Доходы и расходы: общие понятия и классификация.
Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды, то выручкой считается арендная плата.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и др. видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются лицензионные платежи.
При участии организации в уставных капиталах других организаций выручкой считаются поступления в связи с этой деятельностью.
2) прочие доходы.
– операционные:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты);
• проценты за пользование денежными средствами организации;
• проценты за пользование денежными средствами организации, находящимися на счетах в банке, и др.
– внереализационные:
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• активы, полученные безвозмездно;
• поступления в возмещение причиненных организации убытков;
• мприбыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма дооценки активов и др.
– чрезвычайные – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, наводнения):
• страховое возмещение;
• стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных или иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы подразделяются на:
1) расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами организации по обычным видам деятельности признаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, если ее предметом является:
• предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды;
• предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и других видов интеллектуальной собственности;
• участие в уставных капиталах других организаций;
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости амортизируемых активов (основных средств, нематериальных активов), осуществляемое в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируются из двух составляющих:
• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материальных производственных запасов (Дебет счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей);
• расходы, возникающие непосредственно в процессе производства продукции (Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы»), счетов продажи товаров (44 «Расходы на продажу»), управления (26 «Общехозяйственные расходы»);
2) прочие расходы:
– операционные:
• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;
• расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;
• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• расходы, связанные с выбытием основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
• проценты за пользование денежными средствами организации;
• расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций;
• отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.);
• налоги (на рекламу, имущество) и др.;
– внереализационные:
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• возмещение причиненных организацией убытков;
• убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма уценки актива;
• перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера, иные аналогичные мероприятия и др.;
– чрезвычайные – расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожаров, наводнений).