РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУВПО МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.14.2. Логопедические практикумы: индивидуальные формы логопедической работы
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Логопедия»
Утверждено на заседании кафедры
СПиСП ППИ
(протокол № 1 от 09.09.13 г.)
Зав. кафедрой СПиСП
______________Ю.А. Афонькина
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы:Онопа Оксана Алексеевна, ст. преподаватель кафедры СПиЛ
1.2 Рецензенты:начальник коррекционно-развивающего отдела МБОУ ЦППРК г. Мурманска Белоброва М.М., старший преподаватель кафедры СПиСП Яшина Е.В.
1.3 Пояснительная записка
Логопедический практикум:
Индивидуальные формы логопедической работы
Раздел курса предназначен для студентов 2 курса (3 сем.).
Раздел программы предназначен для студентов II курса (3 семестр) отделения логопедии и строится на основе междисциплинарных и внутри дисциплинарных связей. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в рамках дисциплин медицинского цикла, психологии, основ логопедии и др.; учитывает подготовку по ранее изученным и параллельно изучаемым разделам логопедии.
Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.
Цель дисциплины:профессионально-практическая подготовка студентов к организации и проведению индивидуальных занятий в процессе коррекционно-методической работы с детьми.
Задачи дисциплины:
- обеспечить усвоение студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста;
- познакомить студентов с организацией индивидуальной работы в логопедических группах детского сада, поликлиниках, дошкольных логопедических пунктах и др.; обучить студентов анализу структуры речевого дефекта и определению ведущего нарушения;
- обучить студентов основам планирования индивидуальной работы, создания и апробации моделей индивидуальных логопедических занятий с детьми;
- создать условия для овладения спецификой содержания и методиками индивидуальной работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии;
- предоставить студентам возможность проведения и анализа индивидуальных занятий и их фрагментов.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, ди-агностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- коррекционное обучение детей с нарушениями речи;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;
- осуществление профилактики речевых нарушений;
в области диагностико-аналитической деятельности:
- дифференциальная диагностика для определения типа нарушения;
- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;
в области учебно-воспитательной деятельности:
- планирование и проведение индивидуальных учебных занятий;
- использование современных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;
- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения;
- применение современных педагогических технологий;
в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования иповышения своей квалификации;
в области организационно-управленческой:
- ведение документации логопеда, речевых карт;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии;
- теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией и др.;
- методики индивидуальной работы с детьми при дислалии, ринолалии и др.;
уметь:
- определять структуру речевого нарушения;
- производить анализ материалов обследования речи детей;
- составлять заключение по результатам обследования;
- осуществлять речевую диагностику;
- производить перспективное планирование индивидуальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта;
- разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
- разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми; проводить занятия в рамках разработанных программ;
- анализировать модели индивидуальных занятий;
владеть навыками:
- отбора методических приёмов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности;
- оценки результатов занятий, проводимых по разрабатываемым моделям.
Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы студентов.
Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др.
Извлечение из ГОС ВПО
Данная программа составлена на основе методических указаний Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
050715 Логопедия
ДПП.Ф.14Индивидуальные формы логопедической работы. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
№ п/п | Специальность | Курс | Семестр | Виды учебной нагрузки | |||||
Всего | Ауд | ЛК | ПР | СР | Итоговый контроль | ||||
1. | 050715 Логопедия | Зачет |
Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ П/П | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||||
Вариант 1 | ||||||
Всего ауд. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам. раб. | ||
1. | Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми | - | ||||
2. | Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий | - | ||||
3. | Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы. | - | ||||
4. | Наблюдение и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми. | - | ||||
5. | Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. | - | ||||
6. | Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. | - | ||||
7. | Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков. | - | ||||
8. | Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. | - | ||||
9. | Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. | - | ||||
10. | Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы. | - | - | |||
Всего: | - |
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.