Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
I Группа.
1.Дети с нормальным развитием.
2.Дети с опережением в развитии.
II Группа.
1.Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок.
2.Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/.
III Группа.
1.Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/.
IV Группа.
1.Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/.
V Группа.
1.Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков.
2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/.
При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы».
При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения.
Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития.
В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте.
В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка.
Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения.
Б. Понимание ребенком действий.
Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу». «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе.
Методика тестирования – ситуация естественная. При проведении режимных процессов или организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка?». «Найди где часы?». «Покажи, где твой горшочек?». «Иди мыть руки».
Поведение ребенка – выполняет не менее 3-х поручений взрослого.
Активная речь.
Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний.
Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.).
Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).
Движения.
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Материал – не нужен.
Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?».
Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение.
Навыки.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным.
Возраст 1 год 6 месяцев
Понимание речи.
Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз.
2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь.
Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?».
Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами.
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку.
Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Движения.
Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно.
между ними. Вместо Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает задание, ему надо показать, а затем встать перед ребенком и позвать его к себе.
В дошкольном учреждении движение можно проверить на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палки приставным шагом. Если он не устойчив, ищет опору, можно поддержать его за руку.
Навыки.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 год 9 месяцев
Понимание речи.
Понимает вопросы о предметах и действиях, изображенных на картинке.
Материал – знакомые картинки, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку; 2) дети умываются; 3) дети поливают цветы; 4) мужчина чинит машину.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол по две картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где мальчик катает лошадку?».
Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит знакомые предметы и действия на картинке.
Активная речь.
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика тестирования – ситуация естественная. Речевые проявления ребёнка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий.
Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие.
величины Различает 3-и контрастные предметов (кубы с разницей граней в три см.).
Материал – три куба – вкладыша одного цвета. Длина грани первого – 10 см., второго – 7 см., третьего – 4 см.
Методика тестирования – взрослый на глазах у ребёнка достаёт кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку их вновь собрать.
Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Возраст 2 года
Понимание речи.
Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях.
Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомому ребёнку.
Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Ребёнок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: «Жила-девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). «На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу «ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?». «Что Машенька надела?». «Кто испугал Машу на улице?». «А что тетя сказала Маше?».
Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь.
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми).
Поведение ребенка – общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие.
Подбирает по образцу вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красного, синего и зеленого цветов).
Материал –3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета), кукла.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета или надевает ее кукле и предлагает найти такую же или надевает ее кукле. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей варежке синюю, к зеленой зеленую. Ребёнок должен решить одно задание.
Движения.
1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки.
Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом.
2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки).
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку.
Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.
Часть I
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | ||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение | ||
Формы | Цвета | |||
2 года 6 месяцев | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | Появляются вопросы «где?», «куда?» | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов |
3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. | Появляются вопросы «почему?», «когда?» | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначении | Называет 4 основные цвета |
(З.Р.) | (С.Р.) | (Э.М.) | (Д.Р.) | (Дв.) | (П.Р.) | (А.Р.) | (Н.) | |
11 мес. | *1.Радуется при-ходу детей. *2.Избирательное отношение к детям. | Овладевает новыми дейст-виями с предме-тами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень. | 1.Стоит самостоятельно. 2.Делает первые самостоятель-ные шаги. | *1. По словесной инструкции выполняет разу-ченные действия не подсказанные предметами (во-дит куклу, кормит собачку и пр.) 2. появляются первые обобще-ния в понимае-мой речи (по сло-весной просьбе взрослого нахо-дит, дает любую куклу, которую видит среди иг-рушек, любой мяч, все машины, часы и пр.) | Произносит пер-вые слова-обозна-чения, например: «дай», «мама», «би-би» | Закрепляются приобретенные в 9 мес. умения и навыки |
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст 2 года 6 месяцев
Активная речь.
1. Говорит многословными предложениями (белее 3 слов).
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка – в своей речи употребляет многословные предложения (более 3 слов).
2. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?».
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – хотя бы раз задает вопрос: «Где?» или «Куда?».
Сенсорное развитие.
1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой - у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу различные предметы 4-х основных цветов.
Материал – цветное лото, в котором имеются карты с основными 4 цветами, изображение разнообразных предметов 4-х цветов (необходимо использовать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карты с 4-мя основными цветами, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередует) и спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы.
Материал – пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Подобранные игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка – дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий, их детализация, использует воображаемые предметы.
Навыки.
1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребенка – самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Ест аккуратно.
Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения.
1. Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую от пола на 15 см.
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (15 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Материал – палка длиной 40 см. – 1 м. или веревка. Можно нарисовать палку на полу.
Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку так, как он может (одной или двумя ногами, с места или с разбега).
Поведение ребенка – перепрыгивает через палку любым способом.
Возраст 3 года
Активная речь.
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребенка с помощью картинки.
Поведение ребенка – хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение, либо отвечает на вопрос взрослого.
2. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?».
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – хотя бы раз употребляет вопросы: «Почему?» или «Когда?».
Сенсорное развитие.
1. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению.
Материал – геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку–образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец.
Поведение ребенка – правильно подбирает мозаику к рисунку.
Называет 4 основных цвета.
Материал – 8 однотонно окрашенных предметов (по два одинаковых цвета) разной формы (например, красный шарик, красная чашка и др.).
Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра.
Появляются элементы ролевой игры.
Материал – разнообразные сюжетные игрушки.
1. Методика тестирования – ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
2. Методика тестирования – ситуация провоцируется. Взрослый, наблюдая за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?».
Поведение ребенка – на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Навыки.
1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда небольшая помощь может быть оказана при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения.
1. Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см.
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (20 см.) для палки, на этой высоте закрепить палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Материал – палка длиной 40 см. или веревка.
Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку с места двумя ногами. Нельзя задевать палку.
Поведение ребенка – перепрыгивает через палку с места двумя ногами.
Го года жизни
Имя, фамилия Дата рождения
Анамнез: биологический Дата и возраст
социальный при поступлении в группу
Первое полугодие | ||||||||||
Возраст | Уровень нервно-психологического развития (каждому возрасту соответствует) | Поведе-ние | Заключе-ние | Назначе-ния | ||||||
З.р. | С.р. | Э.м. | Дв. | Д.р. | А.р. | Н. | ||||
10 дней | ||||||||||
18 дней | ||||||||||
1 мес. | ||||||||||
и т.д. |
Второе полугодие | ||||||||
Возраст | Уровень нервно-психологического развития (каждому возрасту соответствует) | Поведе-ние | Заключе-ние | Назначе-ния | ||||
7 мес. | ||||||||
и т.д. |
Года жизни
Имя, фамилия Дата рождения
Анамнез: биологический Дата и возраст
социальный при поступлении в группу
2-й год жизни | |||||||||
Возраст | Уровень нервно-психологического развития (каждому возрасту соответствует) | Поведе-ние | Заключе-ние | Назначе-ния | |||||
П.р. | А.р. | С. | И. | Дв. | Н. | ||||
1 г. 3 м. | |||||||||
1 г. 6 м. | |||||||||
1 г. 9 м. | |||||||||
2 года |
3-й год жизни | ||||||||||||
Возраст | Уровень нервно-психологического развития (каждому возрасту соответствует) | Пове-дение | Заклю-чение | Назна-чения | ||||||||
А.р. | С. | И. | К. | Изо | Дв. | Н. | ||||||
2 г. 6 м. | ||||||||||||
3 года |
Приложение № 1
ОТ 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3-х ЛЕТ
Составлено Печорой К.Л.
Д И А Г Н О С Т И К А
Возраст | Форма | Величина | Цвет | |||||||||||||||||||||||||||
1 год 3 мес. | Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
| |||||||||||||||||||||||||||||
1 год 6 мес. | Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в 3 см.) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 год 9 мес. | Ориентируется в 3-х контрастных величинах с разницей в 3 см.
| |||||||||||||||||||||||||||||
2 года | Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных пар-ных предметов – варежки) к с з к с з | |||||||||||||||||||||||||||||
2 года 6 мес. | Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус (подбор к образцу) | Ориентируется в 4 контра-стных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов) | ||||||||||||||||||||||||||||
3 года | Использование геометри-ческих фигур в своей де-ятельности (путем нало-жения, подбор к образцу) | Называет четыре цвета |
Приложение № 3
С 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3-х ЛЕТ
Составлено Печорой К.Л.
Возраст | Диагностика | Игры и занятия | ||
Понимание речи | Активная речь | |||
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы: 1) игрушки – часы, машина, мячик, собака; 2) одежда; 3) ориентировка в окружа-ющем | Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности | 1. Чудесный мешочек (предметы с называни-ем); 2. Отдельные картинки; 3. Экскурсии в помеще-нии; 4. Игры звуками; 5. Игры пальчиками; 6. Показ предметов в действии | |
1 год 6 мес. | Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в кон-фликтной ситуации). Предметы: 1) кошка белая, черная, маленькая. Собака белая, большая; 2) ложка игрушечная, ложка десертная, совок | Пользуется словом в мо-мент сильной заинтересо-ванности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котенок | ||
1 год 9 мес. | Понимает изображение не-сложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?». 1) мальчик кормит собаку; 2) мама купает малыша; 3) дети обедают | Обозначает свои действия словом, применяя 2-х словные предложения (в естественной ситуации, игре, общении) | 1) Сюжетные показы; 2) Картинки в действии, несложные; 3) Выполнение поруче-ний (найди, принеси, по-ставь); 4) Рассказы без показа; 5) Подговаривание четверостиший; 6) Мелочь | |
2 года | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослым пользуется 3-х словными предложениями в естест-венной ситуации | ||
2 года 6 мес. | Грамматика | Вопросы | 1) Теневой кукольный театр; 2) Экскурсии, наблюде-ния; 3) Рассказы без показа, сказки; 4) Рассказы по картинке; 5) Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?» | |
В речи ис-пользует многослов-ные предло-жения в естественной ситуации | «Где?» «Куда?» | |||
3 года | В опыте речи ребенка появились придаточные предложения | «Почему?» «Когда?» |
ГРУППА РАЗВИТИЯ
Разработано Печорой К.Л.
Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни | |||
I группа | II группа | III группа | IV группа |
1. Дети с опережением в разви-тии: а) на 2 эпикризных срока – высокое развитие; б) на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 2. Дети с опережением в разви-тии: верхне-гармоническое. Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть - выше на 2 эпикризных срока. 3. Дети с нормальным развитием. | 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: а) I степень: задержка 1-2 показателей; б) II степень: задержка 3-4 показателей; в) III степень: задержка 5-7 показателей. 2. Дети с нетипичным негар-моничным развитием. Часть показателей выше, часть – ниже на 1 эпикризный срок. | 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: а) I степень: задержка 1-2 показателей; б) II степень: задержка 3-4 показателей; в) III степень: задержка 5-7 показателей. 2. Дети с нетипичным нижнегар-моничным развитием. Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока. | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока. |
*) Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье и в детском учреждении предлагается V группа – задержка в развитии на 4-5 эпикризных срока, в IV и в V группах оценка развития производится дифференцировано, по степени, аналогично III группе развития.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
2-3 ЛЕТ
1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Дата обследования
- Ф.И.О.
- Дата рождения (год, месяц, число), возраст
- Домашний адрес, телефон
- Где воспитывается или обучается ребенок
- Ф.И.О. родителей, их возраст, профессия, место работы
- Состав семьи
- Жалобы родителей
2. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1) Есть ли в семье больные с наследственной патологией (родители, братья, сестры, ближайшие родственники). Наличие у родственников речевой патологии. Наличие в семье двуязычия.
2) Данные о протекании беременности и родов, раннее развитие ребенка (сосание, сон, двигательная активность)
3) Развитие ребенка со слов родителей:
а) формирование языка опрятности;
б) формирование моторных навыков – сидение, стояние, ходьба;
в) перенесенные заболевания (дата, тяжесть);
г) основные черты поведения: спокойный – возбужденный, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и пр.
4) Речевой анамнез:
а) время появления гуления, лепета, первых слов. Их характеристика;
б) время появления фразовой речи, затруднения при переходе к ней;
в) стимуляция речевого развития ребенка, чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом или нет; с какого возраста разучиваются стихи, песни; как запоминает;
г) темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный)
5) Условия воспитания ребенка:
а) социальная среда (где ребенок воспитывался – в доме ребенка, в детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабуш-кой);
б) особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией, при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении;
в) культурно-бытовые условия в семье;
г) адаптация ребенка в коллективе (настроение, как общается, играет);
д) каки