Имеющих фонетические и фонетико-фонематические

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА»

Возраст детей 4 – 6 лет

Программа рассчитана на 2 года

Учитель – логопед Андреева С. Ю.

Г. Ковдор, 2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов обследования развития речи детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида № 5 «Теремок» показал, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие.

Психофизические особенности детей с ФФН. Эти дети находятся в группе риска: обладая нормальным слухом и интеллектом, они имеют недоразвитие речи, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. У них наблюдается также нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития. Для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, полному усвоению школьной программы в будущем.

Решение проблемы требует введения в логопункте МДОУ программы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Настоящая рабочая программа создана на основе программы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Каше К.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.) и программы «Детство: программа развития и воспитания в детском саду» В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной (СПб.: 2001 г.) с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта.

Цель: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4 – 6 лет, формирование полноценной фонетической системы языка.

Задачи: 1) Формирование полноценных звукопроизносительных навыков. 2) Развитие фонематического слуха и элементарных фонематических языковых операций. 3) Обогащение словаря, развитие внимания к морфологическому составу слова и способам образования слов. 4) Формирование грамматического строя речи. 5) Развитие связной речи в процессе формирования фонетических и фонематических навыков.

Основное направление работы – коррекция звукопроизношения и фонематических процессов нарушенных звуков, проводимая по индивидуальным перспективным планам. В соответствии с принципом комплексности будет осуществляться развитие лексико-грамматического компонента и связной речи.

Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.

В связи с необходимостью дифференцированной коррекции основная форма логопедической работы – индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество детей в подгруппе – 2-3 человека, имеющих сходный дефект. Состав детей в подгруппах меняется в течение года в зависимости от динамики достижений в коррекции речи.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4-6 лет. Количество занятий по программе – 2-3 занятия в неделю. Время индивидуальных и подгрупповых занятий: средняя группа – 15 минут, старшая и подготовительная группы – 20 минут.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

- Этиопатогенетический.

- Принцип системности и учёта структуры речевого нарушения.

- Принцип дифференцированного подхода.

- Принцип поэтапности.

- Онтогенетический принцип.

- Принцип учёта ведущей деятельности.

- Принцип обходного пути.

Используемые в коррекционном процессе методы обучения:

Практические

Упражнения

Подражательно-исполнительские

Творческие

Речевые

Игровые

Игры Дидактические

Подвижные

Творческие

Моделирование Знаково-символическое

Наглядные

Наблюдение

Рассматривание рисунков, картин, схем

Просмотр профилей артикуляций

Прослушивание магнитофонных записей

Показ образца задания, способа действия

Словесные (*в работе с дошкольниками сочетаются с практическими и наглядными)

Рассказ

Пересказ

Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями

Словесные приёмы

Показ образца

Пояснение

Объяснение

Педагогическая оценка

Коррекционно-диагностическое направление работы в логопункте будет осуществляться следующими способами:

1. Диагностика уровня речевого развития дошкольников, составление речевых профилей по каждой возрастной группе ДОУ (с 1 по 30 сентября), зачисление детей на логопункт.

2. Обследование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников (октябрь). Рекомендации по данному направлению педагогам групп.

3. Промежуточное логопедическое обследование (январь). Прослеживание динамики речевого развития детей с речевыми нарушениями, движение детей в логопункте.

4. Итоговое логопедическое обследование (апрель, проводится специалистами РОО).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации