I характеристика и сравнение звуков

1. Произнести звуки л и ль.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

М. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав слог со звуком д, а потом — со звуком ль{.

Ла, ле, ли, ло, лу, ля, лы, ли, . ..

Пле, пла, плы, пля, пли, плё, плу, пло, плю (так же с другими согласными).

2. Поднять руку, услышав слово со звуком л, а потом — со звуком ль.

а) Рисовал, рисовали; читал, читали; считал, считали; вытирал, вытирали;
шил, шили и т. д.

б) Плечи, ключи, платье, клюшка, лыжи, блины и т. д.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л—ЛЬ

Звуки л и ль в слогах

1. Повторить ряды слогов и их сочетания.

ла-ля лу-лю гла-гля глу-глю кла-кля клу-клю

ло-лё лы-ли гло-глё глы-гли кло-клё клы-кли

2. Повторить ряды слогов.

Пла-пла-пля, пла-пла-пля, ... и т. д. Сло-сло-слё, сло-сло-слё, ... и т. д. Влу-вли-вля, влу-вли-вля, ... и т. д.

Звуки л и ль в словах

1. Назвать слова по картинкам или за учителем. Назвать слова со звукол
л, а потом — со звуком ль. Выбрать и назвать слова, которые состоят и:
одного слога (из двух, из трех слогов).

Лёд, лом, лук, люди, лиса, лодка, колесо, салат, самолёт, калитка, лопата малина.

2. Прослушать предложения и назвать слова-действия со звуком л или ль

Машина ехала по дороге. Ребята увидели ежа. Жеребёнок скакал п< дороге. Дети полили дерево водой.

3. Назвать по картинке «В магазине» предметы одежды и обувь (платье
кофта, платок, юбка, валенки, майка, пальто, туфли, носки). Выбрать те и:
них, в названиях которых есть звук л, а потом — звук ль.

' Ученики могут поднимать карточки с условным обозначением твердого и мягкого согласног

звука.

9!

/I

Назвать по картинке «В магазине» фрукты и овощи (лук, салат, капуста, ,ль, банан, яблоко, слива, лимон, апельсин, тыква, свекла). Выбрить те

с,' в названиях которых есть звук л или ль.

На наборном полотне учитель каждый раз выставляет по три картинки бираются слова с разным количеством слогов). Один ученик задумывает инку и отхлопывает количество слогов в данном слове. Друго/f ученик хывает задуманную картинку и отдает ее.

клюква малина,

ексический материал: соль, лимон, слива, i,KU, пельмени, котлеты, лев, лук, стол, лента.

Произнести ряд слов, постепенно ускоряя темп.

овили, ломали, хлопали. j

<

Закончить предложения, начатые учителем, по смыслу одним словом,
делить, какой звук в каждом из этих слов — л или ль. \

мел или мель? полька или полка?

елкое место на реке называется гобы писать на доске, нужен ... а стене висела книжная ... . :ть весёлый танец ... .

i л и ль в словосочетаниях и в предложениях

По вопросам учителя какой? какая? какие? и по рисункам назвать [еты, употребляя словосочетания со словами белый, белая, белые. произнести эти словосочетания «ласково». • Рис. 177.

б р а з е ц. Белая лапа — беленькая лапка.

ексический материал: лапа, панама, туфли, стол, халат. ное упражнение можно провести в виде игры «Вопросы и ответы».)

Прослушать предложения про Владика. Составить подобные предложе-ро Владика и про Лену.

б р а з е ц. Владик посадил липу. Владик и Лена посадили липу. адик купил пенал. Владик увидел слона. Владик слепил слона. Игра «Что было вчера?».Составить предложения.

ава (пить) кислый клюквенный кисель.

>ловей (петь) в кустах.

ава и Павлик (кататься) на лодке.

ые волки (напасть) на стадо.

эда (слепить) лодку из пластилина,

Игра «Живые слова»(см. с. 57). на купила клюкву.

Звуки л и ль в текстах

1. Отгадать и выучить загадку.

\ Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)

2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.

Лена искала булавку. Булавку искать было лень —

Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.

3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • \Рис. 178—180.

а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя!

б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.

в) На ветке появились зелёные клейкие листики.

Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?

4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).

Мама полет лук. Лида поливает салат. А Слава носит воду. • Рис. 181.

5. Прослушать текст, повторить каждое предложение за учителем. Ответить
на вопросы к рисунку. • Рис. 182.

Белка

В лесу стоит сосна. Она с дуплом. В дупле белка. Зимой белке не холодно в дупле. Под сосной видны следы белки и лисы. Это лиса хотела поймать белку. Но белка ускакала в дупло. Сиди, белка, в дупле! Под сосной лиса!

Кто в дупле?

Чьи следы видны на снегу?

Наши рекомендации