VI. Развитие фонематических представлений.
Игра «Кляксы».
На плакате написаны в столбик слова (рядом могут быть наклеены соответствующие предметные картинки). Все слова имеют общий слог, на месте которого — большая клякса.
Дети читают слова (называют картинки), определяют общий слог и его место в словах.
Например:
Воробышек, корова, ворона, горошек, мороженое.
Рама, ранец, радуга, ракушка, раковина.
VII. Домашнее задание.
1. Придумать предложения к картинкам из альбома.
2. Найти в них слова со звуком [р].
3. Дать устный анализ слов со звуком [р].
VIII. Подведение итогов работы.
IX. Индивидуальная работа.
Урок 15
Автоматизация звука [р] в предложениях
Лексическая тема: Устное народное творчество.
Цель: автоматизировать звук [р]в предложениях, работать над развитием фонематического анализа, развивать мыслительные процессы.
Оборудование: зеркало, игрушки, предметные картинки, альбомы, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Работа над артикуляционной моторикой.
1. Упражнение «улыбка» — «трубочка» (при произнесении гласных у — и).
Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.
Купи кипу пик.
2. Работа над широким раствором рта — «трубочкой» (при произнесении гласных а — у).
Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её:
Эта дуда и туда и сюда.
3. Работа над «улыбкой» — «коробочкой» (при произнесении гласных и — ы).
Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.
На былинке пылинка, пылинка на былинке.
IV. Коррекция изолированного звука.
Логопед демонстрирует игрушечных домашних животных — кошку, собаку.
Дети по очереди имитируют урчание кошки и рычание собаки (меняя высоту голоса).
V. Автоматизация звука [р] в слогах.
Дети (по тетради) читают слоговые таблицы уроков № 8-10.
VI. Автоматизация звука [р] в словах.
Логопед показывает детям предметные картинки слов, которые встречаются им на уроке.
Дети произносят слова.
Топоры, каравай, перо, овраг, сорока, розы, горох, мороз.
VII. Автоматизация звука [р] в предложениях. Фонематический анализ слов.
Проверка домашнего задания.
VIII. Работа над звуком [р] в пословицах и поговорках.
1. Игра «Прочитай по карточкам».
О дружбе
Ссора до добра не доведёт.
Добро век не забудется.
Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.
О труде
Раньше встать — много успеть.
Кто не работает — тот не ест.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.
О Родине
Человек без Родины — соловей без песни.
Тот герой, кто за Родину горой.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
О природе
Растение — от оврагов спасение.
Без рос и овёс не рос.
О грамоте
Написано пером — не вырубишь топором.
Пишут не пером, а умом.
2. Игра «О чём эти пословицы?».
Дети читают пословицы по карточкам и озаглавливают каждую.
а) Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
Мир не без добрых людей.
Для друга семь вёрст — не околица.
б) Не сиди с ложа руки.
Большой говорун — плохой работник.
Каков столяр — таков у него и инструмент.
в) Грамота — к мудрости ступенька.
С грамотой — вскачь, без грамоты — хоть плачь.
г) Труд человека кормит, а лень — портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
IX. Работа над звуком [р] в скороговорках.
Логопед (говорит и отбивает ритм): От топота копыт пыль по полю летит.
Дети учатся произносить скороговорку в медленном, среднем и быстром темпе.
1. Игра «Повтори».
Логопед: Достань, рыбак, рыбу со дна.
Рыбак рыбака видит издалека.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
На острую косу много покосу.
Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше.
Дети повторяют.
2. «Дополни по картинкам».
|
До поры лежали
|
|
|
Был бы покос, да настал
X. Домашнее задание.
1. Записать в тетрадь пословицы с карточек (каждому ребёнку по карточке).
2. Найти в них слова со звуком [р].
3. Уметь дать устный анализ этих слов.
XI. Подведение итогов работы.
XII. Индивидуальная работа.
Урок 16
Автоматизация звука [р] в предложениях
Лексическая тема: Грибы.
Цель: автоматизировать звук [р] в предложениях, работать над развитием фонематического восприятия и анализа, развивать мыслительные процессы.
Оборудование: зеркала, игрушки, предметные картинки, тетради, счётные палочки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.