрено учебно-методическим советом
факультета коммерции и маркетинга
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ КОММЕРЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Специальность:
080301 Коммерция (торговое дело)
Москва 2008
Авторы-составители:
Васенева Клавдия Георгиевна -кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор.
Неверова Галина Константиновна -доцент
Учебно-методический комплекс «Техническая оснащенность предприятий сферы коммерции» составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)».
Дисциплина входит в региональный компонент дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
Утвержден на заседании Учебно-методического совета факультета Коммерции и маркетинга « 27 » марта 2007 г., протокол № 7.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Инновационные технологии в преподавании дисциплины……… | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Цели и задачи дисциплины………………………………………… Требования к уровню освоения содержания дисциплины………. Объем дисциплины…………………………………………………. 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы…………………. 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ...… Содержание курса ………………………………………………….. Темы семинарских занятий... …………………………………….. Задания для самостоятельной работы студентов…………………. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению………………………………………………………….. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………… Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………… 9.1.Литература ……………………………………………………... 9.2. Методическое обеспечение дисциплины……………………. 9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………... Терминологический словарь……………………………………….. Приложение Образец титульного листа контрольной работы.... | |
Инновационные технологии в преподавании курса
«Техническая оснащенность предприятий сферы коммерции»
Дискуссия –форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (семинар по теме 2).
Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, студентом, группой студентов (семинары по темам 3, 4, 6, 9 ; лекции по теме 7 и 10)
Круглый стол – встреча единомышленников, стремящихся найти общие решения по конкретному вопросу в формате заданной тематики (семинар по теме 2).
Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам (все лекции курса).
Пре-тест – тест, за который не ставится оценка. Он определяет, на сколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущие темы требуют пояснения преподавателя. Используется для более сфокусированного преподавания (в начале всех лекций, кроме 1).
Цели и задачи дисциплины
Роль технического оснащения на современном этапе рыночной экономики состоит в сокращении потерь материальных ценностей на всех этапах товародвижения, повышении производительности труда за счет механизации и автоматизации торговых и складских процессов. Совершенствование технического оснащения предприятий торговли происходит на основе использования достижений научно-технического прогресса, что определяет актуальность введения дисциплины «Техническая оснащенность предприятий сферы коммерции».
Целью дисциплины «Техническая оснащенность предприятий сферы коммерции» является теоретическое изучение и практическое освоение студентами, обучающимися по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», проблем материально-технической оснащенности предприятий коммерции, механизации и автоматизации торгово-технологических и складских процессов, выбора, расчета потребности и эксплуатации всех видов оборудования.
В процессе достижения указанной цели решаются задачи:
- освоения студентами знаний основных законодательных, нормативных и эксплуатационных документов, регламентирующих требования к техническим средствам;
- приобретения студентами практических навыков в рациональном выборе техники для механизации и автоматизации технологических процессов в торговых предприятиях (оптовых и розничных), способствующие сокращению применения ручного труда и повышению уровня технического оснащения;
- освоения методов расчетов потребности в оборудовании и экономической эффективности внедрения новой техники;
- приобретение знаний по выбору оптимальных решений при техническом оснащении торговых предприятий, способствующих сокращению материальных затрат и повышению рентабельности торговой деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представление:
- об основных направлениях научно-технического прогресса в торговле;
- о современном состоянии технической оснащенности предприятий торговли;
- об основных принципах организационной деятельности по техническому оснащению предприятий торговли;
знать:
- основы классификации торговой техники;
- требования, предъявляемые к оборудованию, и критерии его выбора при проведении работы по техническому оснащению предприятия;
- общие принципы устройства, функционирования, организации, эксплуатации и договорного обслуживания техники;
- основные технико-экономические характеристики оборудования, порядок их расчета;
уметь:
- осуществлять выбор оборудования для оснащения технологических процессов;
- проводить оценку эффективности использования торгово-технологического оборудования и влияния его на результаты коммерческой деятельности предприятия;
- обеспечивать безопасные условия обслуживания технических средств и надежность их работы в течение срока эксплуатации;
приобрести навыки:
- в организации договорного обслуживания и эксплуатации техники;
- в рациональном выборе оборудования для механизации и автоматизации торгово-технологических и складских процессов;
владеть (иметь опыт):
- методикой расчетов потребности в конкретных видах торгово-технологического оборудования;
- методикой расчета экономической эффективности внедрения новой техники;
- методами оценки результатов технической оснащенности предприятия, влияющих на показатели его коммерческой деятельности.
Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы (табл. 1)
Таблица 1
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
очная | заочная | |||
по основной образовательной программе | по сокращенной образовательной программе | по основной образовательной программе | по сокращенной образовательной программе | |
№№ семестров | ||||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
Практические и семинарские занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов на дисциплину | ||||
Формы отчетности | - | - | Контрольная работа – 9 семестр | Контрольная работа – 6 семестр |
Виды итогового контроля | Экзамен - 5 семестр | Экзамен – 5 семестр | Экзамен – 9 семестр | Экзамен - 6 семестр |
3.2. Распределение часов по темам и видам работ для студентов очной формы обучения (таблица 2)
Таблица 2
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия, из них: | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Семинары | ||||
Раздел 1. Основы торговой техники | |||||
1. | Предмет, содержание и задачи дисциплины | - | |||
2. | Научно-технический прогресс и его влияние на развитие торговли | ||||
Раздел 2. Механизация и автоматизация торговых и складских процессов | |||||
3. | Автоматизация контрольно-кассовых операций | ||||
4. | Подъемно-транспортное оборудование | ||||
5. | Расфасовочно-упаковочное, маркировочное и этикетировочное оборудование | ||||
6. | Весоизмерительное оборудование | ||||
7. | Стеллажные системы, используемые на предприятиях оптовой и розничной торговли | ||||
8. | Торговые автоматы | ||||
9. | Торговое, холодильное оборудование. Централизованное хладоснабжение | ||||
10. | Противокражное оборудование | ||||
Раздел 3. Состояние рынка торгового и складского оборудования | |||||
Раздел 4. Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования | |||||
ИТОГО: |
Содержание курса
Курс «Техническая оснащенность предприятий сферы коммерции» состоит из 4 разделов, которые расположены в следующей логической последовательности:
Раздел 1. Основы торговой техники
Раздел 2. Механизация и автоматизация торговых и складских процессов
Раздел 3. Состояние рынка торгового и складского оборудования
Раздел 4. Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования