Терминологический словарь
Автоматизированная система управления (АСУ)на торговом и складском предприятии-совокупность математических методов, технических средств (компьютеров, средств связи, устройств отображения информации и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. I
Автоматизированный торговый POS-терминал –компьютерный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий считывание реквизитов с пластиковых идентификационных карт и безналичную оплату приобретенного товара и услуг, а также выдачу клиентам наличных денег с помощью встроенного электронного кассира-банкомата. Конструктивно такой программно-аппаратный комплекс представляет собой автоматизированный сейф со встроенным Р0S-терминалом. Терминал через встроенный модем обращается за авторизацией в соответствующую платежную систему процессингового центра, услуги которого предоставляются торговым организациям банком-эквайером.
Активные пластиковые карты -платежные пластиковые карты со встроенными электронными микросхемами, обеспечивающими высокую степень зашиты от несанкционированных воздействий. Различают следующие виды активных пластиковых карт со встроенными микросхемами: карты-счетчики; карты с памятью; карты с микропроцессором. Наиболее перспективными являются пластиковые карты с микропроцессором.
Грузовая единица,грузовое место (unit load) – физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов (соединенных между собой средствами пакетирования), имеющий определенную форму и линейные размеры, подготовленный погрузке, транспортированию, хранению и разгрузке. Линейные размеры универсального модуля Г.е. составляют 600´400 м (кратны размерам европоддона, на котором умещается 4 Г.е. универсального модуля, а также размерам поддона 1200´1000 мм, на котором умещается 5 Г.е. универсального модуля).
Европоддон,поддон европейского стандарта (Euro-pallet)–четырехзаходный поддон размером 800´1200 мм.
Конвейер(conveyor) - устройство для перемещения грузов с помощью замкнутой ленты, роликов, винтовых лопастей и т.п. Различают стационарные и передвижные, приводные и неприводные конвейеры. По характеру движения грузонесущего органа различают: конвейеры непрерывного и дискретного действия. Скорость конвейера составляет, как правило, 0,006 — 0,67 м/с. Наиболее распространены следующие виды конвейеров: замкнутая лента, изготовленная из текстильных пли синтетических материалов; телескопический конвейер - имеет выдвижную\консольную раму, благодаря которой облегчается погрузка (разгрузка) грузовых вагонов и грузовых автомобилей; подвесной конвейер - снабжен тяговым элементом в виде цепи или каната, на котором укреплены каретки для транспортирования грузов, движущихся по находящемуся под потолком жесткому пути; качающийся конвейер — представляет собой желоб (трубу), совершающий колебательные движения для перемещения находящегося внутри него груза; винтовой (шнек) конвейер - перемещение груза в желобе (трубе) производится валом с лопастями; роликовый конвейер (рольганг) — перемещение грузов, происходит по вращающимся элементам в виде удлиненной катушки, оси которых укреплены на рамс конвейра.
Контейнер(container)-жесткая тара оборотная, изготовленная из металла, дерева и т.п.; предмет транспортного оборудования. Имеет постоянный характер и поэтому достаточно прочный и пригодный для многократного использования. Специальная конструкция позволяет удобно перевозить грузы одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки. Снабжен приспособлениями, облегчающими его быструю перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой. Изготовлен таким образом, что его можно легко разгружать и загружать, имеет внутренний объем не менее 1 куб. м (35,3 куб. фута). Грузовые контейнеры подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные.
Контейнерные перевозки(container carriage) - транспортирование грузов в контейнерах различными видами транспорта. Контейнерыпозволяют снизить процент несохранных перевозок, уменьшить транспортные издержки,ускорить выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
Контрольно-кассовые машина (ККМ) –устройство, предназначенное для автоматизации и механизации учета, контроля и первичной обработки информации кассовых операций и регистрации ее на печатаемых документах в соответствии с принятыми нормативными и правовыми документами. По функциональным возможностям ККМ делятся на автономные (портативные), пассивные системные, активные системные ККМ и фискальные регистраторы.
Механизация погрузочно-разгрузочных и траспортно-складских работ(materials handling mechanization) -замена ручного труда машинным при выполнении ПРТС-работ. В зависимости от степени применения технических средств различают частичную и комплексную механизацию ПРТС-работ. При частичной, как правило, механизированным способом выполняются наиболее тяжелые и трудоемкие работы. При комплексной ручной труд на всех основных и вспомогательных операциях ПРТС-работ заменен машинами. Коэффициент механизации ПРТС-работ представляет собой отношение величины выполненных машинным способом работ к общему объему П РТС-работ.
Нормы технического оснащения предприятий торговли -установочный набор и количество технологического оборудования по всем типовым технологическим операциям в торговых и складских предприятиях различного типоразмера. В современных экономических условиях для расчета потребности в торгово-технологическом оборудовании используются рекомендации по примерным нормам технического оснащения предприятий розничной торговли.
Пакет транспортный(palletized freight) – укрупненная грузовая единица, предназначенная для транспортирования без расформирования от грузоотправителя до грузополучателя. Формирование П. должно быть выполнено с учетом требований комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Унификация П. производится на базе основного модуля 600´400 мм. Требования к П. определяются ГОСТ 24597-81 «Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры». При перевозке грузов в П. грузоотправитель в соответствующей графе накладной ставит дробь, в числителе которой – количество П. на поддонах, в знаменателе – общее количество грузовых мест.
Пакетирование, палетайзер(palletizing, unitization) – логистическая операция, заключающаяся в формировании транспортного пакета. П. может выполняться с помощью специальных пакетоформирующих машин (палетайзеров). Наиболее распространенный способ формирования П. – укладка грузов тарно-штучных (мешки, ящики и т.п.) на поддон в штабель. Чаще всего применяется способ укладки тройников, четверкой, пятериком и шестеркой. Чтобы предупредить смещение грузовых единиц в П., его крепят стальными стропами, синтетическими лентами, сетками и т.п.
Перевозки пакетные(unitized loads transportation) – транспортирование пакетов, сформированных из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках и др.) или без тары (доски, шпалы, трубы и др.), скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств на поддонах или без них.
Перекидной мостик,переходный мостик (dock leveller; bridge plate) – уравнивающее устройство, обеспечивающее безопасный въезд погрузчиков и др. безрельсовых транспортных средств с рампы в грузовой вагон, контейнер и т.п. и выезд из них обратно на рампу. П.м. может быть мобильным или стационарным (встраиваемым в рампу или пристраиваемых к ней). П.м. может иметь механизм гидравлического подъема. Подъем и опускание передней кромки П.м., как правило, не более ±600 мм.
Планкарта,план-карта (locator file, planogram – амер.; map of product storage locations; storage chart; visual control board) – наглядное средство контроля хранения продукции на складе. Представляет собой графическое изображение стеллажей с индексацией секций, ярусов и ячеек. Например, код ячейки 15-04-03 означает, что данная ячейка находится в 15-м стеллаже, в 4-й секции и в 3-м ярусе. На П. наносится вид продукции с указанием ее марки, основного типоразмера и массы.
Погрузчик(lift truck) -напольное безрельсовое транспортное средство периодического (прерывного) или непрерывного действия, предназначенное для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов, а также их перемещения на короткие расстояния. По типу привода погрузчики подразделяются на автопогрузчики или автокары (двигатель внутреннего сгорания, в.т.ч. газобаллонный) и электропогрузчики или электрокары (привод от аккумуляторных батарей или кабельное питание). Большинство погрузчиков прерывного действия являются уравновешенными, т.е. снабжены противовесом и могут перемещаться с вилочным подхватом, установленном на допустимой высоте (при условии, что центр тяжести поднятого груза находится не далее предельного расстояния от основания вил). Угол наклона вилочной рамы погрузчика обычно составляет не более 4° вперед и 8° назад. Кроме погрузчика с фронтальными вилами выпускаются погрузчики с боковыми выдвижными вилами (для транспортирования и переработки грузов длинномерных в узких складских проходах), с поворотно-выдвижными вилами (для транспортирования и переработки различных грузов тарно-штучных в узких складских проходах).
Поддон (pallet) - горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки, вилочного погрузчика и т.п., используется для сбора, хранения, перегрузки и транспортирования продукции. Различают двухзаходные поддоны (two-way pallet), конструкция которых обеспечивает возможность ввода вилочного подхватас двух противоположных сторон, и четырехзаходные поддоны (four-way pallet) с возможностью ввода вилочного подхвата со всех сторон. Различают поддоны плоские, стоечные и ящичные; однонастильные и двухнастильные; разборные и неразборные; металлические и деревянные; пластмассовые и комбинированные. Наиболее распространенным материалом для производства поддонов в настоящее время является дерево. Наиболее распространены следующие виды поддонов: европоддон; поддон GМА (четырехзаходпый поддон размерами 48×40 дюймов, или 1219×1016 мм, принятый в 60-е гг. Американской ассоциацией производителей бакалейных товаров GМА (Grocery Manufactures of America); 1000×1200 мм, 1200×1600 мм. Грузоподъемность поддона, как правило, находится в пределах 900-3000 кг.
Робокар, робототележка, электроробокар(Automatic Guided Vehicle, AGV) -безрельсовый транспортный робот. Известны три основных типа робокара: а) несущие робокары, оборудованные рабочим столом, рольгангом или другой специальной оснасткой в зависимости от назначения; б) робокар-тягач, оборудованный тяговым крюком, к которому присоединены грузовые тележки; в) робокар-штабелер, оборудованный стационарными или поворотными вилами и способный автоматически забирать и устанавливать поддоны на различных уровнях. На вилах обычно размещают один-два поддона. На большинстве робокар, занятых на внутрискладских перевозках, в качестве силовых установок используют тяговые электродвигатели с питанием от аккумуляторных батарей, иногда применяют и другие силовые установки. Для управления робокаром используются оптические, индуктивные, инфракрасные, лазерные и другие системы маршрутослежения. Робокары широко используются в гибких производственных системах, гибких системах складской грузопереработки.
Стеллаж(storage rack) -устройство для храпения грузов на складе, насчитывающее не менее двух ярусов. Изготавливаются из металла, дерева, железобетона и др. Широкое распространение получили стеллажи гравитационные, стеллажи карусельные, стеллажи элеваторные, каркасные стеллажи и т.д. По типу конструкции стеллажи подразделяются на сборно-разборные и перазборные.
Стеллаж гравитационный(gravity flow rack) - стеллаж, наклонная поверхность которого обеспечивает перемещение груза под действием силы тяжести. Широко применяются два основных типа стеллажа гравитационных: стеллаж, грузонесущая поверхность которого имеет вид наклонного неприводного рольганга, загружаемого с одной стороны и разгружаемого с другой; стеллаж, загружаемый и разгружаемый с одной стороны. Режим расходования запасов — ЛИФО. В зависимости от вида хранимой продукции С.г. может обслуживаться вручную, краном-штабелером, вилочным погрузчиком и т.п.
Стеллаж карусельный(carousel) - непрерывный стеллаж с приводом, перемещающийся вокруг вертикальной оси, состоящий обычно из двух и более ярусов, и доставляющий продукцию к месту загрузки или выгрузки.
Стеллаж консольный(cantilever rack) - стеллаж, грузонесущее устройство которого представляет собой консоль (балку, жестко закрепленную одним концом и выступающую за несущую конструкцию самого стеллажа). Стеллаж консольный обычно изготавливают из металла и бывают стационарные и передвижные, двусторонние и односторонние. На складах листового металла и труб используются стеллажи консольные высотой 12 м и более. Стеллаж консольный может обслуживаться краном-штабелером, вилочным погрузчиком и т.д.
Стеллаж передвижной(mobile rack) - стеллаж, опирающийся на ролики и перемещающийся по специальным направляющим (уголкам). Каркас стеллажа передвижного — металлический, стенки изготавливаются из фанеры, пластмассы, прессованного картона и т.п. Стеллаж передвижной предназначен для хранения грузов легковесных (парфюмерных и фармацевтических товаров, архивных папок, книжно-журнальной продукции и т.н.). Стеллаж передвижной позволяет значительно повысить коэффициент использования площади склада.
Стеллаж проходной(drive-in rack) -стеллаж, состоящий из вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными уголками. Нижние полки уголков выступают внутрь и используются для укладки на них поддонов.Размещение поддонов в стеллаже проходном и их изъятие выполняется вилочным погрузчиком, который может свободно перемещаться между стойками.
Торгово-технологическое оборудование -оборудование, используемое в процессах купли-продажи товаров и товародвижения в целом. Чрезвычайно разнообразно по номенклатуре, назначению, рабочим процессам, кинематическим и динамическим параметрам, технологическим и конструктивным характеристикам и т.п.
По характеру технологического процесса торгово-технологическое оборудование можно разделить на следующие классы: комплексы машин, предназначенных для товарной обработки продукции; подъемно-транспортное, механическое, холодильное, тепловое, весоизмерительное, вспомогательное оборудование; системы контроля, учета и управления, включая расчетно-кассовое оборудование; торговые автоматы, торговый транспорт.
Торгово-технологическое оборудование можно классифицировать и по ряду иных признаков:
· по характеру воздействия на товар— на измельчительно-режущее, для охлаждения (замораживания) и подогрева, дозировочно-формовочное, моечно-очистительное;
· по структуре рабочего цикла — периодического, непрерывного и комбинированного действия;
· по степени автоматизации — на автоматическое, полуавтоматическое, с ручным управлением;
· по виду используемой энергии — на электрическое, на твердом, жидком и газообразном топливе, на ручном приводе, комбинированное;
· по степени универсальности — на специализированное, предназначенное для выполнения одной операции (например, для нарезки, размола, расфасовки продукта, расчетов с покупателями), универсальное, на котором возможно проведение ряда операции (например, взвешивание товара, определение его стоимости, выдача чека, упаковка и т.п.).
Технический прогресс в торговле приводит к постепенному вытеснению оборудования с ручным управлением полуавтоматическим и автоматическим.
Холодильный агрегат –конструктивное соединение в единую сборочную единицу всех или части элементов холодильной машины. Холодильный агрегат поставляется заполненным холодильным агентом или инертным газом (азот), а содержащие компрессор – и смазочным маслом. По виду применяемого хладагента, различают аммиачные и хладоновые холодильные агрегаты. По конструктивным особенностям компрессоров агрегаты подразделяют на открытые и герметичные, а конденсаторов – с воздушным и водяным охлаждением. В зависимости от состава входящих в них элементов холодильные агрегаты бывают компрессорные, компрессорно-конденсаторные, испарительно-регулирующие, испарительно-конденсаторные и комплексные агрегаты. На предприятиях торговли применяют компрессорно-конденсаторные агрегаты и при охлаждении с помощью теплоносителя – испарительно-регулирующие агрегаты.
Приложение 1