Формирование ритмической организации речи
(восприятие ритмических структур)
Проводится игра «Теремок».
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Угадай, на чем играют».
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, разминание надавливанием.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание,
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), выполнять сосательные движения, имитировать полоскание зубов.
3. Для языка: выполняются упражнения «Часики», «Наказать непослушный язычок», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».
4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко врачу, как зевают.
Упражнения на дыхание
1. «Ныряльщики».
2. «3адуй свечу».
3. Делать бурю в стакане воды уже через более узкую трубочку.
Постановка звука [оI
1. По подражанию.
Проводится игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом. Открыть рот, округлить губы, произвести выдох, произносить шепотом [о]. Воздух должен быть теплым.
2. Механическим способом.
Шпателем слегка надавить на кончик языка и отодвинуть его кзади, указательным и большим пальцами выдвинуть губы вперед. Механический способ постановки звуков используется в случаях, когда невозможно поставить звук по подражанию.
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [о].
ЗВУК [О] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [о] на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.
Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение гласных звуков
1. Изолированное произнесение:
а__ э__ о__
а___ а___ э__ э__ о__ о__
2. Произнесение сочетаний звуков:
а__ э__ э__ а__ о__ э__
а__ о__ о__ а__ э__ о__
Произнесение слов со звуком [о]
1. На столе у логопеда кукла и картинки с изображением ос, обруча. Логопед говорит: «Куклу зовут Оля. У Оли обруч. Оля боится ос». Ребенок повторяет фразы.
2. Повторить слова: «овощи», «ох», «осень», «окунь», «Оля», «обруч», «окна».
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался.
ЗВУК [М] (постановка)
ЦЕЛИ:
Постановка звука [м] развитие артикуляционной моторики,
диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.
Организационный момент
Логопед предлагает ребенку сложить пирамидку.
Формирование ритмической организации речи (восприятие ритмических структур)
Проводится игра «Волк и семеро козлят».
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Три медведя»
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидно разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
З. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, разминание надавливанием.
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), производить сосательные движения, попеременно произносить [и]-[у], [и]-[о] (беззвучно), имитировать полоскание зубов.
3. Для языка: выполнять упражнения «Часики», «Качели», «Наказать непослушный язычок», покусывать язык.
4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать врачу горлышко, как зевают.
Упражнения на дыхание
1. «Задуй свечу».
2. «Лыжник».
3. «Трубач».
Постановка звука [м]
Постановка осуществляется по подражанию, следует обращать внимание на плотно сомкнутые губы.
Логопед спрашивает: «Как мычит корова?» Ребенок отвечает: «Му-му».
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [м].
ЗВУК [М] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [м] на материале слогов и слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхание, фонематического слуха.
Занятия по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение слогов
ма__ мэ__ мо__
ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__
ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__
Произнесение слов со звуком [м]
Повторить слова: «Маня», «мама», «моль», «мох», «Маша», «мороз», «масло», «машина».
Итог занятия
Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [м]. Можно предложить ребенку раскрасить картинку с изображением машины.
ЗВУК [Ы] (постановка)
ЦЕЛИ
Постановка звука [ы], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фонематического слуха.