I характеристика и сравнение звуков
1. Произнести звуки л и ль.
2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.
3. Охарактеризовать звуки.
М. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав слог со звуком д, а потом — со звуком ль{.
Ла, ле, ли, ло, лу, ля, лы, ли, . ..
Пле, пла, плы, пля, пли, плё, плу, пло, плю (так же с другими согласными).
2. Поднять руку, услышав слово со звуком л, а потом — со звуком ль.
а) Рисовал, рисовали; читал, читали; считал, считали; вытирал, вытирали;
шил, шили и т. д.
б) Плечи, ключи, платье, клюшка, лыжи, блины и т. д.
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л—ЛЬ
Звуки л и ль в слогах
1. Повторить ряды слогов и их сочетания.
ла-ля лу-лю гла-гля глу-глю кла-кля клу-клю
ло-лё лы-ли гло-глё глы-гли кло-клё клы-кли
2. Повторить ряды слогов.
Пла-пла-пля, пла-пла-пля, ... и т. д. Сло-сло-слё, сло-сло-слё, ... и т. д. Влу-вли-вля, влу-вли-вля, ... и т. д.
Звуки л и ль в словах
1. Назвать слова по картинкам или за учителем. Назвать слова со звукол
л, а потом — со звуком ль. Выбрать и назвать слова, которые состоят и:
одного слога (из двух, из трех слогов).
Лёд, лом, лук, люди, лиса, лодка, колесо, салат, самолёт, калитка, лопата малина.
2. Прослушать предложения и назвать слова-действия со звуком л или ль
Машина ехала по дороге. Ребята увидели ежа. Жеребёнок скакал п< дороге. Дети полили дерево водой.
3. Назвать по картинке «В магазине» предметы одежды и обувь (платье
кофта, платок, юбка, валенки, майка, пальто, туфли, носки). Выбрать те и:
них, в названиях которых есть звук л, а потом — звук ль.
' Ученики могут поднимать карточки с условным обозначением твердого и мягкого согласног
звука.
9!
/I
Назвать по картинке «В магазине» фрукты и овощи (лук, салат, капуста, ,ль, банан, яблоко, слива, лимон, апельсин, тыква, свекла). Выбрить те
с,' в названиях которых есть звук л или ль.
На наборном полотне учитель каждый раз выставляет по три картинки бираются слова с разным количеством слогов). Один ученик задумывает инку и отхлопывает количество слогов в данном слове. Друго/f ученик хывает задуманную картинку и отдает ее.
клюква малина, |
ексический материал: соль, лимон, слива, i,KU, пельмени, котлеты, лев, лук, стол, лента.
Произнести ряд слов, постепенно ускоряя темп.
овили, ломали, хлопали. j
<
Закончить предложения, начатые учителем, по смыслу одним словом,
делить, какой звук в каждом из этих слов — л или ль. \
мел или мель? полька или полка? |
елкое место на реке называется гобы писать на доске, нужен ... а стене висела книжная ... . :ть весёлый танец ... .
i л и ль в словосочетаниях и в предложениях
По вопросам учителя какой? какая? какие? и по рисункам назвать [еты, употребляя словосочетания со словами белый, белая, белые. произнести эти словосочетания «ласково». • Рис. 177.
б р а з е ц. Белая лапа — беленькая лапка.
ексический материал: лапа, панама, туфли, стол, халат. ное упражнение можно провести в виде игры «Вопросы и ответы».)
Прослушать предложения про Владика. Составить подобные предложе-ро Владика и про Лену.
б р а з е ц. Владик посадил липу. Владик и Лена посадили липу. адик купил пенал. Владик увидел слона. Владик слепил слона. Игра «Что было вчера?».Составить предложения.
ава (пить) кислый клюквенный кисель.
>ловей (петь) в кустах.
ава и Павлик (кататься) на лодке.
ые волки (напасть) на стадо.
эда (слепить) лодку из пластилина,
Игра «Живые слова»(см. с. 57). на купила клюкву.
Звуки л и ль в текстах
1. Отгадать и выучить загадку.
\ Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)
2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.
Лена искала булавку. Булавку искать было лень —
Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.
3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • \Рис. 178—180.
а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя!
б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.
в) На ветке появились зелёные клейкие листики.
Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?
4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).
Мама полет лук. Лида поливает салат. А Слава носит воду. • Рис. 181.
5. Прослушать текст, повторить каждое предложение за учителем. Ответить
на вопросы к рисунку. • Рис. 182.
Белка
В лесу стоит сосна. Она с дуплом. В дупле белка. Зимой белке не холодно в дупле. Под сосной видны следы белки и лисы. Это лиса хотела поймать белку. Но белка ускакала в дупло. Сиди, белка, в дупле! Под сосной лиса!
Кто в дупле?
Чьи следы видны на снегу?