Проблемы тестирования интеллекта взрослых
Снижение интеллекта с возрастом.Отличительной особенностью шкал Векслера Для измерения интеллекта взрослых (глава 8) было использование понижающихся с возрастом норм для подсчета стандартных IQ Первичные («сырые») показатели суб-тестов WAIS (и WAIS-R) сначала преобразуются в стандартные показатели со средним,
362 Часть 3- Тестирование способностей
Рис. 12-1.Снижение показателей Полной шкалы WAIS-R с переходом от младших к старшим возрастным когортам
(По данным из Wechsler, 1981, р. 26)
равным 10, и SD = 3. Эти нормированные показатели выражаются в единицах фиксированных эталонных групп, составленных из 500 человек в возрасте от 20 до 34 лет, входящих в выборку стандартизации. Сумма нормированных показателей по 11 субтестам используется при определении стандартного IQ по таблице для соответствующего возраста. Впрочем, если просто брать суммы нормированных оценок, то можно сравнивать результаты разных возрастных групп в единицах единой непрерывной шкалы. На рис. 12-1 показаны средние этих суммарных нормированных показателей для возрастных уровней, включенных в национальную выборку стандартизации.
Как видно из рис. 12-1, показатели достигают пика между 20 и 34 годами, а затем монотонно убывают во всех более старших возрастных группах. Стандартный IQ находят соотнесением суммарного нормированного показателя индивидуума с нормой для его возрастной группы. Таким образом, если тестируемый обнаруживает такое же снижение уровня выполнения теста с возрастом, какое имеет место в соответствующей нормативной выборке, его IQ будет оставаться постоянным. Такой подход строится на исходном допущении Векслера, что вполне «нормально» для тестируемой способности любого человека снижаться с возрастом после 30 лет.
Однако для интерпретации возрастного снижения интеллекта, проиллюстрированного на рис. 12-1, мы должны учесть существенную особенность выборок, на которых проводилась стандартизация этого теста. Поскольку любая выборка стандартиза-
Глава 12. Психологические проблемы тестирования способностей
ции является нормативной выборкой, она должна отражать характеристики существующей популяции (или, используя статистический термин, генеральной совокупности) на каждом возрастном уровне (Anastasi, 1956). Из этого следует, что в случае роста образовательного уровня населения в целом на протяжении нескольких десятилетий старшие возрастные группы в любой момент времени будут находиться по сравнению с младшими на более низком уровне образования. Эти различия по уровню образования ясно отражены в выборке стандартизации WAIS (протестированной в 1953-^1954 гг.) и WAIS-R (протестированной в период с 1976 до 1980 г,). В обеих выборках максимум лет обучения в учебных заведениях приходится на возрастной уровень от 20 до 34 лет, а образовательный уровень непрерывно снижается для более старших возрастных групп. Хотя выборка стандартизации WAIS-R, тестирование которой проводилось позднее, имела более высокий уровень образования как группа по сравнению с выборкой стандартизации WAIS, снижение количества лет формального образования у членов этой выборки с возрастом было столь же выраженным, как и в выборке стандартизации WAIS. А снижение нормированных показателей WAIS-R в каждой последующей возрастной когорте обнаруживает хорошее соответствие с таковым для WAIS.
Эти возрастные различия в объеме образования неизбежны, если мы хотим, чтобы выборка стандартизации теста была действительно репрезентативной в отношении населения страны на момент установления норм. В то же время различия в образовании затрудняют интерпретацию наблюдаемого снижения показателей: старшие возрастные группы из выборки стандартизации могут хуже выполнить данный тест не потому, что они старше, а потому, что они менее образованы по сравнению с молодыми группами.
Результаты, полученные на выборке стандартизации шкал Векслера, типичны для всех исследований интеллекта взрослых, выполненных традиционным методом поперечных срезов. Возможно, что сравнения по поперечным срезам, когда люди разных возрастов исследуются в одно и то же время, показывают кажущееся возрастное снижение, поскольку изменения в культурном уровне смешиваются с эффектами старения. Объем формального образования — это только одна из многих переменных, по которым могут различаться возрастные группы. Ведь в течение последней половины века в нашем обществе произошли и другие культурные изменения, которые делают жизненный опыт 20-летних и 70-летних совершенно непохожим. Несомненно, что изменения в области средств коммуникации (радио, телевидение, Интернет) и в области транспортных средств намного увеличили объем информации, доступный развивающемуся индивидууму. Улучшение питания и медицинской помощи также могло косвенно повлиять на развитие поведения.
Лонгитюдные исследования, основанные на повторном тестировании одних и тех Же лиц в период от 5 до 40 лет, в большинстве случаев выявили противоположную тенденцию: с возрастом показатели увеличивались. Часть этих исследований проводилась с группами, отличавшимися высоким уровнем интеллекта, например с выпускниками колледжей или людьми, отобранными по критерию высокого IQ (Bayley, & Oden, 1955; R. В. Burns, 1966; D. P. Campbell, 1965;Nisbet, 1957; Owens, 1953,1966). По этой причине некоторые авторы утверждали, что подобные результаты можно отнести только к людям с высоким интеллектуальным или образовательным уровнем и они неприменимы ко всей популяции. Однако сходные данные были получены в лонгитюд-Ных исследованиях выборок нормальных взрослых со средним образованием и сред-
Часть 3. Тестирование способностей
ним уровнем интеллекта (Charles, & James, 1964; Eisdorfer, 1963; Tuddenham, Blumenl-rantz, & Wilkin, 1968), а также умственно отсталых взрослых, не помещенных в специальные интернаты (Bailer, Charles, & Miller, 1967; Bell, & Zubek, 1960; Charles, 1953).
Ни исследования методом поперечных срезов, ни лонгитюдные исследования сами по себе не позволяют дать неоспоримую интерпретацию наблюдаемых возрастных изменений. С одной стороны, возрастные различия в уровне образования могут привести к мнимому возрастному снижению уровня выполнения тестов интеллекта в исследованиях, основанных на стратегии поперечных срезов. С другой стороны, по мере того как люди становятся старше, они сами подвергаются воздействию культурных изменений, могущих улучшить выполнение ими интеллектуальных тестов. Блестящий анализ методологических трудностей каждого из этих подходов, вместе с необходимыми для их реализации планами экспериментов, можно найти в целом ряде публикаций.1 По существу, для снятия неопределенности необходимо сочетание нескольких подходов, как это имеет место в когортно-последовательном плане (cross-sequential design) исследования (К. W. Schaie, 1065,1994; Shock et al., 1984). Этот план объединяет данные, получаемые в традиционном поперечном и продольном тестировании, с так называемыми сравнениями с временной задержкой (time-lagcomparisons) или, иначе говоря, с отсроченными сравнениями однотипных результатов. Такие сравнения требуют тестирования одинаковых возрастных когорт2 в разные периоды времени, например группа 20-летних, протестированная в 1940 г., сравнивается с группой 20-летних, протестированной в 1970 г.
Лишь немногие исследования снабжают нас данными, позволяющими провести по крайней мере частичный анализ факторов, влияющих на возрастное изменение выполнения теста. Оуэне (Owens, 1966), повторяя тестирование бывших студентов университета штата Айова через 40 лет, а Д. Кэмпбелл (D. P. Campbell, 1965) — бывших студентов Миннесотского университета через 25 лет, протестировали еще и учившихся в это время на первом курсе студентов соответствующих университетов. В результате появилась возможность провести множественные сравнения результатов двух групп, протестированных в одном и том же возрасте с интервалом в 25 и 40 лет, и результатов одной группы, протестированной через те же временные интервалы. В обоих исследованиях группа бывших студентов при повторном тестировании улучшила свои результаты по сравнению с более ранним выполнением теста, выполнив тест примерно наравне с более молодой группой, впервые тестированной в более позднее время. Такие результаты свидетельствуют о том, что именно культурные изменения и другие связанные с жизненным опытом факторы, скорее чем возраст сам по себе, вызывают повышение и снижение показателей, полученных при использовании более ограниченных экспериментальных планов. Растущий интерес к исследованию научения у пожилых людей отчетливо проступает в сравнительно недавно опубликованном исчерпывающем обзоре (Kausler, 1994), определенно помогающем рассеять стереотипы о влиянии старения на научение. Хотя указанная работа основана на твердо установленных научных данных, в ней показаны многочисленные связи этих данных с событиями повседневной жизни.
1 См., например, Bakes (1968), Botwinik (1984, chaps. 20, 21), Buss (1973), Nesselroade, & Reese (1973), Nesselroade, & Von Eye (1985), K. W. Schaie (1973, 1988a), Schaie & Hertzog (1986).
2 В этом контексте под когортой понимается группа лиц одного возраста (родившихся в одном гоДУ или в какой-то определенный период времени).
Глава 12. Психологические проблемы тестирования способностей 365
Сиэтлское лонгитюдное исследование (СЛИ).Примером особенно тщательно разработанной долгосрочной исследовательской программы с использованием когорт-но-последовательного плана является Сиэтлское лонгитюдное исследование (Seattle Longitudinal Study или, сокращенно, 515— К. W. Schaie, 1994; Schaie & Hertzog, 1986). Приступив к реализации этой программы в 1956 г., исследователи с помощью батареи тестов способностей1 обследовали стратифицированную случайную выборку из 500 человек, извлеченную из совокупности примерно 18 000 обладателей медицинских страховок (members of prepaid medical plan). Эта совокупность, если судить по данным переписи населения США, достаточно полно отражает демографическую структуру крупных городов вместе с пригородами. Выборка включала по 25 мужчин и 25 женщин на каждом (образованном с интервалом в 5 лет) возрастном уровне от 21 года до 70 лет. На последующих стадиях СЛИ было проведено шесть циклов тестирования (с 1956 по 1991 гг.). В каждом цикле тесты предъявлялись как доступным для исследователей членам исходной выборки, так и новым выборкам испытуемых, всякий раз включаемым в исследование при проведении очередного тестирования.
Базовый экспериментальный план СЛИ включал: 1) циклические лонгитюдные ретесты одних и тех же лиц; 2) поперечные сравнения разных возрастных когорт, протестированных в одно время (например, 30-летних с 50-летними, тестирование которых проводилось в 1977 г.) и 3) сравнения отдельных возрастных когорт, протестированных в разное время (например, 30-летних с 30-летними, которым тесты предъявлялись в 1963 и 1984 гг.). С помощью соответствующего статистического анализа данных, полученных в ходе такого рода сравнений, удалось выявить изменения в уровне выполнения тестов, связанные с возрастом, культурными переменами в обществе, а также с деятельностью и личным опытом конкретного человека. Как видно на рис. 12-2, результаты этого исследования показали, что возрастное снижение большинства функций начинается позже и, в общем, происходит менее резко, чем это предполагалось на основе традиционных сравнений методом поперечных срезов.
Кроме комплексного и систематического изучения давно дискутируемой проблемы влияния возраста на выполнение тестов интеллекта, СЛИ ответило еще на несколько родственных вопросов. Например, было обнаружено, что возрастные изменения различаются в зависимости от оцениваемой функции, например, вербальной способности, числовой способности и перцептивной скорости (см. рис. 12-2). Поэтому общая мера интеллекта (такая, как IQ) обычно затемняла и лишала четкости действительные повышения и понижения способности. Значительная часть исследования была посвящена выяснению причин таких изменений, в особенности причин снижения результатов у пожилых людей. Среди главных причин снижения уровня выполнения интеллектуальных тестов оказались плохое состояние здоровья, специфические болезни, бездеятельность, отсутствие непрерывного упражнения конкретных функций и такие состояния личности, как ослабленная мотивация и пониженная гибкость. На основе полученных данных разрабатывались программы вмешательства, преследу-
' Первоначально использовалась батарея Первичных умственных способностей, разработанная Тёр-стоуном на основе факторного анализа общепризнанных аспектов интеллекта (см. главу 11). Позднее, специально для данного проекта была разработана новая версия этой батареи — Тест умственных способностей взрослых Шайи—Тёрстоуна (Schaie-Thurstone Adult Mental Abilities Test — K. W. Schaie, . 1988b). В конечном итоге для описания полученных данных были выбраны показатели, соответствующие конструктам, а не отдельным тестам, чтобы обеспечить большую устойчивость и обобщаемое™ результатов.
Часть 3. Тестирование способностей
—1---1---1---1---1---1---1---1---1---Г~
25 32 39 46 53 60 67 74 81 88
Возраст
Рис. 12-2.Лонгитюдные оценки средних факторных показателей для конструктов способностей.
(Из К. W. Schaie, 1994, р. 308) Примечание. Данные получены в результате семилетних интраиндивидных ретестов.
(Copyright © 1994 by American Psychological Association. Воспроизводится с разрешения)
ющие цель приостановить наблюдаемое снижение конкретной способности с возрастом или даже изменить направление процесса на противоположное. Современный этап продолжающегося СЛИ ориентирован главным образом на разработку таких коррекционных программ (см. К. W. Schaie, 1994; Schaie, & Hertzog, 1986).
Индивидуальные различия и возраст. Вдобавление к основным результатам, согласно которым снижение интеллектуальных функций с возрастом менее выражено и наступает в жизни человека позднее, чем прежде предполагалось, современные исследования, как правило, выявляют широкие индивидуальные различия в способности на всех возрастных уровнях. Любое обобщение, относится ли оно к возрастному спаду или когортным различиям, должно смягчаться признанием широких индивидуальных различий, обнаруживаемых во всех ситуациях. Индивидуальные различия внутри любого возрастного уровня намного превосходят средние различия между двумя возрастными уровнями, вследствие чего распределения показателей у представителей разных возрастов существенно перекрываются. А это означает, что можно найти немало пожилых людей, выполняющих тесты наравне с молодыми. Более того, лучшие результаты в старших группах превосходят худшие результаты в младших груп-
Глава 12. Психологические проблемы тестирования способностей 367
пах. Такое перекрытие результатов не ограничивается только смежными возрастными уровнями, диапазоны выполнения теста перекрываются даже в тех случаях, когда сравниваются крайние возрастные группы. Так, некоторые 80-летние могут выполнить тест лучше некоторых 20-летних.
Однако для обсуждаемой темы значительно важнее то, что сами изменения, которые происходят с возрастом, варьируют от человека к человеку. Так, между 50 и 60 годами одни могут снизить уровень выполнения теста, другие остаться на прежнем уровне, а третьи повысить свои результаты. Степень изменения, независимо от того, будет ли это повышение или понижение, также широко варьирует у разных людей. Кроме того, углубленные исследования лиц преклонного возраста, перешедших 70,80 и 90-летний рубеж, показывают, что функционирование интеллекта гораздо сильнее связано с состоянием здоровья конкретного человека, чем с его хронологическим возрастом (Birren et al., 1983; Palmore, 1970; Schaie, & Gribbin, 1975). К другим факторам, способствующим сохранению интеллектуального статуса, относятся благоприятная среда, с множеством возможностей стимуляции интеллектуальной деятельности, и поддержание гибкого образа жизни (К. W. Schaie, 1994; Schaie, & Hertzog, 1986).
Природа интеллекта взрослых.Если говорить о традиционном тестировании интеллекта, то оно было прежде всего ориентировано на школьников и студентов — представителей по существу одного, связанного с формальным обучением, этапа жизненного пути человека. Создатели тестов для этих уровней могут заимствовать необходимый им материал из обширного практического опыта, систематизированного в учебных программах. Большей частью интеллектуальные тесты измеряют, насколько хорошо индивидуум овладел интеллектуальными навыками, которым обучают в школе, а они, в свою очередь, могут предсказать, насколько хорошо он подготовлен к получению образования на следующем уровне. Тесты для взрослых, в том числе шкалы Векслера и примененные в Сиэтлском лонгитюдном исследовании тесты ПУС (первичных умственных способностей), строятся в основном на этом общем для многих и, главное, поддающемся учету опыте школьного образования. По мере того как человек становится старше, опыт формального обучения становится для него все более далеким прошлым, а общее ядро такого опыта, используемое разработчиками тестов интеллекта, становится все менее адекватной основой для оценки интеллектуальных функций взрослых. Занятия взрослых различаются гораздо больше, чем занятия школьников. Совокупный опыт взрослости может поэтому стимулировать у разных людей дифференциальное развитие способностей.
Поскольку тесты интеллекта тесно связаны с академическими способностями, неудивительно, что даже самые первые исследования взрослых выявили больший возрастной прирост показателей у тех, кто дольше продолжал свое образование (D. P. Campbell, 1965; Harnqvist, 1968;Husen, 1951;Lorge, 1945; Owens, 1953). Точно так же люди, род занятий которых достаточно «академичен» и связан с использованием вербальных и числовых способностей, по-видимому, на протяжении многих лет сохраняют или даже Повышают свои показатели по тестам интеллекта, в то время как у людей, в чьих профессиях преобладают механические действия или межличностные контакты, эти Показатели могут с годами снижаться. Предварительные данные в поддержку этой гипотезы опубликовал М. Уильяме (М. Williams, 1960), сравнивший выполнение 100 Испытуемыми в возрасте от 65 до 90 с лишним лет серии вербальных и невербальных Тестов. В результате было обнаружено поразительное соответствие между професси-
Часть 3. Тестирование способностей
ей человека и его относительным выполнением этих двух типов задач. При лонгитюд-ном изучении взрослых также были установлены не оставляющие сомнений связи между изменениями общего IQ и отдельными пунктами биографических вопросников (Charles, & James, 1964; Owens, 1966).
Время и среда, предъявляя к деятельности живущего в них человека свои особые требования, благоприятствуют развитию вполне определенных навыков. На протяжении жизни эти требования меняются, и их характер различен для "дошкольников школьников, взрослых разных специальностей и удалившихся от дел стариков (Bakes Reese, & Lipsitt, 1980). Демминг и Пресси (Demming, & Pressey, 1957) одними из первых продемострировали следствия этого факта для тестирования интеллекта. Эти исследователи начали с анализа типичных профессиональных обязанностей взрослых, провели содержательный обзор читаемого материала и собрали сведения о ежедневно осуществляемой деятельности и типах решаемых проблем. На этой основе они подготовили предварительные формы 20 тестов, «родных» для представителей старшего возраста. В тестах основной акцент делался на объеме практической информации, особенностях суждений и социальной перцепции. Результаты трех из этих тестов, проведенных вместе со стандартными вербальными и невербальными тестами на выборках разного возраста, показали, что в новых тестах лица более старшего возраста превосходили более молодых, тогда как для традиционных тестов сохранялось обратное соотношение. Все эти типы исследований свидетельствуют об одном: будет ли в период взрослости иметь место повышение или снижение тестовых показателей по мере увеличения возраста людей, во многом зависит от того, какой опыт приобрел человек за эти годы, и от степени связи между этим опытом и функциями, охватываемыми данными тестами. На более широком уровне обобщения можно сказать, что все результаты тестирования могут быть наилучшим образом проинтерпретированы в рамках соответствующего контекста. Функционально-содержательный анализ поведения в разнообразных сферах жизни взрослых людей, включая профессиональную и другие сферы социально значимой деятельности, должен привести как к усовершенствованию конструкции тестов, так и к прояснению смысла тестовых показателей (Anastasi, 1986b). Примечательно, что как 1980-е, так и 1990-е гг. отмечены явным ростом исследований, посвященных проблемам взрослости, особенно последнего отрезка времени жизни.1 Психология развития человека на протяжении всей его жизни (Life-span developmental psychology) — быстро развивающаяся область исследований (Rutter, & Rutter, 1993).