Звуки ч и щ в словосочетаниях и предложениях
Задание 34. Произнеси отраженно словосочетания.
Почтовый ящик, сочный овощ, копченый лещ, молочная пища, птичий щебет, чудесное ущелье, черный плащ.
Задание 35. Закончи предложения. Произнеси их целиком.
Письмо опускают в почтовый .... Для плохой погоды мама купила черный .... Надо отдать чужую .... Мы собрали на огороде сочные .... Больному нужна молочная .... Очень вкусен копченый .... В лесу раздавался птичий .... Туристы вошли в чудесное ....
Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, пища, лещ, щебет, ущелье.
Логопед дает детям по 3—4 словосочетания, чтобы им было легче подобрать соответствующее слово. Если дети затрудняются выполнить Задание, логопед предлагает предметные картинки.
Задание 36. Прослушай предложения. Произнеси их отраженно.
Грачата кричат. Цыплята пищат. Дятлы стучат.
Зайчата и крольчата едят щавель.
Как подают голос грачата и цыплята?
Кто стучит?
Что едят зайчата и крольчата?
Задание 37. Измени слова так, чтобы в них появились звуки ч или щ.
Образец. Щука— щучка.
Щека —... , вещь —... , щетка —... , щенок — ... , ящик —... , щепка —.., , щука —... , щепотка - ….
Задание 38. Подними белый кружок, если в слове услышишь звук ч, синий— если звук щ.
Встреча, угощение, прощение, часто, выращивать, защита, внучка, задача, пища, гуща, ручейки, тащить.
Задание 39. а) Закончи предложения, отвечая на вопрос: кто что делает?
Часы чинит .... Стекла вставляет .... Вещи носит .... Ножи точит .... Ботинки чистит ....
б) ответь на вопрос целым предложением. Образец. Стекла вставляет стекольщик.
Кто чинит часы? Кто вставляет стекла? Кто носит вещи? Кто чистит ботинки? Кто точит ножи?
Задание 40. Произнеси предложения отраженно.
Зубы чищу, рот полощу. Кричу товарищу: «Щуку тащу!» Не живи чужим умом. Пойдем за грибами в рощу. Поставим чучело на огороде, чтобы сохранить овощи.
Снег растаял. Зажурчали ручейки. Прилетели в рощу грачи. Они ищут пищу.
Была чудесная погода. Мы вышли из чащи леса. Под деревьями росла чахлая трава.
Слова для объяснения: чаща, чахлая.
Мы часто ходили в рощу. Роща ожила. Птицы хлопочут у своих гнезд. Поют чижи. Кричат галчата. Пищат скворчата.
Задание 41. Произнеси предложения отраженно.
Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.
Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай.
Звуки ч и щ в связных текстах
Задание 42. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.
В роще
Дети пришли в рощу. Там пели чижи. Оля набрала щавеля. Сережа поймал двух зайчат.
Куда пришли дети? Кто пел в роще? Чего набрала Оля в роще? Кого поймал Сережа?
Задание 43. Прослушай неправильный рассказ. Перескажи правильно, по порядку. Как можно назвать рассказ?
Сережа выпустил зайчат на волю. Он давал зайчатам морковь и щавель. Хорошо было зайчатам у Сережи. Зайчата подросли.
Задание 44. Из двух рассказов (задания 42, 43) составь один. Перескажи.
Задание 45. Прослушай рассказ.
Козел
Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает; идет, блеет, козочек и козляточек зовет. А козочки с козляточками в сад ушли. Травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят. А козляточки молочка насосались и рожками передрались.
Погодите, придет бородатый хозяин,— всем порядок даст.
(К. Ушинский.)
Какой был козел?
Как ты догадался, что он был большой и страшный?
Перескажи, как запомнил.
Звуки ч и щ в стихах и загадках
Задание 46. Отраженно произнеси стихи. Заучи наизусть (по выбору логопеда).
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. (С. Маршак.)
Ты росток,
И я росток.
Раз — листок
И два листок.
Подрастем еще чуток,
И чего же проще! —
Ты — дубок,
И я — дубок.
Станем рядом бок о бок,
Вот и будет роща.
(И. Токмакова.)
Прощай, зимушка-зима,
Ты холодная была.
Прощайте, саночки, конечки,
Наши зимние дружочки!
Щавель
Ищи щавель в любой лощине,
В лесной чащобе — не ищи,
Будь терпелив, щавель в корзине
Тащи домой, пойдет на щи.
(Л. Ефименкова.)
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой — сапоги,
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак.)
Смастери удилище
И поймай ... (страшилище). (Л. Ефименкова.)
... Он ударил в медный таз
И вскричал: «Карабарас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Мы на саночках катались,
То прощались, то встречались.
Попрощались мы зимою,
Повстречались мы весною.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин.)
Если в речке есть лещи,
Мелкой рыбки не ищи.
В этой речке есть и щуки.
Коль ты мастер на все руки, (К. Чуковский.)
Задание 47. Произнеси пословицы. Выучи их наизусть. Не учи щуку плавать. Не живи чужим умом.
Разбери смысл пословиц.
Выучи скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Следи за правильным произнесением звуков ч и щ.
Щуку я тащу, тащу, Часовщик, прищурив глаз,
Щуку я не упущу. Чинит часики для нас.
(С. Маршак.)
Тащу чурбан, прячу в чулан.
Тексты на закрепление всех отработанных звуков
Задание 1. Прослушай рассказы.
Овсянка
Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица С воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко желтое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая шапочка. Разукрашена не особенно ярко, но выглядит симпатично.
Она сидела на высохшей ветке, внимательно осматривалась... (По В. Приходько.)
Нарисуй птичку овсянку. Расскажи, какая была овсянка.
Весной
Весной оживает вся природа. Весной тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломается лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. На лесной опушке расцвел подснежник. После зимней спячки просыпаются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к посеву зерна.
Слова для объяснения: зимняя спячка, посев. Нарисуй картинку к рассказу. Перескажи.
Жар-птица
Вышел я на лесную опушку и от неожиданности остановился. Над пожелтевшей травой порхали ярко разукрашенные птицы. Грудка у них розовая. Крылья с черно-белыми полосками. А на голове красуется, горит в солнечных лучах оранжевый хохолок. Ну прямо-таки сказочная жар-птица. Это были удоды.
Почему удода сравнивают с жар-птицей? Нарисуй птицу удода. Расскажи, какой удод?
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! —
крикнула Таня.
— Я не могу, я промокну! — ответила Маша. В детском саду воспитательница сказала:
Как странно — у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось?
Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а у меня не было плаща.
Так вы могли бы укрыться одним плащом,— сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Правильно ли поступила Маша? Как надо было поступить?
Как понимать поговорку: Дружба до первого дождя?
Перескажи рассказ, как запомнил. ,
Зайцы и лягушки
Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше нам разом умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»
И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться. Вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».
Слова для объяснения: сошлись, плакаться, прочих, забултыхали.
Задание 2. Прослушай сказку. Придумай конец. Перескажи, как запомнил.
Необыкновенная весна
Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Все цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И когда они цвели, Ежику казалось, будто вокруг его дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.
Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке. «Не может быть!»—подумал тогда Ежик...
Задание 3. Прослушай сказку «Колобок».
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился— с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц:
Колобок, колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я, колобок, колобок, Я от дедушки ушел,
Я по коробу скребен, Я от бабушки ушел,
По сусеку метен, От тебя, зайца, подавно
На сметане мешен, уйду.
На окошке стужен.
Продолжи сказку по картинкам. Выучи песенку колобка.
Задание 4. Прослушай рассказ.
Находчивые аисты
Я сидел на берегу золотистого озера. Не озеро, а настоящий лягушатник. Лягушки и в траве затаились, и на дно ныряют, и по кочкам расселись. Тишиной любуются.
Недалеко от меня опустились два аиста. Для них тут вроде бы столовая.
Хочешь, на первое—-зеленоватая травяная лягушка, на второе — темно-бурая береговая лягушка, а на третье — зеленая жаба. Но разве их в траве поймаешь!
Ходят аисты не спеша, красные ноги переставляют. А лягушки перед самым носом — бултых в воду! И поминай как звали!
«Что же придумать?» Вот тут-то словно кто-то дал птицам совет. Один аист забрел в озеро и идет вдоль берега. А второй по траве важно вышагивает. Завидев опасность, лягушка в озеро — прыг! А аист тут как тут, проглотит — и следующую поджидает. Вот так они и охотились! Оказывается, лягушек ловить — дело не простое!
Расскажи, как аисты охотились за лягушками.
Задание 5. Прослушай рассказ. Все ли правильно построено в рассказе?
Зимой
Зимой холодно. Для зимующих птиц — снегирей, дятлов, синиц, воробьев — дети делают птичьи столовые. Дни становятся короче. Наступают морозы. Идет снег. Зимой дети лепят из снега снеговиков. Вода в реке замерзла, становится льдом. Зимой деревья стоят без листьев. Только елки и сосны остаются зелеными. Ребята катаются на санках и коньках.
Зимой люди празднуют веселый праздник Новый год!
Перескажи рассказ по плану: .
Состояние природы зимой.
Как помогают дети зимующим птицам?
Игры детей зимой. Праздник Новый год.
Задание 6. Прослушай сказку. Перескажи. Кот черный — кот белый
Жила бабка и было у нее два кота. Один кот белый, а другой кот черный. Черный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил черных мышей. Черные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели черный хлеб. Черный хлеб пекли в белой печке, белый хлеб пекли в черной печке. Черная печка стояла в белой избе, белая печка стояла в черной избе. Черная изба стояла у белой речки, а белая изба стояла у черной речки. Черная речка текла из белого леса, белая речка текла из черного леса. Черный лес рос днем при солнце, а белый лес рос ночью при луне.
Выпустит бабка из избы белого кота — день наступает, а выпустит черного — приходит ночь. (Б. Сергуненко.)