Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприя­тия развитие сенсорных функций, направленнос­ти слухового внимания, памяти.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Цель:активизация ощущений собственных движений (активных ипассивных руками взрос­лого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1.Ребёнку показывается, как при­чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло­сам);

как едят суп (рукой действуют в направле­нии от стола ко рту);

как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во­ображаемыми предметами.

Цель:воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.

Фрагмент 1.Ребёнок, рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка ле­тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;

«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» - имитиру­ющее движение языком и т.д.

Цель:установление контакта: развитие по­нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1.Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина- яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай»- пока­зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной коорди­нации,мелкой моторики рук и артикуляци­онной моторики.

Задачи:развитие манипулятивной деятель­ности и мелкой моторики рук

- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений

- чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

- формирование представлений о схемах лица и тела;

- развитие подвижности речевой мускулатуры- произволь­ности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мими­кой и мышечными ощущениями;

- восприятие ар­тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приёмы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

• прослеживание прямых- ломаных- изви­листых линий;

• массажные расслабляющие (активизирую­щие) движения; размазывание крема на различ­ных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;

• «рисование» в воздухе рукой;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных дви­жений пальцев рук;

• упражнения с пластилином;

• использование кукол би-ба-бо;

• артикуляционная и мимическая гимнастика;

• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

• упражнения на преодоление сопротивления;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики.

Цель: развивать моторику рук с использова­нием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1.«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко­робку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Лого­пед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению дви­жений в «бассейне» (предварительно движе­ния показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2.Упражнение выполняется каж­дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана­логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3.Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об­разом растяжку и мышечное напряжение и по­буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

Цель:выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: зак­рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру­бочкой.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи:формирование поисковой деятель­ности, расширение поля зрения: выработка ус­тойчивости, переключаемости, увеличения объ­ёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плос­кости и в трёхмерном пространстве: анализ зри­тельного образа.

Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.

• перемещение их в заданном пространстве.

• поиск предметов:

• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

• определение сторон тела у людей, изобра­жённых на картинке, сторон собственного тела,

• выработка навыков ориентировки;

• упражнения в перекрёстном ориентиро­вании;

• выполнение действий с предметами и иг­рушками по инструкции;

• определение недостающих частей у пред­метов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предмет­ной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:

• запоминание изображений предметов;

• фиксация изменений в расположении предметов,

• выделение из множества предметов;

• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

• идентификация зрительных изображений по заданной теме;

• определение различий в предметах и кар­тинках;

• сравнение сходных по зрительному образу предметов;

• конструирование по образцу, по инструкции;

• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из от­дельных деталей;

• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз­витие имитирующих жестов.

Фрагмент 1.Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про­сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин­ку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветно­му и контурному изображению, функционально­му назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1.Ребёнок узнаёт предметы, изоб­ражённые на цветных картинках. Последова­тельно (по одной) ему предъявляются контур­ные изображения тех же предметов. Предлага­ется соотнести цветное и контурное изображе­ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной дея­тельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и простран­ственных признаков плоских и объёмных пред­метов; дифференциация сходных цветовых то­нов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

• выработка умения ориентации в окружа­ющем;

• работа с тактильными таблицами; выделе­ние цвета:

• знакомство с размером и формой (плоско­стной и объёмной);

• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

• выработка дифференцированного воспри­ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

• соотнесение цветного и контурного изоб­ражений предметов;

• дифференциация плоскостного и объёмно­го изображений;

• конструирование целого из частей;

• классификация по цвету, подбор опреде­лённой цветовой гаммы;

• идентификация предметов и геометричес­ких фигур:

• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель:учить выделять шар из ряда предме­тов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы­бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1.В «Чудесном мешочке» нахо­дятся различные предметы" шары разной вели­чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён­ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша­рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ­ных действий. После того, как вес шарики выб­раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри­вают их, находят отличия (большие и малень­кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель:учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1.В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес­том ребенку предлагается убрать в коробку объ­ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого­пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого­педа ребёнок вынимает заданные формы.

Цель:развитие тактильного гнозиса, узнава­ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент 1.Ребенка последовательно знако­мят со свойствами тактильных таблиц: - мехо­вая- мягкая, пушистая:

- шероховатая, изготов­ленная из наждачной бумаги

- неровная, шер­шавая:

- шелковистая - гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако­выми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх­ности - индикатор Кузнецова, неровной - нап­лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2.Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова­тельности, комментируя свои действия, и пред­лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

Наши рекомендации