Возникновение и развитие уровней построения
В области моторики между родовой и индивидуальной историей развития имеется целый ряд расхождений.
Во-первых, двигательный аппарат низкоразвитого позвоночного отвечал несложным моторным задачам, которые предъявлялись ему жизнью; моториум человеческого младенца никаких двигательных задач разрешать не может.
Во-вторых, в онтогенезе функциональная готовность, созревающих нервных приборов наступает значительнее позднее, чем их анатомическая зрелость.
В-третьих, резкие отличия между фило- и онтогенезом двигательных отправлений обуславливаются процессом эволюционной энцефализации. Центр А перенимает функции, ранее локализовавшиеся в древнем ядре В.
ЦНС позвоночных проходит в своей эволюционной истории несколько последовательных этапов разграниченных между собой. Каждая более новая координационная система, обогащающая животный вид — это уровень построения движений, вносит в обиход ЦНС новый класс сензорных коррекций.
Мозжечок подразделяют: древний и новый. К первому относят червячок и небольшие дольки его полушарий. В состав нового мозжечка входят его полушария. Оба эти отдела дают обильную сеть проводящих путей.
Красное ядро — ведущий представитель экстрапирамидной эффекторной системы в среднем мозгу. Распадается на paleo и neorubrum. Древняя часть ядра, крупноклеточная, расположена каудально.
Ядро substantia nia.Самое крупное ядро среднего мозга. Возникает в филогенезе поздно. Оно распадается на две разновозрастные части. Более старая часть не пигментирована, бедна коетками. Более новая соединена двусторонними проводящими путямис центрами экстрапирамидной эффекторной системы, красным ядром и striatum и с корой полушарий.
Самые обширные из мозговых ядер. Развивающиеся из промежуточного мозга, это гигантская сензорная система зрительного бугра и большой центр экстрапирамидной эффекторной системы.
Система зрительного буграсоставляется из thalamus и придатков. Thalamus в тесном смысле становится транзитным центром для тангорецепторики, а его более молодые придатки для теле рецеторики.
Верховный, эффекторный центр низших позвоночников — pallidum. Вид клеток — крупный, с длинными дендритами, похожих на двигательные клетки моторной зоны коры.
Из оконечного мозгового раздвоенного пузыря возникают corpus striatum или полосатое тело, - из вентральной зародышевой пластинки, а эффекторные поля коры - из дорзальной пластинки.
Возникновение Striatum ставят в связь с утверждающимся переходом на сухопутные формы локомоций свойственные еще животным. Striatum разделяется на два парных ядра: хвостатое ядро и скорлупу. Striatum содержит два вида клеток:striati - многочисленные мелкие, с короткими аксонами, не выходящими за его пределы
Пирамидная эффекторная система — появляется только у млекопитающих.
Ход обогащение моторики позвоночных (одна из теорий).
• Самая ранняя их ступеней — талама-паллидарная система (монотонные, плавне движения,у рыб и земноводных).
• Вторая ступень — нижний подуровень С1 пространственного поля. Начинает развиваться у сухопутных амфибий. Сложные локомоции ползания, лазания, летания. Владение равновесием.
• Уровень пространственного поля во всем объеме. Однократные, нестереотипные целевые движения нападения, охоты, скачка. Пластичность, дрессируемость.
• Фронтальная ступень (приматы и человек). Психомоторное богатство.
Онтогенез человека (развитие моторики). Естественный онтогенез моторики складывается из двух разновременных фаз. Первая фаза — анатомическое дозревание центральнонервных субстратов двигательных функции, запаздывающих к моменту рождения и заканчивающееся к 2 годам. Вторая фаза — окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. .
Внутриутробные движения свидетельствуют об дифференцированной деятельности промежуточных систем спинного мозга.
Самые первые движения — дыхание и крик. Начинают действовать рефлексы сосания и поворота головы к пальцу, прикосающемуся к щеке. Проводящие пути кортикальных моторных систем и striati концевого звена экстрапирамидной эффекторной системы, красного ядра еще не обложены миэлином. Готова к действию только таламо-паллидарная система (господствует первое полугодие) — массовые, дефференцированные движения автоматического и защитного характера.
К 5-6 месяному возрасту происходит важный перелом — заканчивается анатомические созревания двух систем: обладываются миеленином и вступают в работу: 1. группа красного ядра (уровень А палеокинетических регуляций) и 2. striatum (эффекторная часть нижнего подуровня пространственного поля С1).
В отношении статики — к началу второго подуровня жтзни ребок приобретает позу. Striatum пирносит с собой позу: уровень А — ее тонические и рефлекторные предпосылки и возможности (а также функционирование вестибулярной системы), уровень С1 — ее синергическую лепку (садиться, ложиться, сидеть, перворачиваться на живот).
В динамике — переход от синкинезий к синергиям. От одновременных движений, лишенных смысловой связи к содружественным движениям, кразрешению опредленной двигательной задачи. В это же время начинается прогресс в области издвания звуков. Стриальный подуровень приносит с собой звуковые и мимические синергии — смех и плач Последующее включение пирамидного, верхнего подуровня пространственного поля С2 дает целевые звуки требования. Созревание премоторных полей и системы уровня действий дает настоящие слова речи.
Все второе полугодие жизни протекает под знаком потепенного дозревания уровня пространственного поля — протекает прелокомоторный период развития моторики (подготовка к ходьбе, бегу).
Законченная структура ходьбы включает содружественную работу всех уровней построения. От рубро спинального уровня идут механизмы динамического управления тонусом туловища и конечностей; а также прямой и перекрестной реципрокной иннервации; вестибуло-мозжечковый контроль равновесия.
Таламо-паллидарный уровень обеспечиваею синергию ходьбы, включающую в ритмическом чередовании всю скелетную мускулатуру.
Стриальный подуровень осуществляет прилаживание обобщенной паллидарной синергиик внешнему пространству.
Верхний, пирамидный подуровень пространственного поля наслаивает на этот уже реальный и целесообразный процесс передвижения целевой характер (пойти за тем-то, туда-то).
К годовалому возрасту у нормального ребенка хватательный процесс уже окончательно переключается на пирамидную систему.
Годовалый ребенок испытывает затруднения относительно поддерживания равновесия и борьбы с моментом тяжести относительно тазобедренной оси. Далее следуют высодифферинцированные регуляции с мозжечка, транслируемые через красное ядро.
Настоящая двуногая локомоция развивается в начале второго года. Полный инвентарь динамических импульсов ходьбы заполняется к 5-летнему возрасту. Весь второй год — это уровень пространственного поля и осваивания локомоций. Окончание второго и весь третий год — период анатомического завершения созревания высших психомоторных систем.Возрастают выполнения действия предметного уровня. К этой группе относятся: предметные действия — манипуляции с вещами; и символические — элементарные координации речи и письма.
Дети от 3 до 7-8- лет обычно подвижны, поворотливы и грациозны. Это период функционального расцвета нижнего (стриального) подуровня пространственного поля. Функциональная слабость пирамидного уровня С2 и минимальный удельный вес отправлений из уровня действий Д приводят к двум явлений. 1. ребенок устает и проявляет поползновения к бегству, если его загрузить деятельностью, требующей точности. Неусидчивость связана с загрузкой уровней С2 и Д. 2. грациозность и локомоторная подвижность соединятся с очень низким уровнем общетелесной ловкости. Ловкость нуждается в высоком функциональном развитии кортикальных уровней С2 и Д.
Отличие правой руки от левой начинается только с чисто кортикального уровня Д.
Общее развитие моторикиво второй половинге отрочества, между 7 и 10 годами течет в направлении постепенного овладевания координационными возможностями, которые создавались у ребенка в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы. К началу второго десятилетия у подрастающего ребенка вступают в строй высшие кортикальные уровни, налаживаются точные и силовые движения, возрастает количество освоенных двигательных навыков и предметных манипуляций.
У разных нормальных субъектов встречаются очень различные относительные степени развития отдельных координационных уровней.
Глава восьмая.