Летит над полем птичка

Чирик-чик-чик.

А что несёт синичка?

Чирик-чик-чик.

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несёт травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьёт синичка. Чирик-чик-чик.

(осетинская народная песенка)

Л е ли-ле ли-ле ли.

В саду висят качели. Пока ребята спят, Качает кот котят.

У речки на поляне

Гулял козёл в кафтане.

Подсел козёл к костру —

Прожёг козёл дыру.

Бежит коза кафтан чинить, -

Кафтан чинить, козла бранить.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

Ждёт письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждёт газету.

Где же взять всё это?

Принесёт нам это он —

Наш знакомый почтальон.

Грач с грачихой на рассвете

В гнёздышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков

И личинок, и жучков.

Чтоб росли грачатки —

Чёрные ребятки.

МЕЧЕНОСЕЦ

Ярко-красный или чёрный, Очень резвый и проворный. Длинный острый хвостик носит И зовётся меченосец.

ПАУЧОК

По прозрачной паутинке

Паучок спускается.

На прозрачной паутинке

Медленно качается.

«Лифт не нужен пауку,—

Мне сказала галка,—

У него, у паучка

В животе спускалка».

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

НОВЫЙ ПЕРЕДНИК -

Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.

— Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет
готов,— говорила Катя.

Но передничек не был готов и к вечеру.

— Где же передничек? — спросили её.

— Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.

- Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С`].

НЕУДАЧНАЯ ОХОТА

(иллюстрация 24)

Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни
точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался
паучок-старичок без добычи.

Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.



ПЧЕЛА - Машут скрещенными ладонями; Произнося названия насекомых, загибают по одному пальчику на обеих руках.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, руках

Как фонарики, глаза. Делают « очки» из пальчиков.

Полетали, полетали Машут скрещенными ладошками

От усталости упали Роняют ладони на стол.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч]и [Ц].

ча-ца ач-ац

чи-цы ич-иц

че-це еч-ец

чо-цо оч-оц

чу-цу уч-уц

ца-ча ац-ач

цы-чи иц-ич

це-че ец-еч

цо-чо оц-оч

цу-чу уц-уч

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч]и [Ц].

Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молочница, птичница, учительница, черепица, перечница.

Заяц — зайчик Птица — птичка

Палец — пальчик Синица — синичка

Курица — курочка Улица — улочка

Сестрица — сестричка

Спица — спичка

Водица—водичка

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо водичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам молочка. Кузница крыта черепицей.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].

СКВОРЕЧНИК

Мы не ели и не пили,

Мы скворечник мастерили.

Очень в гости ждём скворцов,

Пусть выводит, там птенцов

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч] и [Ц]. .

ЗАЙЧАТА

Зайчата родятся у зайчихи ранней весной. В отличие от других животных, зайчата родятся зрячими и в тёплых шубках. Зайчиха накормит зайчат молочком, и они разбегутся, попрячутся под кочками. Дня через четыре чужая зайчиха снова накормит зайчат молочком. Так уж ведётся у зайчих: всех зайчат кормить. А через неделю зайчата начнут травкой кормиться.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чча-ща ач-ащ

чи-щи ич-ищ

че-ще еч-ещ

чо-що оч-ощ

чу-щу уч-ущ

ща-ча ащ-ач

щи-чи ищ-ич

ще-че ещ-еч

що-чо ощ-оч

щу-чу УЩ-УЧ

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещички, часовщик, точильщик

Качать — пищать Мячик — ящик

Кричать — угощать Чепчик — щепка

Встречать — прощать Чеснок — щенок

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В лесу рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

—У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка-дочка.

У щенков, как бочки, щёчки,

У сыночков и у дочки.

В роще со щенком гуляли,

В роще мы под дождь попали.

Мой щенок залез под плащ,

Я же вымок весь, хоть плачь.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

РОЗКА

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.

(по Л. Толстому)

ЁЖ

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись
ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на
всю зиму.

(по И.Соколову-Микитову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель

цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет

цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка

яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ

иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ

ец-еч-ещ — отец — печь — лещ

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. Пушкин)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ

Серенький зайка, под кустиком сидючи, плачет: — Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубов на меня: и хищная птица — ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защищаться нечем. Прячешься по кустам, по за кочкам. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня

такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться. Пошёл бы и утопился.

(по К.Ушинскому)

ЗАЯЦ

Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу.
Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ]в словах, провести подвижные игры.

ВЕТЕР

Ветер, ветерок, ветрищеБегут по кругу на цыпочках,

Ты чего по свету рыщешь? поставив руки на пояс.

Лучше улицы мети Останавливаются, делают взмахи руками.

Или мельницы крути!Делают круговые движения руками.

(Я.Аким)

ПАСТУХИ

Цок, цок, цок, стучат копытца, - идут по кругу, высоко

Надо нам поторопиться.поднимая колени.

Гоним мы своих овечек Идут по кругу, ритмично

Вдаль на пастбище, на речку. смахивая правой рукой.

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3'J, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

КОРМУШКА

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждёт в кормушке.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч].

КРЕПОСТЬ

Мы снежную крепость построим с тобой,

Потом закипит в ней отчаянный бой,

Я первым ворвусь в эту крепость на танке,

Но ты закричишь: «Отдавай мои санки!»

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [CJ, [3], [Ц], [Ш], [Ж].

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

На дорожках — лужи.

Солнце в них купается.

— Можно нам немножко?

Мама улыбается.

Мы по лужам топали, Шлёпали, плескались.

Только наши бантики Чистыми остались.

КОЗЛЁНОК

Лиза козлёнка у леса пасла,
Лиза козлёнку листочков дала,
Свежей травы и студёной водицы,

Чтоб мог козлёнок поесть и напиться.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Щ], [Ч], [Ш].

ЩЕНЯТА

(иллюстрация 25)

У Бесси — щенята. Щенята чёрные, а щёки и чёлки у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Бесси охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [3'], [Ч],[Ш].

КАТЯ

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

И Катя снесла Машу.

(поЛ.Толстому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [Ц], [Ч], [Ш].

ВАСЬКА

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся!

Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

(по К.Ушинскому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`],[3], [3'], [Ш], [Ж], [Ч],[Щ].

КОЗЁЛ

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытцами постукивает: идёт,блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад
ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки молочка насосались, на
забор взобрались, рожками передрались.

(по К.Ушинскому)

Отработав произношение звуков [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести подвижную игру.

ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ Падают, падают листья — идут по кругу, взявшись за руки.

В нашем саду листопадМеняют направление движения.

Жёлтые ,красные листья Кружатся на носочках, руки — в стороны.

ПОветру вьются летят Кружатся в противоположном направлении.

ПТИЦЫ НА ЮГ УЛЕТАЮТ— Бегут по кругу, взмахивая руками.

Гуси, грачи, журавли.

ВОТ УЖ ПОСЛЕДНЯЯ СТАЯМеняют направление движения.

Крыльями машет вдали.

(М.Ивенсен)

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ч]в словах, провести подвижные игры.

ВОРОБУШЕК КАЧАТЬСЯ ЗАХОТЕЛ

Наш воробушек качаться Три наклона в стороны.

захотел,
В гости к тоненькой былинке Три наклона в стороны.

прилетел,
Сел на самую вершинку— присели.

цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, Потянулись на носочках

Три наклона в стороны. Три наклона в стороны. Бег по кругу друг за другом. Меняют направление движения.

подкинь!

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!
Ты воробушка, былинка,

покачай(М.Познанская

ВЕСНЯНКА

Солнышко, СОЛНЫШКО,..... ............ Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко,

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО,Меняют направление движения.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручейБегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

Ацветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

Отработав произношение звуков [С], [С`], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

Прогулка

Загибают пальчики, начиная с большого « Идут » по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят снежок» двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. Проводят указательным пальцем правой руки по левой ладони. Кладут руки на стол то ладонью, то тыльной стороной.   Отряхивают ладони.   «Едят ложкой»; руки — под щёку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

• Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л]. -

ла-лы-ло-лу ла-лы-лы-лы

лы-ло-лу-ла лы-ла-ла-ла

ло-лу-ла-лы ло-лу-лу- лу

л у-л а-л ы-л о лу-ло-ло-ло

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.

Была, вела, дела, жилаг зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.

Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.

Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.

Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.

Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.

Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.

Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.

Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.

Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

бла-бло-блу кла-кло-клу шла-шло-шлу

вла-вло-влу пла-пло-плу хла-хло-хлу

гла-гло-глу сла-сло-слу блы-глы-злы

зла-зло-злу фла-фло-флу клы-плы-слы

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Блок, блошка, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.

Светло, текло, стекло, тепло.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Без огня, в пустой печи
Пекла Луша калачи.

Мила в лодке плыла,

«Кока-колу» пила,

Колокольчик вышивала.

— Ла-ла-ла-ла, — напевала.

Мята, мята, вся примята.

В мяте ёлка, в ней светёлка

В светёлке голубушка,

Моя внучка Любушка,

Посылали молодицу По холодную водицу.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].

... яблоко!

Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто! А. Пушкин)

Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.

Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

(Корова)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

ЯБЛОКО

Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яб
локо скатилось со стола и упало на пол. Кошка стала катать
яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

ал-ыл-ел ял-ил-ёл

ыл-ел-ал ил- ел - ял

ел-ал-ыл ел – ял - ил

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.

Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл,
рыл, стыл, шил. ...

Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.

Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, тол, холл, холить, холка, холм, футбол.

Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.

Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.

Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе — фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Иголка, иголка Петя был мал У ёлки

Ты тонка и колка. Он мяту мял. Иголки колки.

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука [Л].

Мила — болтунья

Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.

Ползун ползёт,

Иголки везёт.

(Ёж)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли
снегу. Они клали куклу. Кукла вышла славная. Глаза куклы
были угли.

(по Л.Толстому

77

Ваня сел на пень, и пень у него был конь. Ваня взял плеть и гнал коня.

(по Л.Толстому

ВОЛОДИНА ШУТКА

(иллюстрация 26)

Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится , когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».

САМ ВИНОВАТ

(иллюстрация 27)

Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».

ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ.

(иллюстрация 28)

Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л']. -

ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле

ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].

Ляля, лямка.

Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.

Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.

Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.

Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.

Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.

Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.

Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.

Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.

Билет, жалеть, колено, телега.

Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.

Валенки, колесо, маленький.

Блеск, бледный, клетка, плеск.

Лёгкий, лёд, лёжа, лён.

Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.

Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.

Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.

Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.

Любимый, любой, любоваться, полюс.

Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.

Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.

Мальчик, пальчик, пальма.

Пальто.

Паяльник, рояль.

Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.

Пыльца, рыльце.

Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.

Боль, моль, роль, соль, фасоль.

Пульс, пулька.

Тюль, вестибюль, июль.

Тюльпан.

Ель, мель, метель, постель, сельдь.

Дельфин.

Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки — тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя — маленькая улитка.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].

Оля, Оля маленькая, Оленька удаленькая.

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Гули, гули, гулюшки

Сели возле люлюшки.

Летели две птички, Собой невелички.

Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.

Летели лебеди с лебедятами.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']

На полянке, на зелёной

Посидели мы под клёном,

Пошалили, почитали,

А потом читать устали,

Взяли лютиков букет,

Побежали на обед.

На полянке два козлёнка

Ждут козу и блеют тонко: — Me! Тебя ждут два сынка,

Дай нам, мама, молока.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].

ЛЯЛЯ

Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.

АЛЁНА И ПОЛЯ

(иллюстрация 29)

Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они
гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков.
После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и
лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [Л']

ла-ля ля-ла ла-ля-ла

лы-ли ли-лы лы-ли-лы

ло-лё лё-ло лё-ло-лё

лу-лю лю-лу лю-лу-лю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

лак—ляг лодка — Лёвка

лампа — лямка . лук — люк

лыко — липа тол — толь

лысый — лисий мел — мель

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

ла-ля-ла — Дядя и пчела лы-ли-лы — лилии

ло-лё-ло — Лёва и седло лу-лю-лу — люстра

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

Лёва катался в лодке. Клава любит лимонад. Мила поливает лук. Володя белит потолок. Пчела села на лилию. Михаил пошёл на пляж. Луша, сажала левкои на балконе» Лена пила компот из яблок и слив. Алина качалась на качелях. Лев охотился в джунглях.

Отработав произношение звуков [Л], [Л']в словах, проговаривать двустишия.

Лук Алёнка поливала, Поскользнулась и упала.

На лугу гуляла Лина,

Там малина и калина.

Выучить потешку, отработав произношение звуков [Л], [Л'].

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидела, Головой вертела. Совушка-совушка, Большая головушка,

Где ты живала?

Где ты бывала? — Живала я, совушка, Большая головушка,

В тёмных лесищах,

В глубоких дуплищах.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Л] [Л'].

ЦЫПЛЁНОК И МОТЫЛЁК

Цыплёнок клювом мотылька Поймать пытается.

Пока Он мотылька хотел поймать,

Его обедать стали звать.

Когда обедать он бежал,

Он под малиною упал.

Цыплята съели весь обед,

А для него ни капли нет.

Тогда цыплёнок мотылька

Поймал и съел. И сыт пока!

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Оля люпин поливает из лейки,

Лена и Люда сидят на скамейке, Лёля малиной их всех угостит,

В небе весёлое солнце блестит.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [Л'].

НА ФЕСТИВАЛЕ

(иллюстрация 30)

Алик и Илья ходили на фестиваль мультфильмов. Мальчики увидели мультфильмы про кота Леопольда, Белоснежку, Золушку, Щелкунчика, оленёнка Бэмби. На фестивале было весело. Мальчики смеялись от души.

НА ЗАЛИВЕ

(иллюстрация 31)

Лена и Илья катались на лодке по заливу. Илья работал вёслами, а Лена сидела и напевала весёлую мелодию. Вдалеке она увидела на волнах белые лилии. Илья повёл лодку к лилиям. Лена наклонилась за лилией и упала в воду. Она испугалась и стала тонуть, Илья схватил Лену за платье и втащил в лодку. «Не шал и на воде, Лена»,— сказал Илья.

Отработав произношение звуков [Л], [Л']в словах, провести подвижную игру.

.КОЗЛЁНОК

Бежит козленок маленький Бегут по кругу друг за другом.
Бежит домой за маменькойМеняют направление движения.

Весь день в лесу малину ел Останавливаются лицом в центр круга, ритмич-

1 но приседают.

Весь день скакал и песни пел Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Драка, драный, драться.
Драже, драчун, дрова, дрожать.
Вёдра, выдра, пудра, эскадра.
Бодрость, мудрость. __

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру тры-тро-тру-тра тро-тру-тра-тры тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дроз-

ды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

ра-ры-рэ-ро-ру ры-рэ-ро-ру-ра рэ-ро-ру-ра-ры ро-ру-ра-ры-рэ ру-ра-ры-рэ-ро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рама, рана.

Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, Чебурашка, шарада.

Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракетный, ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.

Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать.

Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рытвина, рыхлый.

Дары, дворы, комары, топоры.

Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, мундиры, норы, помидоры, товары, уборы.

Рубка, руки, русский, русый, ручка.

Кукуруза.

Рубанок, рубильник, рубить, ружьё, рукав, рукавица, румянец, ручной.

Ров, ровный, рог, род, родина, рожки, роза, розовый, Рома, рослый.

Ворона, ворота, горох, жирок, коробка, корова, короткий, макароны, сорока, творог, урок, хороший.

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звук [Р].

ра-ра-ра — у лисы нора

ро-ро-ро — новое ведро

РУ-РУ-РУ — ягод наберу

ры-ры-ры — летят комары

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

бра-бры-бро-бру

вра-вры-вро-вру гра-гры-гро-гру -,, кра-кры-кро-кру пра-пры-про-пру фра-фры-фро-фру хра-хры-хро-хру

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Бравый, брак, брат, брасс.

Кобра.

Брызги, брынза.

Бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка.

Брус, брусья.

Брусника.

Враг, врать, врач.

Врыть.

Ковры.

Вру, врубить, вручить.

Вроде, врос.

Грамота, грань, .грач.

Граница, графин, виноград.

Грызун, грызть.

Грубый, грудь, груши.

Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот.

Краб, кран, краска, красить, красный.

Крапива, красивый.

Круг, кружка, кружит.

Вокруг.

Кролик, кромка, крот, крошка.

Крыса, крыша, крышка.

Правда, прачка.

Направо.

Пруд, пружина.

Прыгать, прыжок.

Провод, проводка.

Фронт, фрукты.

Цифра.

Хранить, храп, храпеть.

Хрупкий, хруст.

Охрана, сохранить.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопроводчик чинит кран.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].

Любит Груша виноград, Любит груши Груша.

Фрукты Груше купит брат, Груша будет кушать.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

ар-яр яр-ар ар-яр-ар
ор-ёр ёр-ор ор-ёр-ор
ур-юр юр-ур ур-юр-ур
ыр-ир ир-ыр ыр-ир-ыр
эр-ер ер-эр эр-ер-эр

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.

Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.

Дырка, дыры, фыркать.

Кирпич, мир, пир.

Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.

Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.

Бур, куртка, Мурка, турки.

Буран, пурга.

Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.

Юркий, юрта.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].

Барашеньки -Крутороженьки

По горам гуляют,

В дудочку играют,

Раю развлекают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Шёл Егор через двор.

Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор.

Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].

Под крутой горкой —

Сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.

Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].

Рыжий Ромка очень рад —

У него родился брат.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.

Чёрный, проворный, Кричит «крак» — Червякам враг. (грач)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».

_ (по Л.Толстому

89

КРОТ

У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.

Отработав произношение звука [Р]в словах, провести подвижные игры.

ЗАЯЦ ЕГОРКА

Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в

Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок

Бегите под горку!

Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать

ИГРА В СТАДО

Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, делают «коготки». Делают «рожки». Встают на четвереньки. Опять идут по кругу.

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р»

И мычали: «My»,

По-собачьи лаяли: «Гав».

Не слыхали замечаний

Нины Николаевны.

А она сказала строго:

ЧТО За ШУМ ТАКОЙ у Вас?(Слова логопеда.)

Останавливаются. Качают головой. Загибают пальцы. Встают на четвереньки, потом делают «рожки». Идут по кругу. (Слова логопеда.)

Я детей видала много —

Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет! Мы не Ромы и не Вовы — Мы собаки и коровы!

— А она в ответ:

— Да что вы?

Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)

— Я тогда — пастух.

— И прошу иметь в виду:

— Я коров домой веду.

(А.Барто)

У КОТА-ВОРКОТА

Дети парами выстраиваются друг за другом, держат руки «воротами».

У кота-воркота

Не закрыты ворота.

Не закрыты ворота

Один человек проходит через все ворота и разбивает последнюю пару и т. д.

Для честного народа.

Проходи, народ,

В огород.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]

яр-ял ёр-ёл юр-юл ир-ил ер-ел  

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Л]

ра-ла ар-ал

ро-ло ор-ол

РУ-лу ур-ул

ры-лы ыр-ыл

рэ-лэ эр-эл

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

рак — лак Мара — мала

рама — лама работа — лопата

рана — Лана пора — спала

рожа — ложа краб — клад

рожки — ложки пруд — плут

роза — лоза крот-клоп

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Брала, врала, громыхала, дразнила, Ермолай, заработала, играла, Клара, кларнет, крокодил, крыло, коралл, Лара, мар: мелад, нравилась, орлы, проворонила, повернула, порвала, рыла, рыболов, свернула, тронула, уронила, формула, Фрол, хлор, царапнула.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Володя — рыболов. Ира ела мармелад. Кораллы на морском дне. Лара играла на кларнете. Крокодил зарылся в ил. У орла два крыла. Алла выросла. Клара собирала морошку. Мила подружилась с Ромой. Тамара написала формулу.

Проговаривать чистоговор

Наши рекомендации