Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность
Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи «предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом» (АРА, 1992, р. 1599).Что касается тестов, требование, чтобы они использовались только специалистами с соответствующей подготовкой, является первым шагом к за-
Глава 18. Этические и социальные аспекты тестирования
щите тестируемых от неправильного использования тестов.1 Конечно, требуемая квалификация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и работы под наблюдением наставника, в то время как для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости нужна гораздо менее специализированная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, которые проходят тесты с учебными целями в специальных курсах, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей.
Хорошо подготовленные пользователи выбирают тесты, оптимально подходящие как для той цели, с которой они проводят тестирование, так и для тех лиц, которых они тестирует. Они также знакомы с научной литературой по выбранному тесту и способны оценить его технические достоинства относительно таких характеристик, как нормы, надежность и валидность. При проведении теста они чувствительны к условиям и обстоятельствам, могущим влиять на его выполнение, в частности к упоминавшимся в главе 1. Они делают выводы или дают рекомендации только после рассмотрения тестового показателя (или показателей) в контексте другой релевантной информации об индивидууме. Главное же, они должны быть достаточно осведомленными в науке о человеческом поведении, чтобы избежать неоправданных выводов в своих интерпретациях результатов тестирования. В тех случаях, когда тесты проводятся младшим психологическим персоналом или ассистентами, либо лицами без должной теоретической подготовки в области психометрии и без достаточного практического опыта, для обеспечения необходимых условий правильной интерпретации выполнения теста важно, чтобы их по крайней мере консультировал психолог, обладающий соответствующей квалификацией.
Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за разнообразия областей психологии и, следовательно, специализации в подготовке ни один психолог не может быть одинаково сведущим во всех областях, даже внутри более узкой сферы психологического тестирования и оценки (см. главу 17). Как признание этого факта, Кодекс этики призывает психологов «признавать границы своей компетентности и ограниченность своего профессионального опыта» (АРА, 1992, р. 1599). Следствия этого этического обязательства раскрываются в цитированном выше принципе компетентности.
Значительным шагом, повысившим профессиональные стандарты и давшим общественности критерий для определения уровня квалифицированности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и аттестации психологов. В настоящее время все штаты и округ Колумбия имеют такие законы; на большей части территории Канады также приняты законы, регулирующие психологическую практику (что касается сводки всех этих законов, см. АРА, 1993, p. XLII-XLV). Хотя термины «лицензирование» и «аттестация» часто используются как взаимозаменяемые, в психологии аттестация обычно указывает на юридическую защиту названия профессии «психолог», в то время как лицензирование относится к регулированию психологи-
1 Обсуждению роли пользователя тестов, а также проектов по оценке квалификации пользователей и их специальному обучению, реализуемых рабочими группами JCTP (Eyde et al., 1988, 1993; Moreland et al., 1995), посвящена часть главы 1. Канадская психологическая ассоциация и Британское психологическое общество также предприняли определенные шаги в создании своих систем для определения квалификации пользователей тестов (D. С. Brown, 1995).
Часть 5. Области применения тестирования
ческой практики независимо от того, как называется профессия лица, предоставляющего психологические услуги. Поэтому законы о лицензиях должны включать определение психологической практики. Большинство штатов начинали с более простых законов об аттестации и постепенно продвигались к принятию законов о лицензировании. Но и в том и в другом случае законом обычно требуется докторская степень по психологии, определенный стаж работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена. Законы о лицензировании, как правило, включают перечень оснований для применения к психологам административных мер воздействия, от штрафов и взысканий до приостановки действия и аннулирования лицензии.
Наболее высоком уровне профессиональная аттестация проводится американским Советом по профессиональной психологии (АВРР — см. приложение Б). При условии высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы по обозначенной специальности Совет выдает аттестаты в таких областях деятельности, как клиническая психология, психологическое консультирование, промышленная/организационная психология и школьная психология, наряду с другими, по которым есть отдельные профессиональные советы. В текущем каталоге Американской психологической ассоциации перечислены все выданные аттестаты по каждой специальности, их перечень можно также получить, запросив его в самом Совете по профессиональной психологии. Решения Совета как частным образом организованного объединения отделов в рамках общей профессии не имеют той обязательной силы, которая есть у агентств, проводящих лицензирование и осуществляющих аттестацию на основе законов штата.
Произошедшие в прошлом десятилетии изменения в системе здравоохранения и на рынке профессиональных услуг придали особую остроту вопросу о доверии к выдаваемым аттестатам и лицензиям, позволяющим заниматься психологической практикой. Поэтому Американская психологическая ассоциация предприняла ряд шагов для обеспечения мирного урегулирования многих потенциальных конфликтов, которые заложены в сложившейся к настоящему времени обстановке. Одним из этих шагов является создание Колледжа профессиональной психологии АПА (Sleek, 1995), который выдает свидетельства о присвоении разнообразных квалификаций внутри психологии на основе процедуры, учитывающей результаты экзаменов, а также необходимые требования к образованию и опыту работы. Другим шагом стала разработка процесса, посредством которого можно добиться официального признания специальностей и квалификаций в области психологической практики (АРА, Joint Interim Committee for the Identification and Recognition of Specialties and Proficiencies, 1995 a, 1995b). Несомненно, в ближайшем будущем появится руководство по такому частному вопросу, как определение квалификации пользователей тестов, а также будут разработаны процедуры выдачи свидетельств специалистам по психологической оценке.