Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.

Возраст Развитие речи Сенсорное развитие Игры и действия с предметами Движения Навыки
Понимание речи Активная речь
1 год 3 мес. Запас понимаемых слов быстро расширяется Лепечет и произ-носит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний Различает по величине 2 пол-ных куба (разни-ца граней – 3 см.) Воспроизводит в игре ранее разу-ченные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)   Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, накло-няется, повора-чивается, пятится) Самостоятельно ест густую кашу ложкой
1 год 6 мес. Обобщает предме-ты по существен-ным признакам Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Различает 3-4 контрастные формы пред-метов (шар, куб, кирпичики, призма)   Воспроизводит в игре отдельные часто наблю-даемые действия Перешагивает приставными шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой  
1 год 9 мес. Понимает вопрос взрослого о пред-метах и действиях, изображенных на картинке Во время игры словами и 2-х словными предло-жениями обозначает свои действия Различает 3-4 контрастные величины пред-метов (кубы с разницей граней 3 см.) Воспроизводит несложные сю-жетные построй-ки (ворота, ска-мейки, дома) Перешагивает приставными шагами через параллельно положенные на полу 3 палки Раздевается (не полностью) с небольшой помо-щью взрослого
2 года Понимает без ил-люстрации корот-кий рассказ о ранее знакомых событиях При общении со взрослыми поль-зуется 3-х словными предложениями употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и верба-льной инструк-ции взрослого 3 предмета (красный, синий, зеленый) Воспроизводит в игре ряд после-довательных действий (начало сюжетной игры) 1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 парал-лельно положенные на полу палки 2. перешагивает без поддержки через палку или веревку приподнятую от пола на 10 см. Частично одевает одежду

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Возраст 1 год 3 месяца

1. Понимание речи.

2. Запас понимаемых слов быстро расширяется.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.

1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, детские игры (машины, часы, мячик, собака).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

2. Материал – предметы одежды, обуви.

Методика тестирования – ситуация, естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Б. Понимание ребенком действий.

Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу». «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.

В. Ребенок ориентируется в группе.

Методика тестирования – ситуация естественная. При проведении режимных процессов или организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка?». «Найди где часы?». «Покажи, где твой горшочек?». «Иди мыть руки».

Поведение ребенка – выполняет не менее 3-х поручений взрослого.

Активная речь.

Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний.

Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.).

Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой).

Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).

Наши рекомендации