Организационный момент. Упражнение «Волшебные шары».
[Совершенствование навыка осознанного чтения слов с буквой Хх.]
Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ними, приглашает пройти к магнитной доске, на которой закреплено изображение елочки. На елочке висят разноцветные шары. На каждом шарике написан слог (му, ха, Хом, ка, ха, та, тах, та).
Логопед. Подойдите к елочке. Снимите с нее по два слога. Садитесь за стол.
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь положите шарики на стол и выберите по два слога, из которых можно составить слово. Первый слог вашего слова должен быть написан на красном шарике, а второй — на синем.
Дети составляют, читают и объясняют слова: муха, Хомка, хата, тахта.
Логопед. Отлично! Вы очень хорошо справились с первым заданием. Сегодня мы продолжим разговор про новогодний праздник, будем играть и читать.
Логопед убирает плоскостные изображения шариков.
2. Игра «Украсим елки».[Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).1
Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение еще одной елочки.
Логопед. Посмотрите на елки и сравните их.
Дети. Одна елка большая, а другая маленькая.
Логопед. Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая».
1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая.
2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая.
3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая.
4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.
Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями игрушек для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку.
Логопед. А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».
1-й ребенок. Я украсил большую елку большой голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой голубенькой сосулечкой.
Аналогично составляют предложения остальные дети. Логопед оценивает работу детей.
3. Отгадывание загадки.[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Совершенствование навыка слогового анализаслов. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]
Логопед убирает контейнер с плоскостными изображениями игрушек и маленькую елочку, а большую елку оставляет на доске.
Логопед. Эта елка поможет вам выполнить следующее задание — отгадать мою загадку.
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему? В. Данько
Дети. Елка.
Логопед. Как вы догадались?
Дети дают подробное объяснение.
Логопед, А запомнили ли вы, о каких украшениях говорится в загадке? Перечислите их.
Дети. Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звезды, снежинки, флажки.
Логопед. Давайте разделим эти слова на слоги прохлопыванием. Сильный, ударный слог мы будем еще и протопывать.
Дети вместе с логопедом выполняют задание.
Логопед. Чудесно! А было ли среди названий украшений название, содержащее звук [х]?
Дети. Было. Это слово хлопушка.
Логопед. На каком месте в этом слове стоит звук [х] ?
Дети. Звук [х] стоит в начале слова.
Логопед. Какие вы молодцы! Похлопайте себе.
Логопед убирает изображение елочки с магнитной доски.
4.Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Новогодний праздник».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Новогодний праздник».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
6. Игра «Что везет лошадка?» [Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.]
Логопед приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф, стоящий перед детьми, плоскостное изображение лошадки с тележкой, рассыпает на ковре предметные картинки.
Логопед. Давайте погрузим в тележку предметы, в названиях которых есть звук [ж], и составим об этом предложения. Я надеюсь, вы будете правильно произносить звук [ж].
Дети прикрепляют в тележку предметные картинки на «липучках» и комментируют свои действия.
1-й ребенок. Я погружу в тележку пружину.
2-й ребенок. Ая положу в тележку этажерку. (И т.п.)
Логопед оценивает работу детей и убирает игру с коврографа.
7. Упражнение «Помоги Хрюше». [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).]
Логопед раздает детям открытые буквари.
Логопед. Вы правильно определили место звука [х] в слове хлопушка. Посмотрите на правую страницу. Давайте поможем Хрюше увидеть предметы, в названиях которых есть этот звук, и определим его место в словах.
Дети находят на картинке и называют мухомор, хлеб, халат, петуха, муху, хлопушку, а потом определяют место звука [х] в словах.
8. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает недорисованные картинки (рис.27), ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на рисунок. Что хотел нарисовать художник?
Дети. Художник хотел нарисовать елку.
Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте вторую половину елки.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь цветными карандашами раскрасьте сначала игрушки, а потом и елку.
Эту часть задания дети могут доделать в вечерний отрезок времени. После завершения работы логопед предлагает детям оценить работу друг друга и выдает им наклейки за старание.
9. Пение песенки «Синий шар»1.Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.
Логопед убирает картинки и контейнер с карандашами и предлагает детям пройти на коврик.
1 Гавришева Л. Б., Нцщева Н. В. Логопедические распевки.— СПб. .ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1005.
Логопед. На прошлом занятии вы очень хорошо спели песенку про елочку. Давайте сегодня споем песенку «Синий шар». Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно.
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.
Синий шар купили Светке,
Вот какой красивый.
Он теперь висит на ветке
И похож на сливу.
Н. Нищева
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать о том, что им было особенно интересно делать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к]). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных исловах с ними.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого дыхания, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование.Наборное полотно, коврограф; маленькие пластиковые бутылочки, наполненные конфетти, со вставленными в крышку соломинками для коктейля по числу детей; небольшой резиновый мячик; контейнер с ватными палочками, влажные гигиенические салфетки; «Мой букварь» по числу детей, большие синие и красные пластмассовые или деревянные кружки для звукового анализа, мешочек с елочными игрушками.
Предварительная работа. Выполнение упражнения «Моторчик» и проговаривание слогов с сочетанием -др- на «Моторчике» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед встречает детей в дверях, организует приветствие, приглашает пройти за столик, но котором стоит контейнер с чечевицей и лежат листы бумаги с нарисованным на них контуром елочки.
Логопед. Садитесь удобно и приступайте к выполнению первого задания. Вы должны на своем листочке из чечевицы выложить контур елочки. Победит тот, кто выполнит работу быстро и аккуратно.
Дети выполняют задание, а потом вместе с логопедом подводят итоги соревнования.
2. Упражнение с мячом «Быстро отвечай». [Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Развитие диалогической речи.]
Логопед предлагает детям ссыпать чечевицу в контейнер, убирает контейнер и листы, достает мячик. Если логопед сочтет это задание сложным, то можно поместить на магнитную доску сюжетные картинки в качестве зрительной опоры.
Логопед. Поиграем с мячиком в игру «Быстро отвечай». Я качу вам мячик и задаю вопрос. Вы ловите мячик, отвечаете на вопрос и катите мячик мне обратно. Что вы только что делали?
1-й ребенок. Мы выкладывали контур елочки чечевицей.
Логопед. Что делает Дед Мороз с игрушками, когда готовит подарки детям?
2-й ребенок. Дед Мороз раскладывает игрушки по пакетам.
Логопед. Что он делает потом с этими пакетами?
3-й ребенок. Он складывает их в мешок.
Логопед. Что он делает с мешком, когда подходит к саням?
4-й ребенок. Он укладывает мешок в сани.
Логопед. Какие похожие слова звучали в ваших ответах? Дети. Выкладывали, раскладывает, складывает, укладывает. Дети. Правильно. И все эти слова образованы от слова класть и составляют с ним одну семейку. Логопед убирает мяч.
3. Упражнение «Новогодний салют». [Развитие длительного плавного направленного выдоха.]
Логопед предлагает детям выйти на ковер и раздает им бутылочки с конфетти.
Логопед. Давайте устроим новогодний салют. Возьмите бутылочку правильно, сделайте вдох, дуйте в соломку долго, плавно, не надувая щек.
Упражнение проводится не более четырех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при вдохе и не надували щеки при выдохе.
4. Упражнение «Моторчик».[Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».
5. Упражнение «Повтори за мной».[Автоматизация правильного произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма-ежна.
6. Упражнение «Читай и различай».[Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения.]
Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им открытые буквари.
Логопед. А теперь давайте почитаем, выполним задание рядом с желтым кружком.
1-й ребенок. Хо-ко.
2-й ребенок. Ху-ку.
3-й ребенок. Ко-хо.
4-й ребенок. Ку-ху.
1-й ребенок. Ход-кот.
2-й ребенок. Муха-мука.
3-й ребенок. Кот-ход.
4-й ребенок. Мука-муха.
Логопед. А предложение мы прочитаем все вместе.
Дети. Мох намок — намок мох.
Логопед. Отлично! Похлопайте себе.
7. Звуковой анализ словауха. [ Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед достает контейнер с красными и синими кружками.
Логопед. А теперь посмотрите на картинку под предложением. Кто это?
Дети. Это осы.
Логопед. Что обозначают кружки под картинкой?
Дети. Они обозначают звуки.
Логопед. Сколько звуков в слове осы.
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Назовите их по порядку.
Дети. О, с, ы.
Логопед. Хорошо. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Что это?
Дети. Это уха.
Логопед. Что такое уха?
Дети. Это рыбный суп.
Логопед. Верно. Сколько звуков в этом слове?
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук первый? И что вы можете сказать о нем?
Дети. Звук [у]. Он гласный. Мы обозначаем его красным кружком.
Логопед ставит на наборное полотно красный кружок.
Логопед. Какой звук второй? Расскажите и о нем.
Дети. Звук [х]. Он согласный твердый. Мы обозначим его синим кружком.
Логопед ставит синий кружок после красного.
Логопед. Какой звук третий? И что вы знаете о нем?
Дети. Звук [а]. Он гласный. Мы обозначим его красным кружком.
Логопед ставит после синего красный кружок.
Логопед. Мы с вами составили схему слова уха.
Можно поупражнять детей в работе по схеме слова. Логопед показывает любой кружок в схеме, а дети произносят соответствующий ему звук.
8. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»[Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Логопед приглашает детей на коврик и берет в руки мяч.
Логопед. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» вам уже знакома. Я бросаю мяч и говорю, из чего сделана елочная игрушка. Вы ловите мяч, говорите, какая эта игрушка, и возвращаете мяч мне.
Логопед. Шарик из стекла.
1-й ребенок. Стеклянный шарик.
Логопед. Шишка из пластмассы.
2-й ребенок. Пластмассовая шишка.
Логопед. Снеговик из ваты.
3-й ребенок. Ватный снеговик.
Логопед. Флажок из бумаги.
4-й ребенок. Бумажный флажок.
Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание!
9. Игра «Волшебный мешочек».[Развитие связной речи (придумывание загадок-описаний).]
Логопед убирает мяч и достает мешочек с игрушками.
Логопед. А сейчас вам предстоит придумать загадки-описания о елочных игрушках, которые лежат в мешочке. Вы по очереди будете опускать руку в мешочек и описывать игрушку, которая нам попалась, не называя ее. Если вы правильно опишете игрушку, ваши друзья легко отгадают загадку.
1-й ребенок. Он большой, круглый, гладкий, легкий, стеклянный. У него есть петелька, за которую его вешают на елку. Что это?
Дети. Это шарик.
Логопед достает шарик из мешка и демонстрирует его детям Все аплодируют автору загадки. Аналогично составляют загадки все дети.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.) Логопед убирает мешочек и предлагает детям подвести итог занятия, рассказать о тех заданиях, которые они выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
Январь, 2-я неделя
Лексическая тема «Мебель».
Звуки [х], [х'], [к], [к'1, [г], [г']
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлении о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление знаний о предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, макет «Детская комната», плоскостные изображения мебели для детской комнаты и игрушек, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о домашней мебели по предложенному плану. Повторение пальчиковой гимнастки «Много мебели в квартире».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель».]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. предлагаемвстать около стульчиков, стоящих вокруг стола.
Логопед. Сядет тот, кто назовет мебель, изображение которой лежит перед ним.
Дети по очереди выполняют задание.Логопед помещает на магнитную доску макет детской комнаты.
Логопед. А теперь давайте расставим мебель в детской комнате.
Дети расставляют мебель.
2. Игра «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)]
Логопед достает плоскостные изображения игрушек.
Логопед. В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажет, где они стоят.
Логопед расставляетигрушки, а дети комментируют его действия,
1-й ребенок. Мишка сидит на кровати.
2-й ребенок. Мяч лежит под стулом.
3-й ребенок. Самолет висит над столом.
4-й ребенок. Машинка стоит на полке в шкафу.
Логопед, Очень хорошо. Молодцы!
3. Работа к тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает макет с магнитной доски, раздает детям тетради, ставит па стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради, посмотрите на левую страничку. Что вы видите?
Дети. Мы видим стол и стул.
Логопед. Послушайте о чем моя загадка.
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел. Всех к себе собрал.
Дети отгадывают загадку и объясняют, как они это сделали.
Логопед. Подумайте, какой карандаш нам нужен, чтобы обвести и раскрасить стол.
Дети. Желтый или коричневый, потому что стол деревянный. Логопед. Хорошо. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
4. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие ловкости]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и образовать круг, а потам берет в руки мяч.
Логопед. Давайте попробуем разделить названия мебели на слоги. Я буду бросать вам мяч и произносить название мебели, вы будете ловить мяч, делить название на слоги и возвращать мяч мне.
Логопед и дети играют в мяч, дети делят на слоги слова: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка. Логопед оценивает старание детей и убирает мяч.
5. Игра «Сели-встали». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация туков [к]—[х])]
Логопед предлагает детям свободно разойтись по ковру.
Логопед. А теперь я проверю, как вы умеете внимательно слушать. Я буду произносить названия мебели, а вы будете приседать, если услышите звук [к] и вставать на носочки, если услышите звук [х].
Логопед произносит названия мебели (кровать, комод, тахта, стенка, полка, шкаф), а дети выполняют соответствующие действия.
6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р]
Логопед приглашает детей к зеркалу,предлагает протереть руки влажными салфетками, а потам сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дро, дрэ, дру «Моторчике».
7. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизации правильного произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук /ж/, и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма -ежна, а затем слова с ними («Будем говорить правильна», стр. 36).
8. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением]
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших
А в буфет поставим чашку. на обеих руках,
Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Н. Нищева
9 Пение песенки «Стул»1, [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.)
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.
Логопед и дети.
Это стул. Сиденье, спинка,
А на спинке две картинки.
А еще четыре ножки.
Чтоб сидеть под стулом кошке.
Н. Нищева
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]
Логопед выключает магнитофон и предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Он положительно оценивает работу детей,
1 Гавришева Л.Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.— СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматическою строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыков чтения, звукового и слогового анализа слов. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым слогом: полка, кровать, диван).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильной чувствительности, координации речи е движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Наборное полото, магнитная доска, предметные картинки с изображениями мебели, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, картинки «Помоги Пете» по числу детей, контейнер с карандашами, тетрадь № 2 по числу детей, игра «Разложи вещи».
Предварительная работа. Коллективное составление плана рассказа-описания мебели.
Ход занятия
1. Организационный момент. [(Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове)]
Логопед приглашает детей в кабинетк столу и организует приветствие,
Логопед. Посмотрите на предметные картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено?
Дети. Мебель.
Логопед. Пусть сядут те дети, на картинках у которых мебель, название которой начинается со звука [к].
Садятся те дети, у которых на картинках нарисованы комод, кровать,
Логопед. Теперь сядут те дети, у которых звук [к] находится в середине названия мебели.
Садятся те дета, у которых на картинках нарисованы шкаф и полка.
Логопед. Молодцы!
2. Слоговое лото «Мебель». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед отодвигает картинки на середину стола и добавляет к ним еще несколько картинок с изображениями мебели: дивана, буфета, кресла, тахты, стула, стола, пуфа, кушетки, качалки, табурета. Он предлагает детям назвать картинки, а потом раздает игровые поля для игры в лото (рас, 29).
Логопед. Выберите картинки с мебелью, в названии которой по сколько слогов, сколько точек нарисовано вкаждом квадрате вашего игрового поля. Закройте квадраты соответствующими картинками. Победит тот, кто первым выполнит задание.
Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, и останавливает игру, если допущена ошибка. Играющий сам исправляет ошибку. Если он затрудняется, ему помогают другие дети. Логопед определяет победителя и награждает его наклейкой.
3. Игра «Помоги Пете», [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование слоговой структуры слова (двусложные слова с одним закрытым
слогом: полка, кровать, диван),]
Логопед убирает лото и помещает на магнитную доску картинку.
Логопед. Расскажите, какая мебель стоит в Петиной комнате, Обязательно отметьте, что где стоит.
1-й ребенок. У окна стоит стол.
2-й ребенок. Возле стола стоит шкаф.
3-й ребенок. Перед шкафом стоит стул.
4-й ребенок. На шкафу стоит табурет.
1-й ребенок. За столом стоит кровать.
2-й ребенок. Посреди комнаты стоит кресло.
3-й ребенок. У стены стоит диван.
4-й ребенок. Над диваном висит полка.
Логопед. Великолепно! Это было очень трудное задание.
4. Упражнение «Раскрась картинку»,[Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).)
Логопед раздает детям ксерокопии картинки «Помоги Пете» (рис.30),ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. А теперь возьмите простой карандаш и обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.
Дети выполняют задание,
Логопед. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Рассказывайте по плану, который вы составили с Ниной Николаевной.
1-й ребенок. Я раскрасила диван. Он новый, мягкий, удобный, полосатый. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На нем лежат подушки. На диване можно посидеть и почитать книгу.
Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает определить лучшего рассказчика и награждает его наклейкой.
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»[Развитие тонкой моторики, координации речи сдвижением, (Повторение, См. Занятие 1. Тема «Мебель».)]
Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчиковуюгимнастику.
6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного произношения звука [р],]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».
7. Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизация правильного произношения звука (ж) в словах и предложениях с ним.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним предложения («Будем говорить правильно», стр. 36—37).
8. Упражнение «Разложи вещи». (Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [к] – [г] - [х]).]
Логопед вновь приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф плоскостные изображения шкафа для игрушек, полки и буфета, а на ковре рассыпает картинки с изображениями игрушечных гантелей, погремушки, гармошки, кувшина, стакана, чашки, хлеба и халвы.
Логопед. Посмотрите па картинки и назовите их.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь расположите вещи таким обратом: в шкаф — все предметы, в названиях которых есть звук [г], на полку — все предметы, в названиях которых есть звук [к], в буфет все предметы, в названиях которых есть звук [х].
Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Логопед оценивает их работу.
9. Работа в тетради № 2. [Развитие навыка звуковою анализа слов.]
Логопед. Откройте Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетрадь. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхнем левом углу?
Дети. Это кастрюля и тарелка с ухой.
Логопед. Раскрасьте их.
Дети выполняют и это задание.
Логопед. Прочитайте слово рядом с картинкой.
Дети. Уха.
Логопед. Посмотрите на кружки, нарисованные под словом. Мы должны раскрасить их, нарисовать схему слова. Что обозначает первый кружок? Каким он будет?
Дети. Первый кружок обозначает звук [у]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [у] — гласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Что обозначает второй кружок? Каким он будет?
Дети. Второй кружок обозначает звук [х]. Мы раскрасим его синим карандашом, потому что звук [х] — согласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Что обозначает третий кружок? Каким он будет?
Дети. Третий кружок обозначает звук [а]. Мы раскрасим его красным карандашом, потому что звук [а] — гласный.
Дети раскрашивают кружок.
Логопед. Молодцы Вы правильно нарисовали схему. Сколько звуков в слове уха?
Д е т и. В этом слове три звука.
Логопед. Сколько гласных в этом слове?
Дети. Два гласных.
Логопед. Сколько согласных в этом слове?
Дети. Один согласный.
Логопед. Отлично. Закройте тетради.
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Он положительно оценивает работу детей.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря но теме «Мебель». Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления; артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, картинки с изображениями мебели, схемы слов, музыкальный мячик, резиновый мяч среднего размера, рисунки по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнеры с гречкой, карточки с контурным изображением стула.
Предварительная работа. Упражнения в назывании частей мебели на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям выбрать по одной картинке из контейнера. С картинками в руках дети подходят к столу, на котором лежат схемы слов (рис. 31).
Логопед. Положите картинки перед собой. Внимательно посмотрите на схемы, лежащие на столе. Квадраты обозначают количество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, которая есть в этом слоге. Подберите схему к названию выбранной вами мебели и положите ее под свою картинку.
Дети выполняют задание. Логопед следит т правильностью его выполнения и предлагает детям прокомментировать свои действия.
1-й ребенок. У меня на картинке шкаф. В этом слове один слог и одна гласная буква А.
2-й ребенок. У меня на картинке стол, В этом слове один слог и одна гласная буква О.
3-й ребенок. У меня на картинке стул. В этом слове один слог и одна гласная буква У.
4-й ребенок. У меня на картинке полка. В этом слове два слога и две гласных буквы О, А.
Логопед. Замечательно! Я горжусь нами. Сегодня мы продолжим разговор о мебели и поиграем в новые игры.
2. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед убирает картинки и схемы и достает музыкальный мячик.
Логопед. Давайте поиграем с музыкальным мячиком и соберем семейку слов к слову стол. Я качу мячик одному из вас и задаю вопрос. Вы отвечаете на вопрос одним словом и катите мяч мне обратно. Как назвать маленький стол?
1-й ребенок. Столик.
Логопед. Как называется комната, где завтракают, обедают, ужинают?
2-й ребенок. Столовая.
Логопед. Как называется крышка стола?
3-й ребенок. Столешница.
Логопед. Как называют игры, в которые играют, сидя за столом?
4-й ребенок. Настольные
Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.
3. Упражнение «Закончи рисунок». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, топкой моторики.]
Логопед убирает мячик, достает рисунки в полосе и раздает их детям (рис. 32).
Логопед. Посмотрите на рисунки, которые я раздала. На них нарисована мебель. Вы должны закончить рисунок, не нарушая последовательности чередования мебели.
Дети выполняют задание, логопед выясняет у них, почему они рисуют тот или иной предмет.
Логопед. Очень хорошо. Дома вы можете раскрасить свои рисунки и использовать их как закладки.
4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Мебель».)]
Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчикову