РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Угадай, чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Вариант!. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами-с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.
Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
.-s.
n
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.
Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается! перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Улиточка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в| середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих,] изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Угадай, кто это
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит | в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом! направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который j должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-; ку», «ав-ав-ав» или «мау-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто ,| из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого! узнали, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще| 3 раза, а затем его меняет другой.
Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Дети стоят по кругу, а один завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала ...
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-j ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Улавливай шепот • ч
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант!. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и Другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал,свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
Горшочек
Цель. Закрепление представлений «горячий-холодный». Развитие координации движений рук.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч.
Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).
Кто внимательный?
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и Дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг Другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние °т Детей до стола педагога увеличивается от 3—4 до 5—6 м. Выявляются победители.
2 За*.
Л<
п .с
Принеси игрушки
Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.
Оборудование. Мелкие игрушки.
Описание иг р ы. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.
Слушай и выполняй
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
О б о р уд о в а н и е. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры. Вариант!. Педагог называет 1—2 раза несколько различных движений (одно—пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения втойпоследо-вательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум—трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т.п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
Хлопки
Цель. Развитие количественных представлений.
Описание игры. Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5)
он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет'сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из крута и продолжают играть, стоя за кругом.
Лото
Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2—3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня ...» — и называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?». У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.
Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.