Классификация фотоаппаратов
КАМЕРА-ОБСКУРА
Между 1792 и 1796 гг. братья Нисефор и Клод Ньепсы уже работали над идеей "...воспроизводить самостоятельно, действием света, изображения, получаемые в камере-обскуре". Это было начало великого превращения камеры-обскуры в фотографическую камеру.
На рубеже XVIII—XIX вв. камера-обскура получила широкое распространение как рисовальный аппарат. Одной из популярнейших моделей оказались компактные рисовальные аппараты для путешественников в виде ящичных "зеркальных" камер-обскур. Такие камеры-обскуры состояли из двух вдвигающихся один в другой ящиков.
Оптическая система представляла собой объектив или малое отверстие. В оптическую систему этих "зеркальных" камер-обскур было включено плоское зеркало, расположенное под углом 45° к оптической оси, благодаря которому они и получили своё название. Зеркало проецировало изображение на горизонтально расположенное матовое стекло и служило для обращения светописного рисунка.
Чтобы, например, воспользоваться этим аппаратом для зарисовки с натуры, достаточно добиться чёткого изображения выбранного предмета сначала на матовом стекле, затем на листе полупрозрачной бумаги и обвести изображение карандашом. Ньепс просто не мог не использовать возможности этих камер-обскур в своих опытах.
Неизвестно, были ли опыты с зеркальными камерами-обскурами успешны, но Ньепс обращался и к другому типу конструкции камеры-обскуры - к "аппарату" ведущего парижского оптика В.Шевалье, состоявшему из линзы-призмы и объектива в едином латунном корпусе. Подставка, занавески и рама орехового дерева, к которой прикрепляются аппарат и занавески, - так выглядит эта камера-обскура. А линза-призма - это не что иное, как знаменитая "мегаскопическая призма", изобретённая Шевалье. Она ломает оптическую ось под прямым углом как прямоугольная призма и как обычная двояковыпуклая линза строит действительное изображение.
Какая же из этих двух камер-обскур послужила источником вдохновения для создания первых фотоаппаратов? Сомнений не останется, если взглянуть на ящичную камеру-обскуру. Основополагающую роль в истории фототехники, конечно же, сыграла именно камера-обскура со встроенным зеркалом и горизонтально расположенным матовым стеклом. Форма корпуса, его светонепроницаемость, оптическая схема, наличие механизма наведения на фокус и его конструкция были использованы в XIX в. для создания фотографического аппарата. Всё это вошло в арсенал фотографических камер разных времён.
Ньепс экспериментирует и с ирисовой диафрагмой. Её он также позаимствовал у микроскопа. Кстати сказать, только в конце XVIII - начале XIX в. в осветительной системе микроскопа начали применять ирисовую диафрагму, и одной из первых это сделала французская оптическая фирма "Шевалье". В своих опытах Ньепс диафрагмирует объектив и добивается повышения резкости изображения. При этом он обращает внимание на снижение яркости изображения.
Годы с 1818 по 1828-й сыграли в изысканиях Ньепса решающую роль. Стала понятна сущность процесса получения негативного изображения. Долгие годы ушли на совершенствование оптической системы. И, наконец, был создан фотографический объектив.
Объектив — оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращённая к объекту наблюдения или съёмки и формирующая его действительное или мнимое изображение. В оптике рассматривается как равнозначное собирающей линзе, хотя может иметь иной вид, например, в Камере-обскуре. Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах — из зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы.
Итак, именно в середине 30-х гг. XIX в был создан прототип фотоаппарата - прибора для создания нерукотворных светописных рисунков. В его конструкции воплотились глубокий ум и поразительная наблюдательность талантливых изобретателей Жозефа Нисефора Ньепса, Луи Дагера, а также опыт и превосходная инженерная мысль оптиков Винсента и Шарля Шевалье. А объединило этих людей и заставило открывать всё новое в фотоаппаратостроении изобретение Ньепса - гелиография.
Дату рождения фотографии - 7 января 1839 г. - по праву можно считать и датой рождения первого фотоаппарата: Луи Дагер получил патент на первый в мире фотоаппарат в этом же году.
Мастерские по изготовлению камер для производства дагеротипов стали спешно создаваться сразу же после опубликования "способа Дагера". Например, во Франции это были фирма "Шевалье" и магазин по продаже писчей бумаги братьев Сюсс и Жиру. В Великобритании - знаменитая оптическая фирма "Росс", а в Германии - оптическая фирма К.А.Штейнгейля. Фотографические камеры в тот момент даже не имели собственного названия и именовались по аналогии с известными рисовальными аппаратами не иначе как "камеры-обскуры".
Дагер создал хорошо отлаженный технологический процесс получения дагеротипов. Для его реализации кроме фотокамеры использовались два отдельных прибора: для окуривания йодом серебряной пластинки и для проявления парами ртути скрытого изображения.
В России первым начал изготовлять "дагеротипные снаряды" А.Ф.Греков. Фотокамеры Грекова совмещали в одном приборе и камеру для получения светочувствительного слоя, и собственно фотографическую камеру, и камеру для проявления. Греков работал и над усовершенствованием дагеротипии. Привнесённые им улучшения "способа Дагера" и изобретённый им способ плоской печати для получения отпечатков с дагеротипа получили официальное признание на заседании Парижской академии наук в 1840 г.
Итак, первыми фотографическими камерами стали ящичные фотоаппараты. Они получили свое название от формы корпуса в виде ящика, унаследованной ими от ящичной зеркальной камеры-обскуры. В большинстве своём они представляли собой либо два ящика, вложенных один в другой с фокусировкой при их взаимном перемещении, либо неразъёмный корпус в форме ящика с выдвижным тубусом объектива.
В этих камерах применялись все типы фотоматериалов начального этапа развития фотографии: дагеротипные пластинки (1839-1860), бумага для каллотипов (1841-1860), альбуминные (1848-1860), мокроколлодионные (1851-1880) и сухие коллодионные (1852-1880) пластинки на стеклянной подложке, а также ферротипные пластинки "для моментальных снимков" у уличных фотографов (1860-1914). В силу своих габаритов они использовались совместно с изобретённым в 1839 г. французом А. Селье штативом и получили название штативных. Среди них встречались и камеры со встроенной лабораторией (дагеротипные, мокро-коллодионные, ферротипные камеры) (1853-1880), со складным деревянным корпусом (1840-1860), магазинные (1854-1900), с мультипликатором и многобъективные (1860-1870).
Дальнейшая эволюция фототехники в конце 1870-х - начале 1880-х гг. привела к появлению более лёгких и транспортабельных ящичных фотоаппаратов, получивших название ручных ящичных фотокамер. Конструкции этих фотоаппаратов настолько разнообразны, что число их типов насчитывает более двенадцати.
Ручные ящичные камеры можно разбить на два вида:
1. для фотопластин и форматной плёнки;
2. для рулонной и неперфорированной мало- и микроформатной плёнки.
Возьмём, например, фотоаппарат "Merkur" торгового дома "Метенков и К0" (Екатеринбург, Россия. 1902-1910). Он продавался многими торговыми домами: "Иосиф Покорный", "И. Стеффен", а также торговым домом "Ave" А. Вернера. Производила его вплоть до 1909 г. немецкая фирма "R. Huttig", а затем поглотившая последнюю фирма “Ica" (Дрезден, Германия).
Это фотоаппарат с постоянным фокусом. Затвор у него гильотинный фронтальный, работающий с регулируемой вручную и с моментальной выдержкой около 1/50 с. Объектив - ахроматическая ландшафтная линза с фокусным расстоянием 125 мм и относительным отверстием 1:11. Перед объективом расположена револьверная диафрагма с тремя отверстиями для диафрагменных чисел 11, 22 и 32.
В 1890-1950-е гг. значительное распространение получили так называемые бокс-камеры. Среди них особо обращают на себя внимание фотоаппараты компании "Eastman Kodak" со встроенным механизмом установки и перемотки фотоплёнки (1888-1900), положившие начало новому этапу развития фототехники.
Типу ящичных фотоаппаратов свойственно большое разнообразие в форме корпуса, эволюция которого в конце концов привела к созданию жёсткого неразъёмного корпуса для малоформатных фотоаппаратов с размером кадра 24x36 мм на 35-мм киноплёнку. Пора рассказать и о новом типе фотокамер, появившихся вслед за ящичными - о складных фотокамерах с откидной стенкой. Их главная отличительная черта - складной мех. Первые камеры с мехом появились в 1851 г. Конечно же, все они были исключительно штативными. Их трудно было назвать складными, ведь всё, что позволяла их конструкция, - это перед транспортировкой придвинуть объективную доску с объективом к кассетной части. Но по сравнению с ящичными камерами того же времени это было уже нечто более совершенное.
Объективная доска, рамка для кассет и матового стекла у камер этого типа имели несколько степеней свободы. Возможность наведения на фокус перемещением как матового стекла, так и объектива, подвижность рамки для матового стекла и объективной доски стали отличительной особенностью всех павильонных камер.
Когда бромжелатиновые пластинки в конце 1870-х гг. окончательно вытеснили мокроколлодионный процесс, в истории фотоаппарата наступил один из самых интересных этапов - начался поиск оптимальных конструкций. Он продлился вплоть до 1930-х гг.
Основная доска, откидываемая вперед и трансформированная впоследствии в откидную переднюю стенку корпуса, придала особую компактность и изящество штативным складным фотокамерам. Особенно ярко это свойство проявилось у штативных складных фотокамер с откидной передней стенкой и объективной доской, убирающейся внутрь корпуса. Даже рассчитанные на формат 30x40 см камеры в сложенном виде представляли собой параллелепипед с длиной не более 6-7 см.
Ручные складные камеры с откидной передней стенкой впервые появились на европейском рынке в 1880-е гг. и сразу стали очень популярны. Они обладали всеми возможностями складных штативных камер и имели с ними генетическое сходство, особенно на ранней стадии развития. Единственное, что они потеряли, - это возможности корректировки аберраций объектива с помощью элементов конструкции камеры. Только к 1890-м гг. были выработаны устойчивые конструктивные признаки этого семейства.
От штативных ручные камеры отличались не столько размерами и меньшим весом, сколько наличием видоискателя, шкалы дальностей и встроенного затвора. Ведь существовали ручные фотокамеры даже для таких крупных форматов, как 25,4x30,5 см! Камерами любого размера, даже самыми маленькими, осуществляли съёмку не только с рук, но и со штатива. Для этого их снабжали резьбовыми гнёздами под винт штативной головки. И современные камеры тоже, как правило, не лишены такой возможности.
Затворы применялись центральные или шторные, встречались и такие модели, которые совмещали в себе эти оба вида затворов.
Морфология семейства складных ручных фотоаппаратов с откидной передней стенкой очень разнообразна и смешанна. Поэтому трудно выделить в нём отдельные виды фотокамер с чёткими морфологическими признаками. Однако по признаку применяемого вида фотоматериала их можно разделить на две неравнозначные по своему объёму группы:
• ручные складные камеры с откидной передней стенкой для фотопластин;
• ручные складные камеры с откидной передней стенкой для рулонной или форматной плёнки.
• Ручные складные камеры с откидной передней стенкой для фотопластин и для рулонной плёнки стали первой экспериментальной базой по механизации и автоматизации некоторых функций управления съёмочным процессом. В том же направлении шло развитие ещё одного вида фотоаппарата - клапкамеры. И в 1930-х гг. эти два вида фотокамер образовали особую группу фотоаппаратов с самоустанавливающимся объективом. В них идея создания 35-миллиметровой камеры уже заявила о себе. Долгий путь в поисках оптимальной конструкции близился к концу.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОАППАРАТОВ