Проблема «утечки умов» из России.
Одна из характерных черт современной межгосударственной миграции — вовлечение в миграционный оборот кадрового потенциала науки. Данное явление получило название «утечка умов (мозгов)» (“BrainDrain”). Это выражение появилось в начале 1950-х годов, когда в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США, но эта проблема остается актуальна и по сей день.
«Утечка умов» — это процесс, при котором из страны или региона эмигрируют ученые, специалисты и квалифицированные рабочие. Энциклопедия “Britannica” определяет этот термин как «миграцию образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую, обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни»
В России массовый отток научных кадров начался в 1990-х годах, после распада СССР. Но эта проблема остается актуальной и в наши дни. наиболее популярные страны для «научной эмиграции» —США, Франция, Израиль, Германия, Канада.
За последние двадцать лет Россию покинули 70-80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков. С 1990 по 2013 уехало практически 800 тыс. ученых.
Основные причины, по которым российские специалисты предпочитают научную карьеру за рубежом:
1) низкий уровень оплаты труда научным сотрудникам;
2) неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;
3) бюрократизм, взяточничество и волокита в своей стране;
4) большая ценность европейского и американского диплома.
5) низкий престиж статуса ученого в России;
6)научный и материальный успех за рубежом многих ученых покинувших Россию;
очень большое количество эмигрантов составляют студенты, которые поехали учиться за границу и после окончания обучения остались там на постоянное место жительство.
Процесс «утечки умов» неблагоприятно сказывается для страны. В России можно выделить следующие последствия. 2012 год
1) «Утечка умов» обескровливает фундаментальную науку: приток молодых кадров в РАН уменьшился почти в три раза в период 2002—2012 годы. За десять лет число молодых ученых в России сократилось на 50 %.
2) При наличии десятой части ученых мира, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте России 22% на 2016 год
3) За последние десять лет (2002 - 2012) Россия снизила свою долю в мировом производстве наукоемкой продукции в 9? раз.
4) Очень низкая инновационная активность: лишь 5 %? предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 87 %?.
К негативным последствиям утечки умов можно отнести:
· ослабление НТП, замедление научного и экономического роста;
· невосполнение затрат государства на обучение и повышение квалификации специалистов;
· упущенная выгода для науки, образования, экономики и социального развития страны;
· демографические потери;
· стратегическое отставание развития страны от ведущих стран мира.
Расходы на науку снижаются.
В 2016 году внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 37.3 млрд долл. США. В сравнении: США потратили 502.9 млрд долл. США.
Для решения данной проблемы нужно принять ряд мер по удержанию научных специалистов в стране:
1) Подготовка программы поддержки молодых ученых после защитыимикандидатских и докторских диссертаций.
2) Выделение квоты для молодых ученых на выборах в Академии наук, как это неоднократно делалось в прошлом.
3) Создание организаций по связям с соотечественниками за рубежом для реализации совместных научных и научно-технических исследовательских программ, укрепления профессиональных связей и создания условий их возвращения на родину.
4) Приведение в соответствие подготовки специалистов с потребностями развивающихся отраслей российской экономики настоящего и ближайшего будущего. Необходима финансируемая государством бесплатная (либо в кредит с последующей оплатой) переподготовка квалифицированных, но ставших безработными в результате структурных изменений специалистов.
5) Развертывание программы строительства ведомственного жилья для научно-технической молодежи, развитие ипотечного кредитования с последующим списанием части кредита тем, кто плодотворно работает на российскую науку.
6) Выработка национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, и поддержку научных школ.
7) Совершенствование российского рынка труда в плане наполнения его рабочимиместами для ученых. Причем важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест.