Звуки ш и ж в предложениях
Задание 19. Подбери подходящие по смыслу слова с опорой на картинки. Произнеси словосочетания целиком.
Большие ... , живые ... , чужие ... , жесткие ... , шумные ... .
Картинки: лужи, ерши, галоши, груши, журавли.
Задание 20. Закончи предложения по опорным картинкам. (Картинки подбирает логопед.)
(МАШИНА) (ШАРФ)
У ЖЕНИ (ШАР) У ЖОРЫ (ШАПКА)
(ШУБА)
Что у Жени? А что у Жоры? Что у Шуры?
У кого игрушки? Назови их. У кого одежда? Назови ее. У кого живой уголок? Назови, кто в живом уголке.
Образец. У Жени машина и шар. У Жени игрушки: машина и шар.
Задание 21. Прослушай предложения. Ответь на вопросы. Образец. У Шуры жук, а у Жени мышка.
У Шуры жук. У Жени мышка. Кто у Шуры и у Жени? Гриша катается на лыжах.
Маша лепит снежную бабу. Алеша вышивает бабушке жука. Женя вяжет дедушке жилет.
Что делают Гриша и Маша?
Что делают Алеша и Женя для бабушки и дедушки?
Задание 22. Составь предложения по сюжетным картинкам.1
Задание 23. Составь предложения из слов.
Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, желтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежанке, лежать. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки.
Звуки ш и ж в связных текстах
Задание 24. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.
Жук
Женя нашел жука. Жук большой и страшный. У жука усы. Женя пустил жука в шалаш. Жук жужжал, жужжал и улетел.
Кого нашел Женя?
Какой был жук?
Что стало с жуком?
Еж
Женя и Миша нашли в лесу ежа. Дети хотели положить ежа в шапку. А шапка была мала. Миша завернул ежа в тужурку. Дома Женя и Миша поили ежа молоком. А потом они отнесли ежа в детский сад. Малыши рады ежу.
Кого нашли в лесу Женя и Миша?
Куда хотели положить дети ежа?
Куда отнесли ежа Женя и Миша?
Кто радовался ежу?
Лошадки
Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Эй, живо! Живо! Живо!»
Как играли Миша и Женя?
У кого были вожжи?
Кого погонял Миша?
Шалуны
Шел дождь, были лужи, большие лужи. Женя и Маша шалили. Они шлепали по лужам.
Задание 25. Прослушай сказку.
Мужик и медведь
Подружились медведь с мужиком pi вздумали они картошку сажать. Мужик сказал: «Мне корешки, а тебе, мишка, вершки».
Выросла славная картошка. Мужик взял себе корешки, а мишке отдал вершки. Погоревал мишка, да делать нечего.
Слова для объяснения: корешки, вершки, погоревал.
Чем был недоволен мишка? Почему он был недоволен? Перескажи сказку, как запомнил.
Задание 26. Прослушай рассказы.
Какое дно у тарелки?
На завтрак дали манную кашу, от нее шел пар.
Не буду кашу есть,— сказала Маша.— Дома я никогда каши не ем,— и положила ложку на стол. И ребята, глядя на Машу, тоже положили ложки.
Кто каши не ест,— сказала повар тетя Даша,— тот не узнает, какое у тарелки дно.
Все начали быстро есть кашу. На дне Жанниной тарелки был нарисован Мишка-топтыжка, у Шуры— жирафа с желтыми пятнышками, у Миши — жук и солнышко, а у Алеши — кошка с белыми ушами.
А вот на дне Машиной тарелки ничего не было нарисовано. Маша хотела заплакать, а тетя Даша взяла Машину тарелку и сказала:
— Смотрите, какая белая! Как мороженое. Ребята посмотрели и захлопали в ладоши. Маше
тоже понравилась ее тарелка: белая-белая, как мороженое.
Назови имена детей, которые ели кашу. Расскажи, у кого что было нарисовано на дне тарелки. Перескажи рассказ, как запомнил.
Ежик
Лешин дедушка сторожил сад. Однажды дедушка положил на рогожку несколько хороших груш и яблок. В это время Алеша позвал дедушку ужинать. А когда дедушка пришел опять в сад, то увидел, что груш и яблок стало меньше.
Дедушка решил последить, кто же таскает груши и яблоки. Вдруг дедушка увидел на дороге ежика. Ежик подошел к рогоже и лег спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ежу на иголки. Ежик побежал обратно по дорожке, а дедушка потихоньку пошел за ним. Ежик пришел к своему гнездышку и осторожно сложил но туда грушу и яблоко. В гнездышке у ежика уже было много груш и яблок.
Расскажи только о том, как ежик таскал груши» Перескажи весь рассказ, как запомнил.
Различение звуков ж — ш в стихах
Стихи заучиваются наизусть (по выбору логопеда).
Семейка Хороший урожай
Мышка в кружке зеленой Были мы сегодня
Наварила каши пшенной. В молодом саду.
Ребятишек дюжина Урожай хороший
Ожидают ужина. В нынешнем году»
(С. Маршак.)
Слово для объяснения: дюжина.
В магазине игрушекНе слышно песен
Лежали на полке, звонких.
Стояли на полке И жить легко, и петь
Слоны и собаки, легко
Верблюды и волки, Лишь на Родной
Пушистые кошки, сторонке.
Губные гармошки, (Н. Силков.)
И утки, и дудки,
И куклы-матрешки, Родине служи,
Со всеми дружи.
(С. Михалков.) Младшим помогай,
В чужие дальние края Малышей не обижай.
Летят пернатые друзья.
Стихи-шутки
Тит, поди молотить! — Иван, скажи моей
Живот болит. лошади тпру!
— Тит, поди кашу есть! — А сам что же?
— А где моя большая — Губы замерзли,
ложка?
Зануздай мою Наша молодежь
лошадь! Кто нигде не унывает?
А сам что же? Кто рекорды побивает?
Ломоть в руках. Кто врага бросает
Ну, положи в шапку! в дрожь?
Да не лезет. Каждый знает, каждый
скажет:
«Это наша молодежь».
Слова для объяснения: зануздай, ломоть.
Отгадай загадки и выучи их наизусть.
У меня три подружки, Рожки спрятались опять,
У каждой по кружке. Круглый домик.
Сколько кружек Может, гномик
У всех моих подружек? В этом домике живет?
Он волшебный, этот
На дорожку домик.
Вышли рожки. По дорожке
— Вы не будете бодать?! Сам ползет. (Улитка.)
Я потрогал их
немножко —
Слова для объяснения: гномик, побивать рекорды.