Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых д. векслера

РУКОВОДСТВО К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Д. ВЕКСЛЕРА

198005 Санкт-Петербург, Московский пр., 19 Главный государственный центр единства измерений ГП "ИМАТОН" тел. (812)-259-90-91 (812)-251-44-61

Санкт-Петербург 1995   Подготовлено к печати фирмой"ИМАТОН"(методическое обеспечение практических психологов: инструментарий, обучение, информация)

Адаптация 1995 г. Под ред. Муляр О. И.

© ИМАТОН, 1995    

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем руководстве изложены основные правила ра­боты с методикой исследования интеллекта, информация, необ­ходимая для правильной оценки результатов тестирования, а также некоторые обобщения опыта практической работы с мето­дикой на группах здоровых людей, больных с органическим по­ражением мозга м больных олигофренией.

Составители руководства считают необходимым подчеркнуть следующие принципиальные моменты:

1. Методика ориентирована прежде всего на разгра­ничение нормы и ненормы в интеллектуальном развитии: на отсев испытуемых, не соответствующих требованиям той или иной деятельности. Дифференциация испытуемых в границах нормы не является целесообразной.

2. Заключение по результатам тестирования должно делать­ся достаточно корректно: устойчивость численных показателей не является абсолютной, особенно когда речь идет о молодых людях. Интенсивные учебно-воспитательные мероприятия спо­собны увеличивать оценки интеллекта. Социально-педагогичес­кая запущенность приводит к постепенному уменьшению .

3. Заключение по результатам тестирования не может пони­маться как механическое последовательное описание субтесто­вых и шкальных оценок . Конечные выводы по испытуемо­му должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знания методики общей квалификацией в отношении психологии обучения, развития и отклонений в развитии.

Составители руководства надеются на то, что оно окажется полезным для практических психологов.

Филимоненко Ю. И. Тимофеев В. И

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1. Проблемаоценки интеллекта

Первый широко известный тест интеллекта Д. Векслер опубликовал в 1939 году. Этот тест, получивший название Wechsier-Bellevue Scale, был стандартизован на выборке испыту­емых в возрасте от 7 до 69 лет. Модификация этого теста (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS - шкала интеллекта взрослых), вышедшая в свет в 1955 году [10], предлагается Ва­шему вниманию.

Для более обоснованного применения методики WAIS и оценки ее результатов необходимо отчетливо представлять на­учную предысторию появления этой методики.

Тесты интеллекта стали закономерным результатом практи­ческой потребности системы школьного образования, а также вооруженных сил в обнаружении лиц, неспособных отвечать со­ответствующим требованиям в силу неполноценности умствен­ного плана. На этом основании уже первые тесты интеллекта, по образному выражению Ф. Гальтона, ставили перед собой цель охватить "измерением и числом операции ума". Тесты интеллекта "позволяют как бы сделать срез с достигнутого уровня усвоения основных требований, предъявляемых условиями жизнедеятель­ности к познавательным особенностям личности" [5, с. 145].

Проявления интеллекта исключительно разнообразны. И объединяет их включенность в любой интеллектуальный акт всех психических функций, которые обеспечивают познание окружаю­щего мира. Приведем ряд наиболее важных определений интел­лекта.

W. Stern рассматривал "интеллект как общую духовную приспособительную способность к новым задачам и условиям жизни, помогающую преодолевать трудности в новых ситуациях" [11, с. 256].

По мнению современного немецкого исследователя J. Guthke [9, с. 20], "интеллект - это обобщающее понятие (мыслительная абстракция) для пока еще неопределенного точно, видимо, однако. весьма большого числа различных "мыслительных способ­ностей", "факторов" или же "размерностей", которое характери­зует уровень и качество мыслительных процессов личности и обеспечивает интеллектуальное повеление в многообразных проблемных ситуациях и на различнейшем мыслительном мате­риале".

В работе [5, с. 145] интеллект трактуется как "относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно за­крепленных (и врожденных) анатомофизиологических особеннос­тей мозга и нервной системы (задатков). сформирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обуслов­ленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей дейст­вительностью..."

Создавая методику WAIS Д. Векслер исходил из следующе­го понимания интеллекта: интеллект - это "комплексная гло­бальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодей­ствовать с внешней средой" [цит. по 11, с. 415].

Если попытаться обобщить имеющиеся определения интел­лекта, то обнаруживается, что он мыслится исследователями в основном в трех аспектах: как способность к обучению, как спо­собность к адаптации, как способность к абстрактному мышлению.

В становлении психодиагностики интеллекта большую роль сыграли теоретические взгляды Ч. Спирмена и Л. Тэрстоуна. С именем первого из этих авторов связана двухфакторная теория интеллекта. Опираясь на статистический анализ взаимосвязей различных интеллектуальных тестовых заданий, Ч. Спирмен вы­сказал гипотезу о том, что существует некий ганеральный, общий фактор интеллекта (фактор "д"), а также совокупность факторов, специфичных конкретным методикам: их материалу, требованиям к испытуемому и т. д. Реально обнаруживаемые корреляционные связи между различными интеллектуальными заданиями объясняются, тем самым, участием' в каждом из них фактора "д". И чем больше доля фактора "д" в задании, тем теснее оно коррелирует с другими заданиями. Как справедливо отмечается в работе [5, с. 154], такое толкование взаимодействия фактора "д" и специфических факторов вполне позволяет расценивать их в качестве ошибок измерения и считать теорию Ч. Спирмена однофакторной. Сущность фактора "д" виделась автору как некая "умственная энергия", наиболее четко обнару­живаемая в задачах, требующих постижения связей и отноше­ний между предметами и явлениями, а также воспроизведения этих отношений по определенной закономерности.

Л. Тэрстоун выдвинул альтернативную, мультифакторную теорию интеллекта. Данный автор разработал математико-статистический аппарат для определения минимального количества факторов, необходимых для объяснения способности к выполне­нию заданий интеллектуального теста. Мультифакторная теория постулирует существование в структуре интеллекта целого ряда независимых факторов. На основе своих исследований Л. Тэрс­тоун утверждал, что к таким "первичным" факторам относятся: словесное понимание, беглость речи, легкость (скорость и точ­ность) оперирования числовым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия.

Методическим следствием взглядов Ч. Спирмена явилось обоснование правомерности установления единой численной ха­рактеристики интеллекта (коэффициент интеллекта) испытуемо­го. Л. Тэрстоун категорически отрицал правомерность такой ха­рактеристики и настаивал на целесообразности представления результатов тестирования в виде профиля оценок по первичным факторам.

Коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient, IQ) во многих интеллектуальных тестах служит обобщающим показателем уров­ня интеллектуального развития испытуемого. Первым шагом к показателю IQ стало сформированное А. Бине понятие умствен­ного (интеллектуального) возраста. Умственный возраст факти­чески определялся через сложность тестовых заданий, которые испытуемый смог правильно решить. В. Штерн в 1912 году предложил более удобный показатель: соотношение умственного и хронологического возрастов.

IQ = ( Умственный \ Хронологический ) 100 %

возраст возраст

В таком виде этот показатель впервые представлен в мето­дике Стэнфорд-Бине. Он в более наглядном виде представляет информацию о степени развитости или отставания умственных способностей испытуемого.

Последующее использование показателя IQ постепенно об­наружило два существенных недостатка, заложенных в его кон­цепцию:

1. Данная форма определения IQ предполагает, что интел­лект линейно увеличивается с возрастом в течение всей жизни испытуемого. Практика исследований показала, что такое пред­положение не соответствует действительности.

2. С математической точки зрения сравнение величин IQ у испытуемых с разным хронологическим возрастом является не­корректным.

По этой причине указанная выше форма показателя IQ была заменена стандартным показателем IQ, в котором оценка выра­жается в величинах стандартного отклонения и показывает, как соотносится результат испытуемого с результатами репрезента­тивной выборки испытуемых соответствующей возрастной груп­пы. По мнению А. Анастази, IQ в таком виде "есть форма выра­жения уровня способностей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам" [1, с. 309]. Д. Векслер был первым, кто использовал такой способ определения показателя IQ.

Однако и стандартная форма IQ встречает ряд критических замечаний, наиболее весомые из которых сводятся к следующе­му [9, с. 113-114]:

1. Поскольку интеллект человека все же не может быть оце­нен одномерно (например, как рост человека), использование только обобщенного показателя IQ дает слишком грубое, а при исследовании здоровых людей - и неадекватное представление об интеллектуальных возможностях испытуемого.

2. Сравнение IQ с ростом невозможно еще и потому, что шкала оценок IQ не имеет абсолютного нулевого значения. В этой связи нельзя сказать, что испытуемый с IQ = 140 вдвое интеллектуальнее, чем испытуемый с IQ = 70. Точно так же объект с температурой 30°С не является вдвое более теплым, чем объект с температурой 15°С (так как их истинные "абсолют­ные" температуры равны соответственно 303 и 288 градусам).

3. Можно сомневаться в принципиальной сопоставимости оценок IQ, полученных в разных возрастных группах: потенци­альные возможности интеллекта человека обусловлены не толь­ко особенностями слагающих его интеллектуальных функций, но и в значительной степени особенностями структурных взаимо­связей этих функций, которые в показателе IQ не учитываются.

Первоначально интеллект мыслился как постепенное вызре­вание с возрастом неких врожденных задатков. Современная концепция генетической природы интеллекта утверждает, что около 80% вариаций IQ нужно отнести за счет генетических различий между людьми (Г. Айзенк, 1979). За эту точку зрения говорит тот факт, что в период обучения среднегрупповые ре­зультаты выполнения интеллектуальных тестов в значительной степени действительно устойчивы. Причем стабильность повтор­ных обследований с возрастом увеличивается. Вместе с тем, при оценке результатов однократного обследования испытуемо­го абсолютизировать неизменность его IQ было бы неправомер­но. Например, в возрастном периоде 6-18 лет, когда средне-групповые корреляции при ретестировании очень высоки, отме­чаются тем не менее сдвиги оценок IQ на 15 и более баллов у 59% детей, на 20 и более - у 37%, на 30 и более - у 9%. Причем речь идет не о случайных "выбросах", а о постоянном смещении оценок в серии обследований.

В настоящее время преимущественный акцент в проблеме роли социо-культурных и генетических факторов в развитии ин­теллекта делается на их взаимодействии.

Думается, что однозначная оценка доли того и другого в развитии интеллекта невозможна уже хотя бы потому, что "одни и те же психические свойства индивида, по данным одних ис­следований, в высокой степени обусловлены наследственнос­тью, а по данным других - обучением..." [2, с. 106].

Роль социума в развитии интеллекта вторично усиливается зависимостью от социума собственно интеллектуальных тестов. Как остроумно заметил О. Дункан (1972), если бы интеллекту­альные тесты разрабатывались в обществе охотников, то под общим интеллектом, скорее всего, понимались бы острота зре­ния, скорость бега, координация движений и т.д., а не умение оперировать словами. В 1958 году Р. Кеттелл предложил культурно-свободный тест интеллекта. По мнению этого автора, "чистый" интеллект, свободный от наслоения культуры, можно оценить, прежде всего, на основе перцептивных заданий, в ко­торых интеллект проявляется через особенности восприятия. Первый вариант культурно-свободного теста включал в себя 8 субтестов, из которых четыре Р. Кеттелл полагал свободными от влияния культуры: "Подстановка", "Классификация", "Выбор называемых предметов", "Лабиринты", "Картинки с недостающи­ми деталями", "Выполнение указаний", "Загадки", "Определение сходства".

Независимо от того, насколько оправданы надежды создать свободный от социума тест, факт значительного влияния обра­зования, возможностей приобщения к культуре на успешность выполнения интеллектуальных тестов подтвержден многочислен­ными специальными исследованиями.

Так, обследование группы испытуемых в детском возрасте и в тридцатилетнем возрасте обнаружило зависимость оценок IQ в обоих тестированиях от домашней обстановки и отношений между родителями. В других работах IQ связывался с такими параметрами как степень эмоциональной подчиненности ребенка родителям, выраженность мотивов соревновательности, стрем­лением родителей сформировать у ребенка опережающие зна­ния и навыки и т. д. С невысокими оценками соотносится уста­новка испытуемого на психологическую защиту, уход от реше­ния жизненных проблем; с повышенными оценками стремление активно преодолевать встречающиеся трудности. А. Мориарти выдвинул гипотезу о том, что индивидуальные разли­чия в механизмах преодоления жизненных трудностей являются основным фактором, влияющим на изменение IQ с возрастом.

ИНСТРУКЦИИ,

Конверт

2 балла - Любой ответ, указывающий на понимание того, что письмо должно быть немедленно отправлено по почте.

Вернуть его на почту... Послать по почте... Опус­тить в ближайший почтовый ящик... (Ответы "Отне­сти на почту" или "Отправить по почте" всегда оце­ниваются в 2 балла, независимо от того, в какой местности проживает испытуемый - городской или сельской).

1 балл - Понимание того, что письмо является чьей-то собст­венностью (при слабом представлении о том, как им распорядиться).

Отдать его милиционеру... Отнести в стол нахо­док... Попытаться найти владельца...

О баллов - Отсутствие идей о том, что делать с письмом, или о том, что письмо является чьей-то собственностью.

Не трогать его... Вскрыть его...

Воздух

2 балла - Понимание причин более чистого воздуха в сель­ской местности и причин его загрязнения в городе.

1 балл - Упоминание специфики воздуха либо только горо­да, либо только деревни.

О баллов - Непонимание причин более чистого воздуха в сель­ской местности и причин его загрязнения в городе.

Лес

2 балла - Любое объяснение использования природных явле­ний для выхода из леса или систематизированный подход к проблеме.

Попробую идти в одном направлении, используя со­лнце (или ручей, мох и т. п.)... Использую в качест­ве компаса часы (с полным объяснением метода)... Найду ручей или тропинку и пойду по ним, чтобы не кружить...

1 балл - Упоминание случайных ориентиров или одного из явлений 2-балльного ответа, но без объяснений.

По солнцу (без объяснений).,. По мху (без объясне­ний)... Пойду по тропинке... Пойду в направлении солнца... Заберусь на самое высокое дерево и по­пробую обнаружить характерные объекты на мест­ности... Буду искать межевые столбы, чтобы сориен­тироваться. ..

О баллов - Использование ненадежных или не относящихся к делу явлений, либо надежда на людей.

Попробую найти милиционера, чтобы выбраться... Буду продолжать идти... Попробую найти то место, где вошел... Буду ждать лесника... Обычно я запо­минаю дорогу, по которой шел, и иду по луне... Я стану кричать...

6. Подросток

2 балла - Упоминание двух основных причин: забота о здоро­вье и необходимость получения образования.

Для того, чтобы дать подросткам возможность полу­чить образование и достичь полного созревания...

1 балл - Упоминание одной из причин. О баллов - Неопределенное представление о причинах.

Дурная компания

2 балла - Любой ответ, содержащий идею о том, что человек изменяется к худшему, портится или получает дур­ное влияние от дурной компании.

Потому что она развращает образ мыслей челове­ка... Делает человека плохим... Вводит в искуше­ние... Чтобы самому не стать скверным... Потому что она плохо влияет на наше поведение, наши мысли... Чтобы не испортиться под ее влиянием... Потому что человек обычно начинает подражать... Становится таким, как они... Эти люди учат дурному..

щения с дурной компанией вместо обобщения всех последствий.

Разрушает репутацию... Чтобы не попасть в беду (не нажить неприятностей)... Чтобы самому не счи­таться дурной компанией... Если оставаться с ними, это будет всю жизнь приносить неприятности... Чтобы сохранить свою репутацию... В конце концов сам станешь преступником... Она учит человека быть проходимцем...

О баллов - Упоминание плохих сторон компании без дальней­ших пояснений, или идея избежания неприятностей без объяснения того, почему у человека будут не­приятности.

От плохой компании хорошего не жди... Держись лучшей компании... Затянут в такую ситуацию, где потом ничего не сможешь сделать... Потому что ни­чему хорошему не научишься... Неприятности от них... Следует избегать случайных знакомств...

Пожар

2 балла - Понимание того, что следует сообщить об этом представителям администрации - администратору или билетеру.

Сообщу об этом билетеру... Сообщу администрато­ру... Скажу человеку, закрывающему и открывающе­му двери...

1 балл - Понимание того, что ответные действие должны быть предприняты, хотя и не столь эффективные.

Включу звонок пожарной тревоги... Постараюсь поту­шить пожар или вызвать пожарную команду...

О баллов - Описание действий, которые будут создавать пани­ку и не предотвратят беды.

Закричу: "Пожар!"... Изо всех сил постараюсь вы­браться оттуда... Сохраню спокойствие... Предупрежу других людей... Убегу... Пойду к ближайшему вы­ходу... Пойду за водой...

Куй железо

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

Когда предоставляется возможность, используйте ее... Действуйте, когда время подоспело... Действуй­те, пока есть возможности для этого...

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

Когда железо горячее, оно мягкое него можно ко­вать... Действуйте сегодня... Если у вас есть хоро­шая идея, реализуйте ее, пока кто-нибудь не пере­думал...

О баллов - Непонимание того, что данное утверждение являет­ся пословицей. Ответы, касающиеся ковки железа, чеканки. Неопределенное объяснение на уровне ис­пользования преимуществ ситуации в личных целях. Буквальное перефразирование или развитие утверж­дения.

Если кто-то сердит на вас, сведите с ним счеты, когда вы оба сердиты... Это идея "сведения сче­тов"... Делай первое, что приходит в голову... Гладь одежду, пока утюг горячий... Действуй под влияни­ем своего порыва...

Брак

2 балла - Понимание необходимости как физического, так и социального созревания людей, вступающих в брак.

1 балл - Упоминание только одной из приведенных выше

причин.

О баллов - Непонимание причин.

Много шума

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

О баллов - Непонимание того, что утверждение является послови­цей, или специфические описания личного характера.

Глухой

2 балла - Знание того, что нужно слышать звуки или речь,

чтобы быть в состоянии повторить их.

Нужно слышать звуки, чтобы подражать им... Они не слышали, как говорят другие люди и не научают­ся говорить... Потому что научиться говорить можно при помощи слуха...

1 балл - Идея о том, что слух и речь соединены, без знания

того, каким образом.

Не могут слышать, потому и не говорят... Не могут слышать, как произносятся звуки... Они не в состоя­нии правильно произносить слова... Потому что он не слышит, что говорят... Не может говорить, пото­му что не может слышать...

О баллов - Отсутствие представления о взаимозависимости между способностью слышать других и овладением речью.

Это связано с гландами... Наверно, нервы плохие... Такими уж они уродились...

Планирование

2 балла - Понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной организации работы в любой отрасли труда.

1 балл - Понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (или какое-то одно из них) или упоминание лишь какой-либо одной стороны планирования.

О баллов- Непонимание необходимости и сущности планирова­ния.

Ласточка

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

Не делайте обобщений на одном примере... Не де­лайте поспешных выводов... Нельзя делать предска­зания на основе единственного случая...

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

Один признак успеха необязательно означает пол­ный успех... Одна часть - это еще не целое... Одна скрипка - это еще не струнный оркестр... Если один раз выиграл, это не значит, что будешь выиг­рывать все время... Одна птица может опередить всех остальных, а лето все еще будет далеко...

О баллов - Непонимание того, что утверждение является посло­вицей или перевод смысла пословицы на очень спе­цифический уровень.

Если ты один раз что-то хорошо сделал, ты еще не самый главный... Для лета еще много чего нужно, кроме этого... Летом целая стая ласточек прилетит... Чтобы решить проблему, много людей должно со­браться... Жизнь дана не для тривиальных вещей, а для гораздо большего...

2.3. Субтест 3 "АРИФМЕТИЧЕСКИЙ"

Инструкция. Предъявляя этот тест, не упоминайте о том, что он состоит из арифметических задач. Некоторые испытуе­мые характеризуются таким отрицательным или безнадежным отношением к своей способности решать арифметические зада­чи, что подобное вступление может неблагоприятно повлиять на выполнение ими теста. Начинайте тест, сказав только:"Теперь давайте попробуем это".

Для всех испытуемых начинайте с задания 3. Если и^ытуе-мый не справляется ни с 3-м, ни с 4-м заданием, предъявите задания 1-2. Если испытуемый не справляется с ними, прекращайте тестирование; но если он справился хотя бы с одним из них, переходите к заданию 5.

По просьбе испытуемого и в тех случаях, если налицо непо­нимание вопроса, экспериментатор может повторить задание, но не имеет права изменить его формулировку.

Временные ограничения указаны для каждого задания. На­чинайте регистрировать время в конце предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от конца первого предъявления. В Бланке фиксации результатов предус­мотрено место для регистрации времени выполнения каждого задания. В заданиях 11-14 за быстрые ответы даются дополни­тельные баллы.

Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач испытуемого.

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. 2 балла до­бавляются испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1 и 2. Если дан правильный количественный ответ, балл начисляет­ся даже в том случае, если не названы единицы измерения, например рубли и копейки. Балл начисляется также, если испы­туемый спонтанно исправляет неправильный ответ в пределах ли­мита времени. В задачах 11-14 за скорость дается дополнитель­ный балл, как показано в протоколе. Максимальная оценка - 18.

Вопросы Время Ответы

1. 'Используя кубики из Методики Косса, расположите 7 кубиков красной гранью кверху в 2 группы по три и четыре, с расстоянием в 1 см между кубиками и 5 см между группами.

Затем спросите: "Сколько здесь всего кубиков?"

Уберите кубики, прежде чем продолжать опыт. 15" 7

2. У Вас есть 3 книги и 1 Вы отдае­те. Сколько у Вас остается книг? 15" 2

3. Сколько будет 4 рубля и 5 рублей? 15" 9 руб.

4. Если человек купил карандаши на 6 рублей и дает 10 рублей, сколько он должен получить сдачи? 15" 4 руб.

5. Сколько килограммов в 2,5 центне­рах? 15" 250 кг

6. Ученик купил 6 тетрадей по 25 рублей. Сколько он истратил денег? 30" 150 руб.

7. Сколько пирожков можно купить на 36 рублей, если один пирожок стоит 6 рублей? 30" 6 пирожков

8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час? 30" 8 часов

9. Если человек покупает 7 двухрублевых марок и дает полтинник, сколько он должен получить сдачи? 30" 36 руб.

10. Из 18-ти рублей израсходовано 7 руб. 50 коп. Сколько денег осталось? 30" 10 руб. 50 коп. 1 1. 11.Цена двух банок зеленого горошка 31 рубль. Сколько стоит 12 банок? 60" 186 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")

12. Человек приобрел подержанную мебель за 2/3 стоимости новой. За это он заплатил 400 рублей.

Сколько стоит новая мебель? 60" 600 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")

13. 1-й сорт пальто стоит 60 рублей, 2-й сорт стоит на 15% дешевле 1-го. Сколько стоит 2-й сорт? 60" 51 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-15")

14. 8 человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потре­буется, чтобы закончить эту рабо­ту за полдня? 65" 96 чел. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-20")

2.4. Субтест 4 "СХОДСТВО"

Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с задания 1. Предъявляйте задание со словами:"В чем сходство между пальто и платьем?" Если испытуемый отвечает, что и то и другое одежда или что их носят, скажите:"Хорошо" и перехо­дите к заданию 2.

Если испытуемый указывает на различие, не может отве­тить или говорит, что между пальто и платьем нет сходства, оцените его ответ в 0 баллов и скажите:"Сходство между ними состоит в том, что оба являются одеждой, и то и другое шьют из ткани, люди одевают их на тело, оба сохраняют тепло" и затем переходите к зада­нию 2.

Спросите: "Ну,а в чем сходство между собакой и львом?" Не помогайте испытуемому в этом и последующих за­даниях. Все задания предъявляйте одинаковым образом.

Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов). Максимальная оцен­ка - 26.

Задания теста

1. Пальто - платье 8. Воздух - вода

2. Собака - лев 9. Глаз - ухо

3. Топор - пила 10. Поощрение - наказание

4. Апельсин- банан 11. Яйцо - зерно

5. Стол - стул 12. Муха - дерево

6. Север - Запад 13. Древесина - спирт

7. Поэма - статуя

Критерии оценки и примерыответов к субтесту "Сходство"

Общие критерии оценки в 2, 1 или 0 баллов для всех зада­ний таковы: 2 балла - любое родовое понятие, под которое в основном

подпадают оба члена пары;

1 балл - любые специфичные признаки, общие для обоих членов пары, устанавливающие любое разумное по­добие между ними;

О баллов - специфичные признаки каждого из членов пары; не­уместные обобщения, различия.

Приведенные ниже примеры представляют собой некоторые типичные ответы, полученные в стандартизующей популяции, и иллюстрируют процесс оценки. Слова "Оба являются..." или "У обоих есть..." можно понимать как предшествующие большинст­ву ответов.

Пальто - платье

2 балла- Одежда... Предметы одежды... Наряд... Обмундиро­вание. ..

1 балл - Сделаны из ткани... Помогают сохранить тепло... Их носят... Ими прикрывают тело... Вещи, которые на­деваются...

О баллов - Пальто теплее, чем платье... Сделаны из одного и того же материала... Пальто надевается поверх пла­тья... Оба имеют пуговицы...

2. Собака - лев2 балла - Животные... Млекопитающие...

1 балл - У них лапы... Мех... Хвосты... Принадлежат к одно­му виду...

О баллов - Похожи внешне... Лев рычит, собака лает... Опасны...

Топор - пила

2 балла - Инструменты... Рассекающие орудия...

1 балл - Используются плотником... Ими расчленяют на части... Металлические изделия...

О баллов - Сделаны из металла... Люди боятся их... У них есть

ручки... Ими пилят и рубят...

Апельсин - банан

2 балла- Фрукты

1 балл - Пища... То, что едят... Покрыты кожурой... Одинако­вого цвета... Растут... Содержат витамины...

О баллов - Круглые... Одинаковой формы... Содержат калории...

Стул - стол

2 балла - Мебель... Предметы мебели...

1 балл - Предметы домашнего хозяйства... Находятся в кухне и в ресторане... Используются во время еды...

О баллов - Стол - для того, чтобы за ним есть, стул - чтобы на нем сидеть... Имеют по четыре ножки... Деревян­ные предметы...

6. Север - запад

2 балла - Направления... Стороны света... Компасные точки... 1 балл - Указывают вам, куда вы идете... Места на карте... О баллов - Расстояние... Можно пойти в обе стороны...

7. Поэма - статуя

2 балла - Произведения искусства... Художественные творе­ния... Выражение художественных чувств...

1 балл - Сделаны человеком... Символичны... Красивые вещи... Волнуют чувства... Являются памятниками -заставляют помнить... Рассказывают о чем-то... Вы­ражают чувства или идею...

О баллов - Поэма описывает статую... Созданы знаменитыми людьми... Безжизненные (неодушевленные)... Поэму читают, а на статую смотрят... Нравятся людям... Если хорошие, то сохраняются надолго...

Воздух - вода

2 балла - Необходимы для жизни... Воздух необходим, чтобы жить, и вода необходима, чтобы жить... Необходи­мы для функционирования человеческого тела... Без них невозможно жить... Стихии... Составные части атмосферы... Геосфера...

1 балл - Элементы... Содержат кислород... Помогают нам жить... Средства передвижения... Нужны оба... Текучи...

О баллов - Всюду на земле... Продукты природы... Содержат воду... Дары природы... Дышим воздухом и пьем воду... Воздух - вещество и вода - вещество... Все время перемещается, точно так же вода все время перемещается... В облаках...

Глаз - ухо

2 балла - Органы чувств или восприятия... Рецепторы стиму­лов...

1 балл - Органы... Части тела... Через них мы получаем зна­ния. ..

О баллов - Необходимы человеку... Глазом видим, ухом слы­шим... Оба открываются наружу... Сообщают нам о том, что говорится... Читаем по губам и слышим ухом то, что произносится... Оба нужны человеку...

Поощрение - наказание

2 балла - Дисциплинарные меры... Способы критической оцен­ки... Меры воздействия на поведение других... Ме­тоды стимулирования...

1 балл - Для воспитания людей... Для выражения своего от­ношения... Используются для того, чтобы привестилюдей в определенное эмоциональное состояние... Способ добиться выполнения дела...

О баллов - Делать полезное человеку... 11. Яйцо - зерно

2 балла - Начало жизни... Воспроизводят то, из чего они сами произошли... Зародыши (эмбрионы)... Из того и из другого происходит потомство...

1 балл - Из обоих вырастают живые существа... Произво­дят... Дают жизнь (при неполном объяснении)... Могут создавать... Покрыты оболочкой... Из обоих что-то вырастает... Средства размножения (при не­полном объяснении)...

О баллов - Растут... Пища... Одно происходит из другого... И то и другое можно есть... Имеет желток... Круглые...

Муха - дерево

2 балла - Живые существа... Имеют жизнь...

1 балл - Дышат... Растут... Нуждаются в пище... Творения природы... Нуждаются в солнечном свете для жизни...

О баллов - Поднимаются в вышину на открытом воздухе... У мухи есть крылышки, а у дерева - листья... Муха маленькая, а дерево большое... Полезны для чело­века... Способны размножаться...

Древесина - спирт

2 балла - Органические соединения... Содержат углерод... Уг­леводороды...

1 балл - Горят... Используются в промышленности... Исполь­зуются как горючее (топливо)...

О баллов - Продукты дерева... Спирт производят из древеси­ны... Полезны... И то и другое может сбить с ног...

2.5. Субтест 5 "ПОВТОРЕНИЕ ЦИФР"

Следующие задания - повторение цифр в прямом и обрат ном порядке - предъявляются раздельно. В обоих тестах произ носите цифры со скоростью 1 цифра в секунду, не объединя! цифры в группы. Понижайте голос на последней цифре серии Номер серии указывает на количество цифр в данном задании.

Деньги

2 балла - Металлические монеты и бумажные знаки, являю­щиеся мерой стоимости при купле-продаже. Капитал, средства.

Всеобщий эквивалент... На них можно все купить... Средства платежа, обращения... Богатство... Достаток...

О баллов - Бумажные... Большие... Разного цвета...

Завтрак

2 балла - Утренняя еда до обеда; первый прием пищи, или еда, которую едят во время первого приема пищи.

То, что едят утром... Утренняя еда... Ранняя еда... Прием пищи утром... Самый важный прием пищи -первый... Еда... То, что едят...

О баллов - Завтрашняя еда... 3.Корабль

2 балла - Крупное морское судно. Средство передвижения, на котором путешествуют или перевозят что-либо по воде или по воздуху.

Пароход... Судно... Вид транспорта... Фрегат... Плавает по морю... Имеет паруса...

О баллов - Ехать на нем... То, на чем люди ездят - или на чем перевозят что-нибудь другое... Люди передвигаются на нем или воюют - как линейный корабль...

4. Смелый2 балла - Отважный, храбрый, дерзающий, нескромный.

Не знающий страха, не боящийся опасностей... Не боящийся трудностей, препятствий, решительный... Бесстрашный... Мужественный... Безбоязненный... Неустрашимый... Дерзновенный... Новый, необыч­ный (например, "смелая рифма")... Не смущающий­ся в общении с другими, неробкий... Не совсем приличный, нескромный...

1 балл - Отчаянный... Лихой... Бравый... Нахальный... Дерзкий... Наглый... Рискующий...

О баллов - Громкий, шумный... Хвастливый... Откровенный...

5. Зима

2 балла - Самое холодное время года. Время года, когда сол­нечные лучи имеют наибольший наклон. Сезон в году между осенью и весной.

Самое холодное время года... Последний сезон в году, после осени... Время года, когда солнце ниже экватора... Холодные месяцы... Сезон льда и снега -холодный сезон...

1 балл - Идея только сезона или холодной погоды.

Холодная погода... Когда все замирает и отдыхает... Когда холодно... Противоположность лета... Холод­но так, что нужно тепло одеваться... Время года (без указания на то, что холодное время года)...

О баллов - Климат... Изменение погоды...

6.Спешить

2 балла - Стараться делать, исполнять что-нибудь как можно

скорее. Торопиться.

Торопиться, ускорять, увеличивать скорость... Быстро выполнять... Быстро идти, нестись... Поторапливаться... Убыстрять темп... Делать что-то

Наши рекомендации