Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда_____________________________________
Город (район)_____________ ДОУ____________ дата______
Этап работы ________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема________________________________________________
Возраст, число детей__________________________________
Анализирующий_______________________ ______________
Цель посещения______________________________________
1. Анализ целей занятия:
• соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
• место данного занятия в системе занятий по теме;
• место данной темы в общей системе логопедической работы;
• уровень подготовленности группы (ребенка);
• постановка и доведение целей занятия до детей (ребенка).
2. Степень достижения целей занятия:
• образовательной;
• коррекционно-развивающей;
• воспитательной.
3. Анализ структуры и организации занятия:
• соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;
• логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
• четкость перехода от одного этапа к другому;
• продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
• рациональность выбора форм обучения;
• наличие плана занятия и организация его выполнения;
• соответствие фактического хода занятия запланированному;
• отступления от конспекта, их причины;
• оборудование занятия;
• рациональность организация работы логопеда; реализация дидактических принципов обучения — от простого к сложному.
4. Анализ содержания занятия:
• соответствие содержания занятия требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
• полнота, достоверность доступность изложения;
• степень нравственного влияния логопеда, воспитательная направленность занятия;
• связь занятия с жизнью;
• подведение детей к восприятию новых знаний;
• формирование новых понятий;
• актуализация опорных знаний;
• организация самостоятельной работы детей;
• характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
• инструкции и помощь логопеда;
• степень усвоения нового материала (эффективность);
• согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
• повторение (организация, формы приемы, объем);
• подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
5. Оценка коррекционной направленности занятия:
• развитие понимания речи;
• воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
• формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
• формирование правильного произношения звуков;
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
• контроль за внятностью и выразительностью речи;
• подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
• обучение самостоятельному высказыванию;
• усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
• включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
• упражнения по развитию высших психических функций;
• упражнения по развитию общей и мелкой моторики.
6. Анализ методики проведения занятия:
• определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения
• соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
• разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
• эмоциональность подачи материала;
• доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
• эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;
• оценка методической компетентности и педагогической техники логопеда.
7. Анализ работы и поведения детей на занятии:
• общая оценка работы группы (ребенка);
• внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
• интерес к занятию;
• активность детей (ребенка);
• формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
• выполнение единых требований;
• индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
• качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;
• глубина, осознанность и прочность знаний;
• умение детей применять знания в различных ситуациях;
• степень овладения практическими навыками;
• характер проверки логопедом знаний детей;
• работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:
• температурный режим;
• физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
• освещение;
• профилактика утомления и переутомления;
• смена видов деятельности;
• своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
• соблюдение детьми (ребенком) правильной рабочей позы;
• соответствие мебели росту ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
• посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим.
10. Результаты занятия:
• оптимальность обучающих действий логопеда;
• достижение целей, задач занятия;
• качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;
• тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом;
элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов.
11. Недостатки занятия:
• диагностика причин;
• предложения по их устранению.
12. Личность логопеда:
• собранность и внимательность логопеда на занятии;
• самообладание и самоорганизация;
• стиль и тон в работе;
• речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
• соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
• доброжелательное отношение к детям;
• соблюдение норм педагогической этики;
• мастерство педагогического общения;
• знание материала занятия.
13. Общие выводы и предложения:
14. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений: