Звуки ч и щ в словосочетаниях и предложениях

Задание 34. Произнеси отраженно словосочетания.

Почтовый ящик, сочный овощ, копченый лещ, мо­лочная пища, птичий щебет, чудесное ущелье, чер­ный плащ.

Задание 35. Закончи предложения. Произнеси их целиком.

Письмо опускают в почтовый .... Для плохой погоды мама купила черный .... Надо отдать чу­жую .... Мы собрали на огороде сочные .... Боль­ному нужна молочная .... Очень вкусен копченый .... В лесу раздавался птичий .... Туристы вошли в чудесное ....

Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, пи­ща, лещ, щебет, ущелье.

Логопед дает детям по 3—4 словосочетания, чтобы им было легче подобрать соответствующее слово. Если дети за­трудняются выполнить Задание, логопед предлагает предмет­ные картинки.

Задание 36. Прослушай предложения. Произнеси их отра­женно.

Грачата кричат. Цыплята пищат. Дятлы стучат.

Зайчата и крольчата едят щавель.

Как подают голос грачата и цыплята?

Кто стучит?

Что едят зайчата и крольчата?

Задание 37. Измени слова так, чтобы в них появились звуки ч или щ.

Образец. Щука— щучка.

Щека —... , вещь —... , щетка —... , щенок — ... , ящик —... , щепка —.., , щука —... , щепотка - ….

Задание 38. Подними белый кружок, если в слове услы­шишь звук ч, синий— если звук щ.

Встреча, угощение, прощение, часто, выращивать, защита, внучка, задача, пища, гуща, ручейки, та­щить.

Задание 39. а) Закончи предложения, отвечая на вопрос: кто что делает?

Часы чинит .... Стекла вставляет .... Вещи но­сит .... Ножи точит .... Ботинки чистит ....

б) ответь на вопрос целым предложением. Образец. Стекла вставляет стекольщик.

Кто чинит часы? Кто вставляет стекла? Кто носит вещи? Кто чистит ботинки? Кто точит ножи?

Задание 40. Произнеси предложения отраженно.

Зубы чищу, рот полощу. Кричу товарищу: «Щу­ку тащу!» Не живи чужим умом. Пойдем за гриба­ми в рощу. Поставим чучело на огороде, чтобы со­хранить овощи.

Снег растаял. Зажурчали ручейки. Прилетели в рощу грачи. Они ищут пищу.

Была чудесная погода. Мы вышли из чащи леса. Под деревьями росла чахлая трава.

Слова для объяснения: чаща, чахлая.

Мы часто ходили в рощу. Роща ожила. Птицы хлопочут у своих гнезд. Поют чижи. Кричат галча­та. Пищат скворчата.

Задание 41. Произнеси предложения отраженно.

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазе­ленела роща. Мы видели грача. Весну встречай.

Звуки ч и щ в связных текстах

Задание 42. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

В роще

Дети пришли в рощу. Там пели чижи. Оля набра­ла щавеля. Сережа поймал двух зайчат.

Куда пришли дети? Кто пел в роще? Чего набрала Оля в роще? Кого поймал Сережа?

Задание 43. Прослушай неправильный рассказ. Перескажи правильно, по порядку. Как можно назвать рассказ?

Сережа выпустил зайчат на волю. Он давал зай­чатам морковь и щавель. Хорошо было зайчатам у Сережи. Зайчата подросли.

Задание 44. Из двух рассказов (задания 42, 43) составь один. Перескажи.

Задание 45. Прослушай рассказ.

Козел

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает; идет, блеет, козочек и козляточек зовет. А козочки с козляточками в сад ушли. Травку щиплют, кору гложут, мо­лодые прищепы портят, молочко деткам копят. А козляточки молочка насосались и рожками пере­дрались.

Погодите, придет бородатый хозяин,— всем поря­док даст.

(К. Ушинский.)

Какой был козел?

Как ты догадался, что он был большой и страш­ный?

Перескажи, как запомнил.

Звуки ч и щ в стихах и загадках

Задание 46. Отраженно произнеси стихи. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. (С. Маршак.)

Ты росток,

И я росток.

Раз — листок

И два листок.

Подрастем еще чуток,

И чего же проще! —

Ты — дубок,

И я — дубок.

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща.

(И. Токмакова.)



Прощай, зимушка-зима,

Ты холодная была.

Прощайте, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки!



Щавель

Ищи щавель в любой лощине,

В лесной чащобе — не ищи,

Будь терпелив, щавель в корзине

Тащи домой, пойдет на щи.

(Л. Ефименкова.)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой — сапоги,

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Ученик учил уроки —

У него в чернилах щеки.

(С. Маршак.)

Смастери удилище

И поймай ... (страшилище). (Л. Ефименкова.)

... Он ударил в медный таз

И вскричал: «Карабарас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Мы на саночках катались,

То прощались, то встречались.

Попрощались мы зимою,

Повстречались мы весною.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

Если в речке есть лещи,

Мелкой рыбки не ищи.

В этой речке есть и щуки.

Коль ты мастер на все руки, (К. Чуковский.)

Задание 47. Произнеси пословицы. Выучи их наизусть. Не учи щуку плавать. Не живи чужим умом.

Разбери смысл пословиц.

Выучи скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Следи за правильным произнесением звуков ч и щ.

Щуку я тащу, тащу, Часовщик, прищурив глаз,

Щуку я не упущу. Чинит часики для нас.

(С. Маршак.)

Тащу чурбан, прячу в чулан.

Тексты на закрепление всех отработанных звуков

Задание 1. Прослушай рассказы.

Овсянка

Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица С воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко желтое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая ша­почка. Разукрашена не особенно ярко, но выглядит симпатично.

Она сидела на высохшей ветке, внимательно осматривалась... (По В. Приходько.)

Нарисуй птичку овсянку. Расскажи, какая была овсянка.

Весной

Весной оживает вся природа. Весной тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломает­ся лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. На лесной опушке расцвел подснежник. После зимней спячки просыпа­ются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к по­севу зерна.

Слова для объяснения: зимняя спячка, посев. Нарисуй картинку к рассказу. Перескажи.

Жар-птица

Вышел я на лесную опушку и от неожиданности остановился. Над пожелтевшей травой порхали ярко разукрашенные птицы. Грудка у них розовая. Крылья с черно-белыми полосками. А на голове красуется, горит в солнечных лучах оранжевый хо­холок. Ну прямо-таки сказочная жар-птица. Это были удоды.

Почему удода сравнивают с жар-птицей? Нарисуй птицу удода. Расскажи, какой удод?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходи­ли в детский сад вместе. То Маша заходила за Та­ней, то Таня за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в од­ном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! —
крикнула Таня.

— Я не могу, я промокну! — ответила Маша. В детском саду воспитательница сказала:

Как странно — у Маши платье сухое, а у те­бя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось?

Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а у меня не было плаща.

Так вы могли бы укрыться одним плащом,— сказала воспитательница и, взглянув на Машу, по­качала головой.— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Правильно ли поступила Маша? Как надо было поступить?

Как понимать поговорку: Дружба до первого дождя?

Перескажи рассказ, как запомнил. ,

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше нам разом уме­реть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте уто­пимся!»

И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться. Вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

Слова для объяснения: сошлись, плакаться, про­чих, забултыхали.

Задание 2. Прослушай сказку. Придумай конец. Переска­жи, как запомнил.

Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик. Распустились деревья, зазе­ленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Все цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И ког­да они цвели, Ежику казалось, будто вокруг его дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу уто­нет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке. «Не может быть!»—подумал тогда Ежик...

Задание 3. Прослушай сказку «Колобок».

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по су­секу помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сме­тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатил­ся— с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к две­ри, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыль­цо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я, колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу скребен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, От тебя, зайца, подавно

На сметане мешен, уйду.

На окошке стужен.

Продолжи сказку по картинкам. Выучи песенку колобка.

Задание 4. Прослушай рассказ.

Находчивые аисты

Я сидел на берегу золотистого озера. Не озеро, а настоящий лягушатник. Лягушки и в траве затаи­лись, и на дно ныряют, и по кочкам расселись. Ти­шиной любуются.

Недалеко от меня опустились два аиста. Для них тут вроде бы столовая.

Хочешь, на первое—-зеленоватая травяная ля­гушка, на второе — темно-бурая береговая лягушка, а на третье — зеленая жаба. Но разве их в траве поймаешь!

Ходят аисты не спеша, красные ноги перестав­ляют. А лягушки перед самым носом — бултых в во­ду! И поминай как звали!

«Что же придумать?» Вот тут-то словно кто-то дал птицам совет. Один аист забрел в озеро и идет вдоль берега. А второй по траве важно вышагивает. Завидев опасность, лягушка в озеро — прыг! А аист тут как тут, проглотит — и следующую поджидает. Вот так они и охотились! Оказывается, лягушек ло­вить — дело не простое!

Расскажи, как аисты охотились за лягушками.

Задание 5. Прослушай рассказ. Все ли правильно постро­ено в рассказе?

Зимой

Зимой холодно. Для зимующих птиц — снегирей, дятлов, синиц, воробьев — дети делают птичьи сто­ловые. Дни становятся короче. Наступают морозы. Идет снег. Зимой дети лепят из снега снеговиков. Вода в реке замерзла, становится льдом. Зимой де­ревья стоят без листьев. Только елки и сосны остают­ся зелеными. Ребята катаются на санках и коньках.

Зимой люди празднуют веселый праздник Новый год!

Перескажи рассказ по плану: .

Состояние природы зимой.

Как помогают дети зимующим птицам?

Игры детей зимой. Праздник Новый год.

Задание 6. Прослушай сказку. Перескажи. Кот черный — кот белый

Жила бабка и было у нее два кота. Один кот бе­лый, а другой кот черный. Черный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил черных мышей. Черные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели черный хлеб. Черный хлеб пекли в белой печке, белый хлеб пекли в черной печке. Черная печка стояла в белой избе, белая печка стояла в черной избе. Черная из­ба стояла у белой речки, а белая изба стояла у чер­ной речки. Черная речка текла из белого леса, белая речка текла из черного леса. Черный лес рос днем при солнце, а белый лес рос ночью при луне.

Выпустит бабка из избы белого кота — день на­ступает, а выпустит черного — приходит ночь. (Б. Сергуненко.)

Наши рекомендации