Показатели развития детей третьего года жизни

Линия развития 2 года 6 месяцев
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) Подбирает по образцу разно-образные предметы четырех цветов (красный, синий, жел-тый, зеленый). Материал: 4-х цветные карты (12 показатели развития детей третьего года жизни - student2.ru 9), 8 одно-цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые), красные каранда-ши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает на какую кар-ту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.  
Общие движения (О) Переставным шагом переша-гивает через несколько пре-пятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см).   Материал: три кубика. Взрослый раскладывает на полу три кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку пере-шагивать. Ребенок приставным шагом должен переша-ивать через три кубика.  
Игра (И) В игре действует взаимосвя-зано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. Материал: разные сюжетные игрушки для иг-ры в доктора, парикмахера. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между со-бой действия.  
Речь активная (РА) Строит предложение из трех и более слов.   Взрослый непринужденно беседует с ребен-ком на любую близкую ему тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов.  
Навыки (Н) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пу-говицы, завязывать шнурки.   Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевает шапку, рубашку, штаны, пальто.
Линия развития 3 года
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) Называет 4 основных цвета. Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет каждый цвет хоты бы один раз.  
Общие движения (О) Переступает через препятст-вия высотой 10-15 см череду-ющим шагом.   Материал: кубики или другие предметы (высо-той 10-15 см). Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия.  
Игра (И) В игре исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит: «мама», «доктор». Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выпол-няет роль, которую сопровождает словом.  
Речь активная (РА) Употребляет сложные предло-жения.   Взрослый наблюдает за ребенком во время де-ятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение.  
Навыки (Н) Одевается самостоятельно с небольшой помощью взросло-го, застегивает пуговицы, за-вязывает шнурки.   Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.



Приложение № 5.

ГРУППА РАЗВИТИЯ

Разработано Печорой К.Л.

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни
I группа II группа III группа IV группа
1. Дети с опережением в разви-тии:   а) на 2 эпикризных срока – высокое развитие; б) на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие   2. Дети с опережением в разви-тии: верхне-гармоническое. Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть - выше на 2 эпикризных срока.     3. Дети с нормальным развитием. 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:   а) I степень: задержка 1-2 показателей; б) II степень: задержка 3-4 показателей; в) III степень: задержка 5-7 показателей.   2. Дети с нетипичным негар-моничным развитием.   Часть показателей выше, часть – ниже на 1 эпикризный срок.     1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:   а) I степень: задержка 1-2 показателей; б) II степень: задержка 3-4 показателей; в) III степень: задержка 5-7 показателей.   2. Дети с нетипичным нижнегар-моничным развитием.   Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока.   Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока.


*) Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье и в детском учреждении предлагается V группа – задержка в развитии на 4-5 эпикризных срока, в IV и в V группах оценка развития производится дифференцировано, по степени, аналогично III группе развития.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА

2-3 ЛЕТ

1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Дата обследования

- Ф.И.О.

- Дата рождения (год, месяц, число), возраст

- Домашний адрес, телефон

- Где воспитывается или обучается ребенок

- Ф.И.О. родителей, их возраст, профессия, место работы

- Состав семьи

- Жалобы родителей

2. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1) Есть ли в семье больные с наследственной патологией (родители, братья, сестры, ближайшие родственники). Наличие у родственников речевой патологии. Наличие в семье двуязычия.

2) Данные о протекании беременности и родов, раннее развитие ребенка (сосание, сон, двигательная активность)

3) Развитие ребенка со слов родителей:

а) формирование языка опрятности;

б) формирование моторных навыков – сидение, стояние, ходьба;

в) перенесенные заболевания (дата, тяжесть);

г) основные черты поведения: спокойный – возбужденный, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и пр.

4) Речевой анамнез:

а) время появления гуления, лепета, первых слов. Их характеристика;

б) время появления фразовой речи, затруднения при переходе к ней;

в) стимуляция речевого развития ребенка, чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом или нет; с какого возраста разучиваются стихи, песни; как запоминает;

г) темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный)

5) Условия воспитания ребенка:

а) социальная среда (где ребенок воспитывался – в доме ребенка, в детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабуш-кой);

б) особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией, при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении;

в) культурно-бытовые условия в семье;

г) адаптация ребенка в коллективе (настроение, как общается, играет);

д) какие меры принимались для устранения патологии развития: проводилось ли лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения (санаториях, больнице, яслях) или системы образования (детские сады). Продолжительность и результативность лечения и обучения.

6) Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений:

а) имеют ли место частные конфликты в семье; реакция на них ребенка; отношение к ребенку в семье (чрезмерное заласкивание или, наоборот, излишняя строгость);

б) отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка: безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным.

3. ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1) Состояние интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога).

2) Общее развитие ребенка, особенности деятельности:

а) входит – не входит в контакт;

б) сведения ребенка о себе, отзывается на имя, называет свое имя и фамилию;

в) понимание родственных связей (мама, папа, бабушка и пр.);

г) круг представлений об окружающем, точность (находится дома, в яслях, в больнице, врач, воспитатель…).

3) Состояние общей моторики и общих движений рук: подвижный, вялый, гиперактивный, безудержный.

а) поднимается, спускается с горки, катает, бросает мяч левой и правой рукой;

б) прыжки на двух ногах вместе, с продвижением вперед;

в) умение самостоятельно застегивать, расстегивать, завязывать шнурки; умение нанизывать на стержень колечко;

г) умение держать ложку, карандаш;

д) умение проводить вертикальные и горизонтальные линии;

е) ведущая рука.

4. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

1) умение надеть и снять колготки, носки, шапку, ботинки;

2) выполнение гигиенических правил: мытье рук, пользование полотенцем;

3) умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой (характер жевания, глотания).

5. ХАРАКТЕР ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) адекватное использование игрушки;

2) умение собрать пирамидку на конусной основе (3-4, позже 4-5 колец);

3) умение подобрать предметы по форме, собрать матрешку;

4) умение собрать предметы одного цвета (красный, зеленый, желтый, синий);

5) умение сделать из палочек, кубиков (повторить за экспериментатором) «забор», «стол», «стул», «диван», «домик» и пр.;

6) организует игру творчески (стереотипно манипулирует предметами);

7) длительная игра одной игрушкой, наличие любимой игрушки;

8) сопровождение игры речью;

9) обращение к взрослому за помощью, использование помощи;

10) обучаемость

6. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА: зубы (прикус), подвижность нижней челюсти, мягкое нёбо, губы (форма, подвижность), язык (размеры, тонус, подвижность, сформированность кончика, движения вперед, к углам, вверх, вниз), подъязычная связка, наличие (отсутствие) слюнотечения, улыбка.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

1) Понимание обращенной речи:

а) понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки: игрушки (кукла, мишка, мяч), посуда (чашка, тарелка, ложка), одежда (шапка, пальто, ботинки), мебель (стол, стул, шкаф), домашние животные (собака, кошка, петух), растения (дерево, цветок, листочки), фрукты (яблоко, арбуз), овощи (морковь, огурец, помидор), транспорт (машина, автобус, метро), части тела (голова, ноги, руки, щеки), части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза), действия (улыбаться, есть, одеваться), размер (большой, маленький), цвет (красный, синий, зеленый, желтый), положение предмета (близко, далеко, высоко).

б) выполнение поручений:

- найди мяч

- возьми книжку и положи ее в шкаф

- возьми куклу, заверни и положи в коляску

2) Общее звучание речи, темп, ритм, внятность, интонационная выразительность.

3) Характеристика звукопроизношения. Гласные (А, У, И, О). Внятность произношения согласных (П, Б, М, Т, Д, Ф, В, С, Л). Искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

4) Сформированность фонематического слуха на уровне:

- изолированных фонем

- оппозиционных фонем

- изолированных слов

5) Ритмическая структура слова.

6) Лексический строй речи. Количественная и качественная характеристика словаря:

- звукоподражания («Как тикают часы?», «Как лает собака?», «Как кричит петух?»);

- существительные – называние окружающих людей, предметов, общеупотребительные слова, части предметов, называние игрушек, посуды, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, растений, фруктов, овощей, транспорта, частей тела человека и животных (см. п. «понимание обращенной речи»);

- глаголы, обозначающие некоторые трудовые процессы (мыть, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть);

- прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, длинный, красный, синий, зеленый, желтый, сладкий, кислый);

- наречия (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно);

- местоимения, предлоги.

7) Беседа по картинкам «Что здесь нарисовано?». Понимание вопроса, ответ из одного слова.

8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

1) Настроение ребенка – устойчивое, неустойчивое, легко меняется о незначи-тельных причин;

2) Преобладание подавленного или хорошего, радостного настроения;

3) Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициатив-ность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и пр.;

4) Реакция на замечание или одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

9. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

1) Спокойный – беспокойный;

2) Легко вступает в контакт со всеми – в незнакомой обстановке смущается;

3) Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки;

4) Добрый, ласковый;

5) Аккуратный – неряшливый и пр.

10. СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1) Особенности восприятия (цвета, формы, пространственных отношений), наблюдательность ребенка;

2) Характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяе-мость, рассеянность);

3) Особенности памяти (скорость и объем запоминания, точность восприятия и воспроизведения);

4) Особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картинке).

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы сопровождаем планы логопедических обследований схемой системного развития детской речи.

Опираясь на таблицу, удобно проводить оценку соответствия речевого развития ребенка возрастной норме, а также определение уровня недоразвитой речи.

СХЕМА СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Составлена И.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» 1961)

 
Предложения из аморфных слов - корней   Возраст   Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы пред-ложений Грам-мати-ческий строй Суще-ствитель-ные Глаголы Прила-гатель- ные Место-имения, наре- чия Служе-бные слова Звуки Стечения соглас-ных
Двухсловное Однословное предложение предложение 1 год 8 месяцев – 1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев 1 год 8 месяцев Отдельные аморфные слова в роли предложе-ния (29 слов) Нет Названия лиц, пре-дметов (22 слова) Несколько позже суще-ствительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто вос-производи-тся один слог в слове (ударный) или два оди-наковых слога: «га-га», «ту-ту» Ударные гласные: я, о, у, и; м, н, б; к, г, д, г, л,с     Нет Нет
Объединяет в одном предложе-нии два аморфных слова (87 слов) Нет Нескло-няемые Неспрягае-мые формы во 2-м лице ед. числа повелитель-ного накло-нения: «ди», «дай» Нет Нет Нет Воспроиз-водятся двух-сложные сло-ва. В трех-сложных словах часто опускается один из сло-гов: «мако» (молоко), «иська» (яичко) Часто в слове опуска-ется на-чальный звук или конеч-ный сог-ласный Появля-ются в середине некото-рых слов: ськ, лк, цьк     Нет
   
  Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предло-жений Граммати-ческий строй Существи-тельные Глаголы Прилага- тельные Местоимения, наречия Служеб-ные слова Звуки Стечения согласных
Первые формы слов 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц Рост предло-жений до 3-4 слов Появляются первые грам-матические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаго-лом, развива-ются разные типы подчине-ния глаголу (сказуемому). Многие пред-ложения стро-ятся аграм-матично. Появ-ляется слово изменение Начинают разграни-ченно упо-требляться следующие падежи: винитель-ный с окон-чанием - у, именитель-ный - ми, числа с окончанием - ы, - и (фо-нетически всегда и), иногда пред-ложный с окончанием – е, суффик-сы уменьши-тельности   Первые грамматиче-ские формы у 18 глаго-лов: повели-тельное на-клонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окон-чание -ет, -ит, - а). Часто опускаются приставки. Первые воз-вратные гла-голы   Прилага- тельные по-являются с 2 лет без согласова-ния с суще-ствитель-ными, чаще в имените-льном паде-же ед. числа мужского и женского рода   Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ла-со»), не надо, надо и др. Большинство личных мес-тоименных форм употре-бляется пра-вильно с мо-мента своего появления. Иногда сме-шиваются личные мес-тоимения (о себе говорит в третьем ли-це) Нет пред-логов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не» В трех-сложных словах все еще опус-кается иногда слог, чаще предудар-ный: «ку-су» (уку-шу), может сохранять-ся количе-ство сло-гов в четы-рехслож-ных сло-вах К 2 годам твердые: н, т, д Большин-ство стече-ний согла-сных заме-щаются твердым звуком Нет
    Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предло-жений Грамма-тический строй Существи-тельные Глаголы Прилага-тельные Место-имения, наречия Служеб-ные слова Звуки Стечения согласных
Структуры предложения Усвоение флективной системы языка 2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца Дальней-ший рост простого предложе-ния (до 5-8 слов). Появляют-ся бессо-юзные слож-носочинен-ные пред-ложения, затем с союзами Дальнейшее морфологи-ческое чле-нение слов. Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного син-таксического значения: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы -ок, -чик и др.   Усваивают-ся дательный и творитель-ный падежи. Усваивают-ся «главенс-твующие» падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн. числе -ы (фонетически -и) Усваивается число в изъ-явительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Раз-граничева-ется настоя-щее и про-шедшее время. В прошедшем времени смешивает-ся род 23 прила- гательных. Нарушает- ся согласо- вание с су-ществи-тельными; употреб-ляются преимуще-ственно после су-ществитель-ных. Мн. число только в именитель-ном падеже Личные место-имения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее Появляют-ся предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда В много-сложных словах чаще опу-скаются предудар-ные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепи-лась), «ли-нулись» (огляну-лись) Твердые с, л, затем ы, в, р, з. Смеше-ние ар-тикуля-ционно близких звуков Все еще не усвое- ны, хотя некото- рые груп- пы согла-сных про-износятся правильно Нет
    Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдель-ные наблю-дения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предло-жений Грамма-тический строй Существи-тельные Глаголы Прилага-тельные Место-имения, наречия Служеб-ные слова Звуки Стечения согласных
Усвоение грамматической системы языка Усвоение служебных слов 2 года 3 месяца – 3 года Развитие сложного предло-жения Появляются сложнопод-чиненные предложе-ния; усваи-ваются слу-жебные сло-ва. Остается неусвоенной категории рода. К 3 го-дам усвоен в основных чертах грам-матический строй родно-го языка. Дальнейший темп его формирова-ния замедля-ется   Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие па-дежные окон-чания: -а, (рога), -я (стулья); суффиксы увеличи- тельности, принадлеж- ности.   Усваивают-ся все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребля- ются другие: «искрасил» (выкрасил) «растемне-ло»; унифи-кация прис-тавок С 3 лет ус-танавлива-ется согла-сование прилага-тельных с существи-тельными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия Отмечаются смешания рода у мес-тоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яб-локе, сви-нье) Правиль-ное упо-требление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушает- ся редко, главным образом в малозна-комых словах ч, ш, ж, щ, тв. ц Заканчи-вается усвоение групп согласных Нет
    Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слого-вая струк-тура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предло-жений Грамма-тический строй Существи-тельные Глаголы Прилага-тельные Место-имения, наречия Служеб-ные слова Звуки Стече-ния согла-сных
Усвоение морфологической системы русского языка   3-4 года Дальней-шее разви-тие сложно-сочиненно-го и слож-ноподчи-ненного предложе-ния Разграниче-ние однозна-чных морфо-логических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей – нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчес-тво («ежиня-та» - ежата, «мамонтенок» - маленький мамонт, «во-допадит» - сильно течет вода)   Продолжается влияние окон-чания -ов на слова других склонений. Иногда сох-раняется не-подвижное ударение при словоизмене-нии («на ко-не»); ошибки при исполь-зовании чере-дований и уда-рений. При словоиз-менении сох-ранияется ос-нова: «пени» (пни), «левы» (львы) Часто на-рушается чередова-ние в ос-новах: «ачисту» (почищу). Частицы не опускаются. Неологиз-мы с испо-льзованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомо-чил» (смял в комок) Имеет мес-то наруше-ние согла-сования в среднем роде. Усваивают-ся сравни-тельные степени прилага-тельных Усваи-ваются сравни-тельные степени наречий Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица «бы» при условном наклоне-нии   Звуковая сторона речи ус-воена (верняя граница нормы)   После 3 лет оценка чу-жого и сво-его произ-ношения. Вопросы о значении слов
                                                       

Наши рекомендации